Автор: Апка Вавкепрап, 04 Декабря 2010 в 01:58, контрольная работа
Каково современное понимание предмета «психологии» и как исторически развивался предмет психологической науки.
Раскройте понятие «память». Охарактеризуйте процессы запоминания, охранения, узнавания и воспроизведения информации.
Иногда при
сохранении наблюдается
что воспроизведение, отсроченное на 2—3 дня, оказывается лучше, чем
непосредственно после заучивания. Реминисценция проявляется особенно ярко,
если первоначальное воспроизведение не было достаточно осмысленным. С
физиологической точки зрения реминисценция объясняется тем, что сразу после
заучивания, по закону отрицательной индукции, наступает торможение, а затем
оно снимается. Установлено, что сохранение может быть динамическим и
статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а
статическое – в долговременной. При динамическом сохранении материал
изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается
реконструкции и определенной переработке.
Прочность сохранения обеспечивается повторением, которое служит
подкреплением и предохраняет от забывания, т. е. от угасания временных
связей в коре головного мозга. Повторение должно быть разнообразным,
проводиться в разных формах: в процессе повторения факты необходимо
сравнивать, сопоставлять, их надо приводить в систему. При однообразном
повторении отсутствует мыслительная активность, снижается интерес к
заучиванию, а поэтому и не создается условий для прочного сохранения. Еще
большее значение для сохранения имеет применение знаний. Когда знания
применяются, они
запоминаются непроизвольно.
Воспроизведение и узнавание
Воспроизведение и узнавание— процессы восстановления прежде воспринятого.
Различие между ними заключается в том, что узнавание происходит при
повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии, воспроизведение
же — в отсутствие объекта.
Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное
— это ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы
всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации. Произвольное
воспроизведение — целенаправленный процесс восстановления в сознании
прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Иногда произвольное
воспроизведение происходит легко, иногда требует усилий. Сознательное
воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее
волевых усилий, называется припоминанием.
Качества памяти
наиболее отчетливо
Оно является результатом и запоминания, и сохранения. Судить о запоминании
и сохранении мы можем только по воспроизведению. Воспроизведение — не
простое механическое повторение запечатленного. Происходит реконструкция,
т. е. мыслительная переработка материала: изменяется план изложения,
выделяется главное, вставляется дополнительный материал, известный из
других источников.
Успешность
воспроизведения зависит от
были образованы при запоминании, и от умения пользоваться планом при
воспроизведении.
Физиологическая
основа узнавания и
прежних возбуждений в коре головного мозга. При узнавании оживляется след
возбуждения, который был проторен при запоминании.
Формы воспроизведения:
> узнавание — проявление памяти, которое возникает при повторном восприятии
объекта;
> воспоминание,
которое осуществляется при
> припоминание, представляющее собой наиболее активную форму
воспроизведения, во многом зависящую от ясности поставленных задач, от
степени логической упорядоченности запоминаемой и хранимой в ДП
информации;
> реминисценция — отсроченное воспроизведение ранее воспринятого,
казавшегося забытым;
> эйдетизм — зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми
деталями воспринятого.
Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятии и
означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором
сформировалось у человека или на основе личных впечатлений (представление
памяти), или на основе словесных описаний (представление воображения).
Процессы узнавания отличаются друг от друга степенью определенности.
Наименее определенно узнавание в тех случаях, когда мы испытываем только
чувство знакомости объекта, а отождествить его с чем-либо из прошлого опыта
не можем. Подобные случаи характеризуются неопределенностью узнавания.
Между определенным и неопределенным узнаванием есть много общего. Оба этих
варианта узнавания развертываются постепенно, и поэтому они часто близки к
припоминанию, а следовательно, являются сложным мыслительным и волевым
процессом.
1. Гальперин П. Я. Введение в психологию. – М.: МГУ, 1976.
2. Ярошевский М. Г. История психологии. – М.: Мысль, 1976.
3.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии:
В 2 т. — Т. I. — М., 1989. — С. 302.
218животных