Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:43, контрольная работа

Описание работы

Задание: Дайте сравнительно-сопоставительную характеристику основных методов психологии управления, заполнив таблицу.

Работа содержит 1 файл

Задание.docx

— 28.43 Кб (Скачать)

Задание: Дайте сравнительно-сопоставительную характеристику основных методов психологии управления, заполнив таблицу.

     

Название  метода:

Сильные стороны

Слабые стороны

1. эксперимент

исследователь не ожидает случайного проявления интересующих его психических процессов, а  сам создает условия, чтобы вызвать  их у испытуемых; исследователь может  целенаправленно изменить условия  и течение психических процессов; в экспериментальном исследовании обязателен строгий учет условий  протекания эксперимента (какие раздражители были даны, каковы ответные реакции); эксперимент  может быть проведен с большим  количеством испытуемых, что позволяет  устанавливать общие закономерности развития психических процессов. 
 

сновное достоинство психологического эксперимента В том, что он предоставляет возможность специально вызывать определенные психические процессы и явления, воздействовать на их характеристики, устанавливать зависимость психических явлений от изменяемых внешних условии. Правильно организованный эксперимент позволяет проверять гипотезы о причинно-следственных отношениях, не ограничиваясь только констатацией связи — корреляции — между психологическими переменными. Это преимущество объясняет широкое применение эксперимента в психологии. Основная масса эмпирических фактов в сфере психического получена именно экспериментальным путем. 
 

Основное достоинство  эксперимента состоит в том, что  он позволяет надежнее, чем все  остальные методы, делать выводы о  причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение  явления и развитие. Однако организовать и провести настоящий, отвечающий всем требованиям психологический эксперимент  на практике бывает нелегко, поэтому  в научных исследованиях он встречается  реже, чем другие методы.

Чрезвычайно сложно организовать эксперимент так, чтобы  испытуемый не знал о том, что он — объект исследования. Если это  не удается, то более чем вероятны желание испытуемого повлиять в  выгодном для себя направлении на результаты эксперимента, его сознательная или бессознательная тревога, боязнь оценки, скованность и пр. 

Применение эксперимента наталкивается на принципиальные ограничения, связанные с невозможностью в  ряде случаев произвольно изменять переменные. Так, в дифференциальной психологии и психологии личности эмпирические зависимости большей частью имеют  статус корреляций и часто не позволяют  делать выводы о причинно-следственных связях. Одна из трудностей применения эксперимента в психологии состоит  в том, что исследователь обычно включен в ситуацию общения с  испытуемым и может невольно влиять на его поведение.

http://shporiforall.ru/shpory/ekzamen-po-skd/9-metody-psixologicheskogo-issledovaniya-vozmozhnosti-upravleniya-psixicheskimi-processami-v-socialno-kulturnoj-deyatelnosti.html 

  Достоинства  метода: объективность, возможность  произвольно регулировать независимые  переменные и изучать явление  в "чистом" виде.

      Недостатки метода: проблема экологической  валидности (соответствия данных, полученных в эксперименте – реальности); проблема влияния экспериментатора на результат; проблема обработки и интерпретации данных.

http://psychological.ru/default.aspx?s=0&p=52&0a1=906&0o1=0&0s1=0

2. наблюдение

1.позволяет получить весьма уникальную информацию, добыть которую иными методами просто не представляется возможным.

2.Позволяет выявить  связи между зависимой и независимой  переменной 

3.Проводится  в специальных  условиях, что исключает  случайные явления

1) Настроение наблюдателя.  Если наблюдатель в благожелательном  настроении, он склонен «не замечать»  негативных тенденций в поведении  людей, и наоборот.

2) Социальное  положение наблюдателя по отношению  к наблюдаемым. Направление интересов и ценностная ориентация наблюдателя, близкое, желательное или подобное его собственному социальное положение могут способствовать тому, что отдельные акты поведения наблюдаемых лиц окажутся охваченными быстрее, будут оценены выше как более значительные или, наоборот, получат заниженную оценку.

3) Тенденция  ожидания у наблюдателя. Тенденция  ожидания либо формирует определенную  точку зрения со стороны наблюдателя  (приверженность к определенной  гипотезе), либо побуждает наблюдаемого  — поскольку последнему известно, что поведение его изучается,  — преувеличивать или замаскировывать  «сообразную» своему социальному  положению роль.

4) Однократность  наблюдаемых обстоятельств. В  противоположность результатам  опроса результаты наблюдения  вообще дают наблюдателю меньше  возможностей установить социальные  связи. Часто он оказывается  не в состоянии сделать заключение  от единичных наблюдаемых фактов  к закономерностям или обнаружить  детерминанты поведения. Тем больше  опасность того, что однократные  акты поведения, в особенности если они относятся к числу несущественных, будут классифицироваться у наблюдателей как обычные, каждодневные виды поведения.

5) Предшествующие  личные встречи наблюдателя с  наблюдаемыми. «Первое впечатление», равно как и ряд встреч, могут вызвать смещение акцентов в картине наблюдения.

6) Необходимость  классифицировать результаты наблюдения. Сознание этой необходимости  может привести к неверности  в передаче деталей результатов  наблюдения.

7) Обнаружение  последующих событий. Оно может  более решительно влиять на  уже сложившееся суждение наблюдателя,  чем это отвечает общей фактической  ситуации.

8) Психологическое  насыщение. В большинстве случаев  наблюдатель должен вести себя  рецептивно (с обостренным восприятием). Это предъявляет повышенные требования  к его способности сосредоточиваться.  В состоянии психологического  насыщения второстепенные события  регистрируются реже, иногда же, наоборот, излишне акцентируются.

9) Ошибки  в оценках. Такие ошибки включают  в себя и ошибки наблюдения, то есть их источником может  быть способность наблюдателя воспринимать события тем или иным образом, провалы в памяти, ошибочное языковое объективирование данных, в особенности на последующих фазах, где с наблюдением связана уже оценка охваченного материала.

10) «Гало-эффект»  (ореол престижа). Гало-эффект основан на общем впечатлении, которое наблюдаемый производит на наблюдателя и ведет к поверхностным обобщениям в восприятии и классификации. Например, наблюдатель отмечает у наблюдаемого ряд положительных актов поведения, которые он считает существенными. И он склонен приписать ему другие хорошие качества, фактически их не наблюдая. То обстоятельство, что наблюдатель в силу различных причин может повторно оказаться под впечатлением одного и того же личностного признака наблюдаемого, способствует нередко еще большему снижению объективности его суждений. При длительном знакомстве между оценивающим и оцениваемым гало-эффект становится еще сильнее. Поведение наблюдаемых, которые хорошо знакомы наблюдателю, анализируется более дифференцированно и классифицируется как более положительное.

11) Эффект  «снисходительности». Этот эффект  находит свое выражение в тенденции  давать общему результату наблюдения  преувеличенно положительную оценку. Особенно относится это к тем  случаям, когда наблюдатели считают,  что отрицательный результат  наблюдения может принести им  неприятности. Причиной эффекта  снисходительности могут быть: недвусмысленная  забота наблюдателя о собственном  престиже, усиленное проявление  симпатии к наблюдаемому или оцениваемому, равно как и личные связи с ним, поверхностное выполнение исследовательского задания. Фактически же такие «благодушные» оценки обнаруживают скорее беспечность оценивающего, нежели его снисходительность.

12) Ошибка  моделирования. В этом случае  вместо обстоятельных наблюдений  исходят из дедуктивного вывода (поэтому такая ошибка часто  называется логической или теоретической), что различные личностные свойства  наблюдаемого должны согласовываться  либо быть сходными между собой.  Считается «логичным», что приветливые  люди добродушны, что добродушные  доверчивы. Подобным же образом  полагают, что красноречивые люди  должны быть культурными, а  культурные красноречивыми. Улыбчивым приписывается чувство юмора, носящим очки — интеллигентность, полным — добродушие.

13) Ошибка  контрастности. Склонность наблюдателей  — в большинстве случаев неосознанная  — при оценке других людей  игнорировать или отрицать у  них наличие черт характера,  наблюдаемых у самих себя, приводит  к подчеркиванию тех признаков,  которые якобы противоположны  их собственным. Тенденция к чрезмерному самоутверждению проявляется в результате наблюдения в виде крайнего суждения о наблюдаемых.

3. социометрия

1.можно выявить не только эмоциональные отношения, но и типичные образцы поведения членов коллектива, распределение неформальных социальных ролей (например, лидера-организатора, специалиста-эксперта, козла отпущения и т.п.). 2.дает руководству возможность своевременно заметить напряженность в отношениях между людьми, устранить почву для деструктивных конфликтов, улучшить моральный климат, повысить сплоченность коллектива и трудовую мотивацию его членов, снизить текучесть кадров.

3.дает возможность выявить различные по своему характеру структуры межличностных отношений: на основе поддержки, популярности, престижа, лидерства и др.

Оценивая  преимущества и недостатки социометрической процедуры в любой ее модификации, а также достоинства и слабости различных смежных с ней методических приемов (например, аутосоциометрии646), следует, наряду с их портативностью и компактностью, иметь в виду и то, что полученные в ходе такого обследования экспериментальные данные носят достаточно ситуативный характер, нередко отражают лишь особенности  самого поверхностного, непосредственного  слоя межличностных отношений и  дают возможность зафиксировать только сам факт наличия или отсутствия межличностной привлекательности одного члена сообщества для другого, оставляя за рамками анализа вопрос о мотивах декларируемого испытуемым выбора, а значит, и саму причину межличностных симпатий и антипатий членов группы. Все это совершенно закономерно диктует необходимость проверки и дополнения результатов социометрического обследования с помощью других социально-психологических методик и, в первую очередь, таких, как референтометрическая процедура, методика выявления мотивационного ядра межличностных выборов в группе, а также методический прием определения неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе.

http://socupr.blogspot.com/2009/11/blog-post_5708.html

 
 

Из указанного ниже перечня проблем укажите  те, которые изучаются психологией  управления, и те, которые изучаются  психологией  труда:  

  1. профориентация;
  1. профессиональный отбор;
  1. изучение личности работника конкретной организации;
  2. соответствие работника его профессии;
  1. анализ влияния организации на социально-психологическую структуру и развитие коллектива. 

    Содержание  предмета психологии управления в теории еще не устоялась. В различных  учебных пособиях даются близкие, но все же по-разному сформулированные определения. Вчитайтесь внимательно в предложенную Вам формулировку. Вы можете согласиться с ней. Но можете, исходя из своего опыта, попытаться дать  свою трактовку данного понятия, развить его. Попытайтесь! ______________________________________________________

    Предмет изучения психологии управления —  психоло-

    гические аспекты, факторы и механизмы функционирова-

    ния управляющей и управляемой подсистем организации,

    определяющие эффективную ее деятельность.

    Предмет психологии управления обычно подразделяет-

    ся на четыре основные области: 1) психологические закономерности управленческой деятельности;

    2) психологические  закономерности субъекта этой  деятельности — руководителя;

    3) основные  особенности взаимодействия руководителя 

    с подчиненными;

    4) психологические  закономерности управляемой под-

    системы и ее субъектов (подчиненных). 
     

    Психология  управления, как мы отметили, опирается  на психологическое знание. Но как  наука об управлении она взаимодействует  и с другими отраслями знаний . Какие из них на Ваш взгляд, и каким аспектом значимы для деятельности управленца? Заполните таблицу. 

    Название  отрасли знаний Какими  аспектами она  значима для практики управления
    1 2
    Экономическая психология имея предметом  своих исследований психологические  установки, стереотипы экономического мышления человека, групп, слоев населения, обеспечивает психологию управления конкретными  выводами как относительно их отношения  к экономической действительности в целом, так и применительно  к конкретной экономической ситуации, что является важным фактором в выборе управленческих средств воздействия  на их экономическое поведение.
    психология  бизнеса, сосредоточивает внимание на закономерностях и особенностях функционирования личности в предпринимательской  сфере, которая предусматривает  инициативность, самостоятельность, ответственность, в частности имущественную, способность  на риск и т.д.
    этнопсихологии (греч. ethnos – племя, народ) наукой о  психических особенностях, ментальности (особенности мировосприятия) народа, свойства национального характера. Ведь у представителей разных этносов  существуют свои устоявшиеся нормы  отношений, делового поведения, обмена информацией и т.п.
    Социальная  психология сконцентрирована на различных аспектах поведения личности как субъекта социума (человеческого сообщества), обогащает психологию управления своими знаниями об отношениях личности в социальной группе, с другими социальными группами, социальными институтами, обществом в целом, а также конкретными методиками исследования этих феноменов и процессов.
    Сравнительная психология сопоставляет различные  ступени развития психики и поведения  животных в эволюционном ряду. Она  также показывает, в чем это  близко человеку и в чем состоят  кардинальные отличия. Она выясняет, как человек выделялся из мира природы, к чему привело накопление индивидуального и коллективного  опыта в процессе совместной трудовой деятельности, речевого общения, передачи общественно-исторических познаний через  орудия, продукты труда, искусство, науку, культуру. 

    Социальная  психология изучает социально-психологические  проявления личности, взаимоотношения  индивида с другими, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действие радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей). 

      

    Возрастная  психология рассматривает закономерности развития психики нормального здорового  человека, психологические особенности  и закономерности, присущие каждому  возрастному периоду — от младенчества до старости, и поэтому делится  на детскую, психологию юности и зрелого  возраста, психологию старости (геронтопсихология). 

      

    Педагогическая  психология касается закономерностей  становления личности в процессе обучения, воспитания. 

    Можно выделить целый ряд научных отраслей, для  которых предмет исследования —  психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности. Это  и психология труда, рассматривающая  психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков; инженерная психология, изучающая закономерности процесса взаимодействия человека и  современной техники, чтобы использовать их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники. 

    Психология  труда и инженерная психология близки, но имеют разное происхождение. Первая изучала психологические закономерности, свойственные разным видам трудовой деятельности людей, развитию их трудового мастерства, интересовалась приспособлением человека к имеющейся технике. Вторая же возникла в связи с созданием новой техники и системы «человек—машина», она изучает деятельность операторов автоматических систем управления, стремится эффективно распределить функции между человеком и техникой, создать надежные системы такого рода, приспосабливая машину к возможностям человека и человека к машине, содействуя профессиональному отбору и обучению. 

      

    Авиационная, космическая психология анализирует  психологические особенности деятельности летчика, космонавта. Медицинская — то же самое, но связанное с врачом и поведением больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии. В рамки клинической психологии, изучающей проявления и причины разнообразных нарушений в психике и поведении человека, а также происходящие во время различных болезней психические изменения, как обособленный раздел входит патопсихология, которая занимается отклонениями в развитии психики, распадом ее при различных формах мозговой патологии. 

      

    Психофизиология (изучающая психические функции  мозга) и бионика (рассматривающая  нервно-психическую деятельность мозга  как саморегулирующейся системы) изучают  человека прежде всего как биологический индивид, существование которого зависит от функционирования мозга. Психофизиология сосредоточена на физиологических основаниях психической деятельности, а дифференциальная психология — на индивидуально-психических различиях людей. 
     
     

    Юридическая психология касается психологических  особенностей поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских  показаний, психологические требования к допросу и т. п.), поведения  и формирования личности преступника, военная психология — поведения  человека в условиях боевых действий. Психология рекламы занимается изучением  потребностей и ожиданий потребителей, разработкой психологических средств воздействия на людей, чтобы создать спрос на подлежащий сбыту продукт. Экологическая психология связана с улучшением условий в населенных пунктах, где протекает жизнедеятельность человека, изучает взаимовлияние природы и человека. 

    Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, приводящей к ее разделению на отрасли, которые  порой очень далеко расходятся и  существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий предмет  исследования — факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным процессом интеграции, в результате которой она сближается со всеми науками (через инженерную психологию — с техническими, через педагогическую — с педагогикой, через социальную — с общественными и социальными науками и т. д.). 
     
     

    Прикладные  области психологии, или практическая психология, все шире входят в нашу жизнь. Ж. Годфруа выделяет следующие-сдециальности психолгов-практиков: клинический, школьный, промышленный педагогический психолог-эргономист, психолог-консультант.

     
       

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"