Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 21:19, контрольная работа

Описание работы

Человек как продукт длительной биологической эволюции, воспроизводящей в информационном аспекте эволюцию нашей Вселенной после Большого взрыва, отражает в себе в закодированном виде последовательность истории нашего Космоса... Социальное не противостоит физическому, космическому и биологическому, ибо от рождения человек имеет телесную организацию, которая содержит в себе возможности ее универсального социально-деятельного развития. Поскольку природа человека инвариантна, то общество не может формировать заново в каждом поколении и в каждом человеке человеческую природу. Оно вышивает по канве (человек как сжатая Вселенная) социальный узор (личность, которая представляет собой микрокосм социума) в зависимости от набора ценностей.

Содержание

ВОПРОС 1: Человек: индивид, личность, индивидуальность. Соотношение в человеке биологического, социального и духовного начала……………………………………………2


1.1. Человек………………………………………………………………………………………2

1.2. Понятие личности…………………………………………………………………………..3

1.3. Индивид……………………………………………………………………………………..4

1.4. Соотношение понятий: человек, индивид, индивидуальность, личность……………..10


ВОПРОС 2: ответ на вопрос о свойствах коллектива………………………………………..13


ВОПРОС 3: ответ на вопрос о роли поощрения и воспитания в воспитании……………...15


Список использованной литературы………………………………………………………….18

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа. ПСИХОЛОГИЯ.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

 3. Третья  стадия: консенсус и кооперация. После того как группа во  второй фазе решила межличностные  проблемы, резко возрастает взаимное  доверие сотрудников. Группа становится  более открытой и чувствует  себя более свободной в том,  чтобы отрицать либо принимать методы работы и способы действия. На этой фазе группа проявляет высокую степень прочности, все большее согласие устанавливается относительно целей работы и задач совместных действий.

 4. Четвертая  стадия: оптимальный коллектив. Если  группа достигает этой стадии, то это означает идентификацию разных членов группы с целями группы и ее общей задачей. Внутреннее взаимодействие в группе характеризуется взаимной открытостью, постоянной обратной связью, совместным учетом результатов и стремлением к улучшению общей ситуации соперничество уступает место кооперации. 

 Высшим  показателем развития группы является ее существование в форме коллектива. Коллектив - разновидность социальной общности (малой группы), для которой характерны совпадение индивидуальных и групповых целей в процессе совместной деятельности и возникающая на этой основе глубокая общность основных социально-психологических характеристик.

 Динамика  коллективообразования представляет собой сложный процесс, включающий как этапы быстрого продвижения по уровням, так и периоды длительного пребывания на одном и том же уровне и даже его снижения. В этом случае группы могут характеризоваться внутренней антипатией, эгоизмом в межличностных отношениях, конфликтностью, агрессивностью как формами проявления дезинтеграции.

 Отличительными  признаками коллектива являются:

 - совместная  деятельность;

 - наличие  общих интересов, целей и задач; 

 - единая  организация и управление;

 - относительная  устойчивость и длительность  функционирования. 

Прочитав  всю эту информацию, ответим на вопрос: какие из указанных групп можно назвать коллективом?

А.) Скопление  людей на улице - это совокупность индивидов, которые в данный момент оказались поблизости друг от друга. Их ничего не связывает, кроме того, что они оказались рядом. Назвать их коллективом никак нельзя.

Б.) Студенческая группа – это группа людей, которые учатся вместе. Общие интересы и цели, совместная деятельность – хождение на занятия, сдача экзаменов и зачетов. Налицо относительная устойчивость группы и длительность функционирования – группа как правило остается в одном составе в течение 5-6 лет. Поэтому студенческую группу вполне можно назвать коллективом.

В.) Преподаватели, работающие в одном университете – также можно назвать коллективом. Присутствуют все признаки коллектива.

Г.) Директора школ, занимающиеся на одном и том же семинаре, курсах повышения квалификации – это временная группа, с общими целями и интересами. Но назвать коллективом никак нельзя – семинар длится несколько дней, курсы – максимум несколько месяцев. А один из признаков коллектива – относительная устойчивость и длительность функционирования.

 

ВОПРОС 3

При воспитании роль поощрения  и наказания неодинакова. Объясните и проиллюстрируйте это положение  примерами. 

   В наши дни среди педагогов и  широкой общественности бытуют самые разные взгляды на использование поощрений и наказаний в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять, другие, наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и такие, кто убежден, что истинное воспитание – это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний.

   Итак, при воспитании оказывается совершенно неодинаковой роль поощрения и наказания, т. е. (в научных терминах) положительное и отрицательное подкрепления. Это может показаться странным, ведь из физиологии высшей нервной деятельности известно, что условный рефлекс может вырабатываться с равным успехом на основе и положительного (например, пищевого) и отрицательного (например, болевого) подкрепления. Но в том-то все и дело, что воспитание личности - это не выработка условных рефлексов, а нечто гораздо большее!

   Проанализируем  роль поощрения и наказания на примере воспитании в семье. 

   В семье наиболее распространенными  мерами воздействия на детей являются наказание и поощрение - метод  кнута и пряника, возникший в  глубокой древности.

   В педагогике издавна ведется полемика о том, являются ли наказания необходимыми при воспитании детей. В.А. Сухомлинский выступал с идеей о том, что детей надо воспитывать только добром и лаской, целесообразно организовав их жизнь в семье, детском саду, школе.

   А.С. Макаренко придерживался той  точки зрения, что без наказания  можно обойтись, если с первых лет жизни приучать ребенка к режиму, выполнению требований, делать это терпеливо, без раздражения. Безнаказанность вредна: там, где наказание нужно, оно является таким же естественным методом, как любой другой метод воспитания.

   Наказание - воздействие на ребенка, которое выражает осуждение его действий, форм поведения, противоречащих принятым нормам. Смысл наказания мудро выражен в русской пословице: «Детей наказывай стыдом, а не кнутом». Наказать - значит помочь ребенку осознать свой поступок, вызвать чувство вины, раскаяния. Под влиянием наказания у ребенка должно укрепиться стремление поступать впредь соответственно с установленными правилами. Итак, наказание - это не столько действие со стороны взрослого, сколько то, что происходит в наказываемом ребенке, то, что он при этом переживает. С психологической точки зрения наказание - хорошо известное каждому человеку неприятное, давящее чувство стыда и унижения, от которого хочется скорее избавиться и никогда больше не переживать. Поэтому не следует напоминать ребенку о прошлых наказаниях, упрекать ими.

   Если  ребенок не чувствует свою вину, не осознает, что он неким образом  нарушил хорошие взаимоотношения  с близкими людьми, наказание будет  восприниматься им как акт насилия, вызовет лишь обиду, досаду, злость против того, кто это совершает. Следовательно, неправильное использование наказания приводит к тому, что этот метод теряет педагогический смысл. Однако далеко не всякий детский проступок требует наказания. Следует иметь в виду возрастные особенности маленьких детей, которые могут быть причиной проступка. Иногда достаточно ограничиться репликой, замечанием. Часто ребенок своим поступком сам наказывает себя, поэтому больше нуждается в сочувствии и утешении со стороны взрослых, чем в карательных мерах. Например, неосторожно ткнул пальцем в красивый воздушный шар – и тот лопнул; полез в лужу за корабликом – упал, промок ... Если ребенок ждет за каждую ошибку наказания, то страх парализует его стремление самому строить свое поведение.

   В практике семейного воспитания неправильное использование наказания проявляется в том, что родители часто наказывают ребенка в состоянии раздражения, усталости, по подозрению, суммируют несколько проступков. Ребенок не понимает справедливости подобных наказаний. Они порождают новый конфликт в отношениях с родителями. Недопустимы наказания трудом («сломал игрушку - иди убирайся в своей комнате»), наказания, вызывающие страх («сиди один на темной террасе»). Грубая брань, оскорбления, прозвища травмируют психику ребенка, ослабляют волю, вызывают недобрые чувства к взрослым.

   Многие  современные дети в своих семьях страдают от телесных наказаний. Дело в том, что многим родителям не хватает элементарных знаний об особенностях развития маленького ребенка, выдержки и терпения в его воспитании. Другие находятся в плену иллюзии относительно того, что с помощью физических наказаний удается достаточно быстро добиться послушания ребенка, забывая при этом о постоянном повышении «дозы» воздействия. Третьи просто морально деградировали. Отметим, что любые телесные наказания (даже «невинные» шлепки) перечеркивают всю воспитательную работу с ребенком. Дети, подвергающиеся дома побоям, не верят в доброе слово взрослых, скептически воспринимают такие моральные нормы, как «не обижай маленьких, помогай слабым». После розги и ремня дети не чувствительны к другим мерам воздействия.

   Возможны  наказания в виде лишения развлечений, отстранения от какой-то деятельности («Ссоришься и споришь с детьми - посиди, подумай, кто не прав: ты или  твои товарищи»).

   В отдельных случаях уместен метод  естественных последствий: забрызгал  зеркало - вытри, насорил - убери. Старшие  дети чувствительны к лишению  доверия. («Не могу пустить тебя одного во двор, в прошлый раз ты выбегал  за мячом на проезжую часть улицы»). Дети тяжело переживают изменение отношения к себе. Поэтому в качестве наказания взрослые могут проявить к ребенку сдержанность, некоторую официальность, холодность.

   Поощрение как воспитательное средство более  действенно, чем наказание. Стимулирующая роль поощрения - ориентация на хорошее, доброе в развивающейся личности, закрепление стремления и продвижения ребенка в этом направлении. Переживание радости, удовлетворения от одобрения его усилий, стараний, достижений вызывает у ребенка бодрость, способствует благоприятному самочувствию. В гамме этих чувств и переживаний, испытываемых ребенком от поощрения, значительное место занимает осознание радости, которую он принес близким и любимым людям своими действиями, поступками, словами. Если похвала, подарок становятся для ребенка самоцелью поведения, взаимоотношений («Что вы мне за это дадите?»), то это свидетельствует о том, что в воспитании не все ладно.

   Поощрение теряет педагогическую ценность, когда  у ребенка появляется привычка ожидать  похвалу, материальное подкрепление за успехи в любых делах, даже таких, выполнение которых не вызывает особых усилий, вполне доступно ему по силам и возможностям. Не следует злоупотреблять поощрением: то, что ребенок выполняет по обязанности, что ему легко и доступно, не нуждается в похвале. В домашнем воспитании должно стать правилом: поощрение надо заслужить, мобилизовав свои усилия, проявив самостоятельность. Укладывая ребенка вечером, можно вспомнить о его добрых делах, заслугах, отметить достижения.

   Основное  средство поощрения - это слово взрослого, обращенное к ребенку, похвала. Педагогическая же ценность «материального» выражения поощрения, столь распространенного в семье: пообедал - куплю мороженое и т.д. - весьма сомнительна, оно больше похоже на шантаж, чем на средство воспитания личности ребенка. Родители хотят сделать ребенка удобным (быстро поел, самостоятельно оделся), поэтому культивируют стиль общения, основанный на личной выгоде, на принципе: «Ты - мне, я - тебе». Подобное общение формирует и у детей прагматическое поведение: соблюдение норм и правил в условиях внешнего контроля.

   Где найти золотую середину в воспитании ребенка? В прощении. Многие ученые считают что взрослые должны овладеть искусством прощать. Прощение - значит примирение, которое поднимает в  сердце ребенка волну добрых чувств к родителям. Прощение маленький ребенок воспринимает как добро, доверие любимых людей. Строгие, не прощающие родители постоянно углубляют пропасть между собой и ребенком, толкая его к иным советчикам, друзьям, которые могут завести не в самую лучшую сторону. Но и постоянная готовность прощать ребенка чревата потерей авторитета и возможности влиять на ребенка.

 

    

            Список использованной литературы: 
 

1. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа  человека: естественнонаучный и гуманитарный аспекты. Ростов н./Д, 2004. 

2. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Многомерный мир современного  человека. М., 2000. 

3. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Человек: Энциклопедический  словарь. - М.: Гардарики, 2000. 

4. Ильенков Э.  В., Что же такое личность? Философия и культура. М., 2001.  

5. Карсавин Л.  П. О личности. Религиозно-философские  сочинения: В 2 т. М., 2002. т. 1. 

6. Стенин В.  С. Философская антропология и  философия науки. М., 2002.

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"