Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:43, контрольная работа
Задание: Дайте сравнительно-сопоставительную характеристику основных методов психологии управления, заполнив таблицу.
Задание:
Дайте сравнительно-
Название метода: |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. эксперимент |
исследователь
не ожидает случайного проявления интересующих
его психических процессов, а
сам создает условия, чтобы вызвать
их у испытуемых; исследователь может
целенаправленно изменить условия
и течение психических сновное достоинство
психологического эксперимента В том,
что он предоставляет возможность специально
вызывать определенные психические процессы
и явления, воздействовать на их характеристики,
устанавливать зависимость психических
явлений от изменяемых внешних условии.
Правильно организованный эксперимент
позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных
отношениях, не ограничиваясь только констатацией
связи — корреляции — между психологическими
переменными. Это преимущество объясняет
широкое применение эксперимента в психологии.
Основная масса эмпирических фактов в
сфере психического получена именно экспериментальным
путем. Основное достоинство
эксперимента состоит в том, что
он позволяет надежнее, чем все
остальные методы, делать выводы о
причинно-следственных связях исследуемого
явления с другими феноменами,
научно объяснять происхождение
явления и развитие. Однако организовать
и провести настоящий, отвечающий всем
требованиям психологический |
Чрезвычайно сложно
организовать эксперимент так, чтобы
испытуемый не знал о том, что он
— объект исследования. Если это
не удается, то более чем вероятны
желание испытуемого повлиять в
выгодном для себя направлении на
результаты эксперимента, его сознательная
или бессознательная тревога, боязнь
оценки, скованность и пр. Применение эксперимента наталкивается на принципиальные ограничения, связанные с невозможностью в ряде случаев произвольно изменять переменные. Так, в дифференциальной психологии и психологии личности эмпирические зависимости большей частью имеют статус корреляций и часто не позволяют делать выводы о причинно-следственных связях. Одна из трудностей применения эксперимента в психологии состоит в том, что исследователь обычно включен в ситуацию общения с испытуемым и может невольно влиять на его поведение. http://shporiforall.ru/shpory/ Достоинства
метода: объективность, возможность
произвольно регулировать Недостатки метода: проблема экологической валидности (соответствия данных, полученных в эксперименте – реальности); проблема влияния экспериментатора на результат; проблема обработки и интерпретации данных. http://psychological.ru/ |
2. наблюдение |
1.позволяет получить весьма уникальную информацию, добыть которую иными методами просто не представляется возможным.2.Позволяет выявить
связи между зависимой и 3.Проводится в специальных условиях, что исключает случайные явления |
1) Настроение наблюдателя.
Если наблюдатель в 2) Социальное
положение наблюдателя по 3) Тенденция
ожидания у наблюдателя. 4) Однократность
наблюдаемых обстоятельств. В
противоположность результатам
опроса результаты наблюдения
вообще дают наблюдателю 5) Предшествующие личные встречи наблюдателя с наблюдаемыми. «Первое впечатление», равно как и ряд встреч, могут вызвать смещение акцентов в картине наблюдения. 6) Необходимость
классифицировать результаты 7) Обнаружение
последующих событий. Оно 8) Психологическое
насыщение. В большинстве 9) Ошибки
в оценках. Такие ошибки 10) «Гало-эффект» (ореол престижа). Гало-эффект основан на общем впечатлении, которое наблюдаемый производит на наблюдателя и ведет к поверхностным обобщениям в восприятии и классификации. Например, наблюдатель отмечает у наблюдаемого ряд положительных актов поведения, которые он считает существенными. И он склонен приписать ему другие хорошие качества, фактически их не наблюдая. То обстоятельство, что наблюдатель в силу различных причин может повторно оказаться под впечатлением одного и того же личностного признака наблюдаемого, способствует нередко еще большему снижению объективности его суждений. При длительном знакомстве между оценивающим и оцениваемым гало-эффект становится еще сильнее. Поведение наблюдаемых, которые хорошо знакомы наблюдателю, анализируется более дифференцированно и классифицируется как более положительное. 11) Эффект
«снисходительности». Этот 12) Ошибка
моделирования. В этом случае
вместо обстоятельных 13) Ошибка
контрастности. Склонность |
3. социометрия |
1.можно выявить не только эмоциональные отношения, но и типичные образцы поведения членов коллектива, распределение неформальных социальных ролей (например, лидера-организатора, специалиста-эксперта, козла отпущения и т.п.). 2.дает руководству возможность своевременно заметить напряженность в отношениях между людьми, устранить почву для деструктивных конфликтов, улучшить моральный климат, повысить сплоченность коллектива и трудовую мотивацию его членов, снизить текучесть кадров.3.дает возможность выявить различные по своему характеру структуры межличностных отношений: на основе поддержки, популярности, престижа, лидерства и др. |
Оценивая
преимущества и недостатки социометрической
процедуры в любой ее модификации,
а также достоинства и слабости
различных смежных с ней
|
Из указанного
ниже перечня проблем укажите
те, которые изучаются психологией
управления, и те, которые изучаются
психологией труда:
Содержание
предмета психологии управления в теории
еще не устоялась. В различных
учебных пособиях даются близкие, но
все же по-разному сформулированные определения.
Вчитайтесь внимательно в предложенную
Вам формулировку. Вы можете согласиться
с ней. Но можете, исходя из своего опыта,
попытаться дать свою трактовку данного
понятия, развить его. Попытайтесь! ______________________________
Предмет изучения психологии управления — психоло-
гические аспекты, факторы и механизмы функционирова-
ния управляющей и управляемой подсистем организации,
определяющие эффективную ее деятельность.
Предмет психологии управления обычно подразделяет-
ся на четыре основные области: 1) психологические закономерности управленческой деятельности;
2) психологические закономерности субъекта этой деятельности — руководителя;
3) основные
особенности взаимодействия
с подчиненными;
4) психологические
закономерности управляемой
системы
и ее субъектов (подчиненных).
Психология
управления, как мы отметили, опирается
на психологическое знание. Но как
наука об управлении она взаимодействует
и с другими отраслями знаний
. Какие из них на Ваш взгляд, и каким аспектом
значимы для деятельности управленца?
Заполните таблицу.
Название отрасли знаний | Какими аспектами она значима для практики управления |
1 | 2 |
Экономическая психология | имея предметом
своих исследований психологические
установки, стереотипы экономического
мышления человека, групп, слоев населения,
обеспечивает психологию управления конкретными
выводами как относительно их отношения
к экономической |
психология бизнеса, | сосредоточивает внимание на закономерностях и особенностях функционирования личности в предпринимательской сфере, которая предусматривает инициативность, самостоятельность, ответственность, в частности имущественную, способность на риск и т.д. |
этнопсихологии (греч. ethnos – племя, народ) | наукой о психических особенностях, ментальности (особенности мировосприятия) народа, свойства национального характера. Ведь у представителей разных этносов существуют свои устоявшиеся нормы отношений, делового поведения, обмена информацией и т.п. |
Социальная психология | сконцентрирована на различных аспектах поведения личности как субъекта социума (человеческого сообщества), обогащает психологию управления своими знаниями об отношениях личности в социальной группе, с другими социальными группами, социальными институтами, обществом в целом, а также конкретными методиками исследования этих феноменов и процессов. |
Сравнительная
психология сопоставляет различные
ступени развития психики и поведения
животных в эволюционном ряду. Она
также показывает, в чем это
близко человеку и в чем состоят
кардинальные отличия. Она выясняет,
как человек выделялся из мира
природы, к чему привело накопление
индивидуального и Социальная
психология изучает социально- Возрастная
психология рассматривает закономерности
развития психики нормального здорового
человека, психологические особенности
и закономерности, присущие каждому
возрастному периоду — от младенчества
до старости, и поэтому делится
на детскую, психологию юности и зрелого
возраста, психологию старости (геронтопсихология). Педагогическая
психология касается закономерностей
становления личности в процессе
обучения, воспитания. Можно выделить
целый ряд научных отраслей, для
которых предмет исследования —
психологические проблемы конкретных
видов человеческой деятельности. Это
и психология труда, рассматривающая
психологические особенности Психология
труда и инженерная психология близки,
но имеют разное происхождение. Первая
изучала психологические закономерности,
свойственные разным видам трудовой деятельности
людей, развитию их трудового мастерства,
интересовалась приспособлением человека
к имеющейся технике. Вторая же возникла
в связи с созданием новой техники и системы
«человек—машина», она изучает деятельность
операторов автоматических систем управления,
стремится эффективно распределить функции
между человеком и техникой, создать надежные
системы такого рода, приспосабливая машину
к возможностям человека и человека к
машине, содействуя профессиональному
отбору и обучению. Авиационная,
космическая психология анализирует
психологические особенности Психофизиология
(изучающая психические Юридическая
психология касается психологических
особенностей поведения участников
уголовного процесса (психология свидетельских
показаний, психологические требования
к допросу и т. п.), поведения
и формирования личности преступника,
военная психология — поведения
человека в условиях боевых действий.
Психология рекламы занимается изучением
потребностей и ожиданий потребителей,
разработкой психологических средств
воздействия на людей, чтобы создать спрос
на подлежащий сбыту продукт. Экологическая
психология связана с улучшением условий
в населенных пунктах, где протекает жизнедеятельность
человека, изучает взаимовлияние природы
и человека. Таким образом,
для современной психологии характерен
процесс дифференциации, приводящей
к ее разделению на отрасли, которые
порой очень далеко расходятся и
существенно отличаются друг от друга,
хотя и сохраняют общий предмет
исследования — факты, закономерности,
механизмы психики. Дифференциация
психологии дополняется встречным процессом
интеграции, в результате которой она
сближается со всеми науками (через инженерную
психологию — с техническими, через педагогическую
— с педагогикой, через социальную — с
общественными и социальными науками
и т. д.). Прикладные области психологии, или практическая психология, все шире входят в нашу жизнь. Ж. Годфруа выделяет следующие-сдециальности психолгов-практиков: клинический, школьный, промышленный педагогический психолог-эргономист, психолог-консультант. |
|