Контрольная работа по "Психологии"

Автор: Апка Вавкепрап, 04 Декабря 2010 в 01:58, контрольная работа

Описание работы

Каково современное понимание предмета «психологии» и как исторически развивался предмет психологической науки.
Раскройте понятие «память». Охарактеризуйте процессы запоминания, охранения, узнавания и воспроизведения информации.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ (Автосохраненный).docx

— 60.33 Кб (Скачать)

  Иногда при  сохранении наблюдается явление  реминисценции. Суть ее  в   том,

что  воспроизведение,  отсроченное  на  2—3  дня,  оказывается  лучше,   чем

непосредственно после заучивания. Реминисценция  проявляется  особенно  ярко,

если  первоначальное  воспроизведение  не  было  достаточно  осмысленным.  С

физиологической точки зрения реминисценция объясняется  тем, что сразу  после

заучивания, по закону отрицательной индукции, наступает  торможение, а  затем

оно  снимается.  Установлено,  что  сохранение  может  быть  динамическим  и

статическим. Динамическое сохранение проявляется  в  оперативной  памяти,  а

статическое  –  в  долговременной.   При  динамическом  сохранении  материал

изменяется мало, при  статическом,  наоборот,  он  обязательно подвергается

реконструкции и  определенной переработке.

  Прочность   сохранения   обеспечивается   повторением,   которое   служит

подкреплением и  предохраняет от  забывания,  т.  е.  от  угасания  временных

связей  в  коре  головного  мозга.  Повторение  должно  быть  разнообразным,

проводиться  в  разных  формах:  в  процессе  повторения  факты   необходимо

сравнивать, сопоставлять, их надо  приводить  в  систему.  При  однообразном

повторении  отсутствует  мыслительная  активность,   снижается   интерес   к

заучиванию, а поэтому  и не создается условий для  прочного  сохранения.  Еще

большее значение  для  сохранения  имеет  применение  знаний.  Когда  знания

применяются, они  запоминаются непроизвольно. 

                         Воспроизведение и узнавание 
 

  Воспроизведение  и узнавание— процессы восстановления прежде воспринятого.

Различие  между  ними  заключается  в  том,  что  узнавание  происходит  при

повторной встрече  с объектом, при повторном его  восприятии,  воспроизведение

же — в отсутствие объекта.

  Воспроизведение  может быть непроизвольным и  произвольным.  Непроизвольное

—  это  ненамеренное  воспроизведение,  без  цели  вспомнить,  когда  образы

всплывают   сами   собой,   чаще   всего   по    ассоциации.    Произвольное

воспроизведение  —  целенаправленный  процесс  восстановления   в   сознании

прошлых  мыслей,   чувств,   стремлений,   действий.   Иногда   произвольное

воспроизведение  происходит  легко,  иногда  требует  усилий.   Сознательное

воспроизведение, связанное с преодолением известных  затруднений,  требующее

волевых усилий, называется припоминанием.

  Качества памяти  наиболее отчетливо  обнаруживаются  при  воспроизведении.

Оно является результатом  и запоминания, и сохранения. Судить  о  запоминании

и сохранении мы  можем только  по  воспроизведению.  Воспроизведение — не

простое механическое повторение  запечатленного.  Происходит  реконструкция,

т.  е.  мыслительная  переработка  материала:  изменяется  план   изложения,

выделяется  главное,  вставляется  дополнительный  материал,  известный   из

других источников.

  Успешность  воспроизведения зависит от умения  восстановить связи,  которые

были образованы  при  запоминании,  и  от  умения  пользоваться  планом  при

воспроизведении.

  Физиологическая  основа узнавания и  воспроизведения   —  оживление  следов

прежних возбуждений  в коре головного мозга. При  узнавании  оживляется  след

возбуждения, который  был проторен при запоминании.

  Формы воспроизведения:

> узнавание —  проявление памяти, которое возникает  при повторном восприятии

   объекта;

> воспоминание, которое осуществляется при отсутствии  восприятия объекта;

>   припоминание,   представляющее   собой    наиболее    активную    форму

   воспроизведения,  во многом зависящую от ясности поставленных  задач,  от

   степени   логической  упорядоченности   запоминаемой  и   хранимой   в   ДП

   информации;

>  реминисценция   —   отсроченное   воспроизведение   ранее   воспринятого,

   казавшегося  забытым;

> эйдетизм —  зрительная память, долго  сохраняющая   яркий  образ  со  всеми

   деталями  воспринятого.

  Узнавание  какого-либо  объекта  происходит  в  момент  его  восприятии  и

означает,  что  происходит  восприятие  объекта,  представление  о   котором

сформировалось  у человека или на основе  личных  впечатлений  (представление

памяти), или  на  основе  словесных  описаний  (представление  воображения).

Процессы  узнавания  отличаются  друг  от  друга  степенью   определенности.

Наименее определенно  узнавание в тех случаях,  когда  мы  испытываем  только

чувство знакомости объекта, а отождествить его с чем-либо из прошлого  опыта

не  можем.  Подобные  случаи  характеризуются  неопределенностью  узнавания.

Между определенным и неопределенным узнаванием есть много  общего.  Оба  этих

варианта узнавания  развертываются постепенно, и поэтому  они часто  близки  к

припоминанию, а  следовательно,  являются  сложным мыслительным  и волевым

процессом. 

Литература:

1. Гальперин  П. Я. Введение в психологию. – М.: МГУ, 1976.

2. Ярошевский М. Г. История психологии. – М.: Мысль, 1976.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. I. — М., 1989. — С. 302. 
218животных
 

Информация о работе Контрольная работа по "Психологии"