Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 00:25, контрольная работа

Описание работы

1-ый вопрос: Предмет психологии управления
2-ой вопрос: Виды контроля в управлении

Работа содержит 1 файл

ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ И МЕНЕДЖМЕНТА 1.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

   1-ый  вопрос: Предмет психологии управления

   2-ой  вопрос: Виды контроля  в управлении 

   Психология  управления как наука продуцирует  психологические знания, применяемые  при решении проблемы управления деятельностью трудового коллектива.

   Личность  работника изучается рядом психологических дисциплин, таких как общая психология, психология труда, инженерная психология. Вместе с тем рабочая группа или трудовой коллектив изучается социальной и педагогической психологией.

    Отличительную особенность психологии управления составляет то, что ее объектом является организованная деятельность людей. Организованная деятельность — это непросто совместная деятельность людей, объединенных общими интересами или целями, симпатиями или ценностями, это деятельность людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации и выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными и корпоративными требованиями.

    Правила, нормы и требования организации предполагают и порождают особые психологические отношения между людьми, которые существуют только в организации, — это управленческие отношения людей.

    Социально-психологические  отношения выступают как взаимоотношения  людей, опосредованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности, т.е. ее реальным содержанием. Управленческие отношения составляют организованную совместную деятельность, делают ее организованной. Иначе говоря, это не отношения в связи с деятельностью, а отношения, образующие совместную деятельность.

    В социальной психологии отдельный работник выступает как часть, как элемент  целого, т.е. социальной группы, вне  которой его поведение не может  быть понятым.

    В психологии управления и отдельный  работник, и социальная группа, и  коллектив выступают в контексте организации, в которую они входят и без которой их анализ в плане управления оказывается неполным. Изучение личности работника в организации, анализ влияния организации на социально-психологическую структуру и развитие коллектива — всё это и многое другое составляют актуальность моей работы подтолкнувшие меня к  более тщательному изучению психологии управления. 

Психология  управления: ее объект и предмет

    В психологии управления, в отличие  от психологии труда, например, актуальна не проблема соответствия работника его профессии, не проблема профессионального отбора и профессиональной ориентации, а проблема соответствия работника организации, проблема отбора людей в организацию и их ориентации в отношении особенностей данной организации.

    В психологии управления, в отличие  от социальной психологии труда, объектом изучения становятся не просто отношения  людей в коллективе или социальной группе, а отношения людей в  организации, т.е. в условиях, когда  действия каждого участника совместной деятельности заданы, предписаны, подчинены общему порядку работ, когда участники связаны друг с другом не просто взаимной зависимостью и взаимной ответственностью, но и ответственностью перед законом.

   Объект  изучения психологии управления составляют люда, входящие в финансовом и юридическом отношениях в самостоятельные организации, деятельность которых ориентирована на корпоративно полезные цели.

    Подходы к пониманию предмета психологии управления многообразны, что в известной  мере свидетельствует о сложности этого феномена. Так, психологи Е. Е. Вендров и Л. И. Уманский выделяют следующие аспекты предмета психологии управления:

    • социально-психологические вопросы производственных групп и коллективов;
    • психология деятельности руководителя;
    • психология личности руководителя;
    • психологические проблемы подбора руководящих кадров;
    • психолого-педагогические проблемы подготовки и переподготовки руководящих кадров.

    Психологи В. Ф.Рубахин и А. В. Филиппов в  предмет психологии управления включают:

    • функционально-структурный анализ управленческой деятельности;
    • социально-психологический анализ производственных и управленческих коллективов и взаимоотношений в них людей;
    • психологические проблемы взаимоотношений между руководителем и подчиненными и другие.

   Обобщая все сказанное, можно сделать вывод, что предмет психологии управления — это совокупность психических явлений и отношений в организации, в частности:

    • психологические факторы эффективной деятельности менеджеров;
    • психологические особенности принятия индивидуальных и групповых решений;
    • психологические проблемы лидерства;
    • проблемы мотивации поведенческих актов субъектов управленческих отношений и другое.

     Можно утверждать, что в предмет  изучения психологии управления  органично входят традиционные  социально-психологические явления (лидерство, психологический климат, психология общения и т.п.), психологические проблемы трудовой деятельности (психические состояния в рамках трудовой деятельности, например), общей психологии (психологическая теория деятельности, теория личности, теория развития), и других прикладных направлений психологии.

    Среди специалистов в области психологии управления достигнуто единство в отношении  представления о наиболее актуальных для организации психологических  проблем. К их числу относят следующие:

    • повышение профессиональной компетентности руководителей (менеджеров) всех уровней, т.е. совершенствование стилей управления, межличностного общения, принятия решений, стратегического планирования и маркетинга, преодоление стрессов и другое;
    • повышение эффективности методов подготовки и переподготовки управленческого персонала;
    • поиск и активизация человеческих ресурсов организации;
    • оценка и подбор (отбор) менеджеров для нужд организации;
    • оценка и улучшение социально-психологического климата, сплочение персонала вокруг целей организации.

    Психология  управления как наука и практика призвана обеспечить психологическую  подготовку менеджеров, сформировать или развить их психологическую  управленческую культуру, создать необходимые  предпосылки для теоретического понимания и практического применения важнейших проблем сферы управления, к которым следует отнести:

    • понимание природы управленческих процессов;
    • знание основ организационной структуры;
    • четкое представление об ответственности менеджера и ее распределении по уровням ответственности;
    • знание способов повышения эффективности управления;
    • знание информационной технологии и средств коммуникации, необходимых для управления персоналом;
    • умение устно и письменно выражать свои мысли;
    • компетентность в отношении управления людьми, отбора и подготовки специалистов, способных к лидерству, к оптимизации служебных и межличностных взаимоотношений среди работников организации;
    • способность планировать и прогнозировать деятельность организации с использованием средств вычислительной и компьютерной техники;
    • умение оценивать собственную деятельность, делать правильные выводы и повышать свою квалификацию, исходя из требований текущего дня и ожидаемых изменений в будущем;
    • развитое представление об особенностях организационного поведения, структуре малых групп, мотивах и механизмах их поведения.

Контроль, понятие и сущность, этапы контроля, виды контроля.

     Управленческий  контроль - это одна из функций управления, без которой не могут быть реализованы  в полной мере все другие функции  управления: планирование, организация, руководство и мотивация. Так, планирование должно постоянно учитывать реальные возможности и изменяющиеся условия функционирования и развития фирм. Контроль призван обеспечивать правильную оценку реальной ситуации и тем самым создавать предпосылки для внесения корректив в запланированные показатели развития, как отдельных подразделений, так и всей фирмы.

     Поэтому контроль выступает одним из главных  инструментов выработки политики и  принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование фирмы и достижение ею намеченных целей, как в долгосрочной перспективе, так и в вопросах оперативного руководства.

     В функцию контроля входят: сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах хозяйственной деятельности всех подразделений фирмы, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ причин этих отклонений; разработка мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей. В связи с этим контроль рассматривается не только как фиксирование отклонений, но и как анализ причин отклонений и выявление возможных тенденций развития. Наличие отклонений в одном из звеньев может потребовать принятия срочных решений, касающихся оперативной деятельности конкретного подразделения.

     Важной функцией управленческого контроля является разработка стандартной системы отчетности, проверка этой отчетности и ее анализ как по результатам хозяйственной деятельности фирмы в целом, так и каждого отдельного подразделения. Поэтому осуществление функции контроля опирается в первую очередь на организацию системы учета и отчетности, включающей финансовые и производственные показатели деятельности и проведение их анализа.

     КОНТРОЛЬ - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

     Почему необходим контроль? Руководители начинают осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда они сформулировали цели и задачи и создали организацию. Контроль очень важен, если вы хотите, чтобы организация функционировала успешно. Без контроля начинается хаос, и объединить деятельность каких-либо групп становится невозможно. Важно и то, что уже сами по себе цели, планы и структура организации определяют ее направление деятельности, распределяя ее усилия тем или иным образом и направляя выполнение работ. Контроль, таким образом, является неотъемлемым элементом самой сущности всякой организации. Это и дало основание Питеру Друкеру заявить: «Контроль и определение направления - это синонимы». Поддержание успеха. Равно важной является положительная сторона контроля, состоящая во всемерной поддержке всего того, что является успешным в деятельности организации. Сопоставляя реально достигнутые результаты с запланированными, то есть, отвечая на вопрос «На сколько мы продвинулись к поставленной цели?», руководство организации получает возможность определить, где организация добилась успеха, а где потерпела неудачу.

     Фирмы широко используют  две  формы  контроля: финансовый (как основа общего управленческого контроля) и административный. Финансовый контроль осуществляется путем получения от каждого хозяйственного подразделения финансовой отчетности по важнейшим экономическим показателям деятельности по стандартным формам, идентичным для местных и зарубежных дочерних компаний. Число позиций и сроки представления отчетности могут быть различны. Как правило, более детальная отчетность представляется крупными дочерними фирмами и компаниями, находящимися на важнейших рынках. Она ложится в основу сравнения фактических показателей с планируемыми. При этом в центре внимания находятся такие показатели, как уровень прибыли, издержки производства и их отношение к чистым продажам, эффективность капиталовложений, обеспеченность собственными средствами, финансовое состояние (платежеспособность и ликвидность) и др. Анализ этих показателей осуществляется отдельно по каждому центру ответственности (производственно - хозяйственной группе, производственному отделению, дочерней компании), а также по фирме в целом.

     Система централизованного контроля позволяет поддерживать определенное сочетание централизации и децентрализации в управлении, поскольку предусматривает передачу контроля за оперативной деятельностью низовых звеньев (производственных отделений, дочерних компаний, заводов) руководителям соответствующих подразделений.

     На этом уровне осуществляется контроль за соответствием хозяйственных результатов показателям, запланированным в текущем бюджете; производится сравнение объема фактических и планируемых продаж; анализируются, изменение доли фирмы на рынке, как в целом, так и по отдельным продуктам и сегментам рынка, состояние портфеля заказов. Такой контроль обычно называют оперативным контролем (а также административным, или тактическим) в отличие от общего, стратегического контроля. Оперативный контроль призван систематически следить за обеспечением выполнения намеченной текущим планированием производственной программы, поэтому его, как правило, объединяют с планированием в единую функцию оперативного управления. В то же время общий управленческий контроль направлен на решение стратегических задач и достижение намеченных целей путем наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов и тесно связан с перспективным планированием. Поэтому общий управленческий контроль требует централизации, в то время как оперативный контроль - децентрализации.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"