Контрольная работа по «Психологии личности»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 14:38, контрольная работа

Описание работы

Я-концепция — это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности или, как еще говорят психологи, «теория самого себя». Важно заметить, что Я-концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием. Формирование, развитие и изменение Я-концепции обусловлено факторами внутреннего и внешнего порядка.

Работа содержит 1 файл

К.р. по психологии личности.doc

— 54.50 Кб (Скачать)

Учреждение  образования

«Гродненский  государственный университет имени  Янки Купалы» 
 

факультет психологии 

заочное отделение, 3 курс 

Гаевая  Ольга Анатольевна

Контрольная работа

 

по  курсу «Психология  личности»

 
 
 
 
 
 

                        Преподаватель:

                       

                               Михович Геннадий Алексеевич 

                                        
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

г. Гродно, 2006 
 
 
 
 

Вопрос:

         1. Я – концепция  в теории Карла  Роджерса 
     
     

План: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    Я-концепция  — это обобщенное представление  о самом себе, система установок относительно собственной личности или, как еще говорят психологи, «теория самого себя». Важно заметить, что Я-концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием. Формирование, развитие и изменение Я-концепции обусловлено факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда (семья, школа, многочисленные формальные и неформальные группы, в которые включена личность) оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концепции. Фундаментальное влияние на формирование Я-концепции в процессе социализации оказывает семья. Причем это влияние сильно не только в период самой ранней социализации, когда семья является единственной (или абсолютно доминирующей) социальной средой ребенка, но и в дальнейшем. С возрастом все более весомым в развитии Я-концепции становится значение опыта социального взаимодействия в школе и в неформальных группах. Однако семья как институт социализации личности продолжает играть важнейшую роль также в подростковом и юношеском возрасте.

    В самом общем виде в психологии принято выделять две формы Я-концепции — реальную и идеальную. Однако возможны и более частные ее виды, например профессиональная Я-концепция личности, или Я-профессиональное. В свою очередь профессиональная Я-концепция личности также может быть реальной и идеальной.

    Понятие «реальная» отнюдь не предполагает, что  эта концепция реалистична. Главное здесь — представление личности о себе, о том, «какой я есть». Идеальная же Я-концепция (идеальное «Я») — это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»).

    Конечно, реальная и идеальная Я-концепции  не только могут не совпадать, но и  в большинстве случаев обязательно  различаются. Расхождение между  реальной и идеальной Я-концепцией может приводить к различным, как негативным, так и позитивным следствиям. С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным «Я» может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной Я-концепции является источником самосовершенствования личности и стремления к развитию. Можно сказать, что многое определяется мерой этого рассогласования, а также его интерпретацией личностью. В любом случае, ожидание полного совпадения Я-реального и Я-идеального, особенно в подростковом и юношеском возрасте, является мало на чем основанной иллюзией. По существу, на представлении о том, что реальная и идеальная Я-концепции в большинстве случаев (статистическая норма) в той или иной мере закономерно не совпадают, построены и некоторые методики измерения адекватности самооценки.

     Гуманистическая психология изначально противопоставлялась  неофрейдистским концепциям. Представители  направления резко возражали  против положения о том, что человеческое поведение обусловлено либо стремлением к удовольствию, либо тенденции к агрессии, либо к защите от общества. Они отвергали положение, в соответствии с которым природные импульсы обязательно враждебны обществу. Наоборот, они предложили рассматривать в качестве источника поведения врожденные альтруистические мотивы.

     Одним из ведущих представителей этого  направления является К. Роджерс.

     Свой  метод терапии он назвал недирективным, то есть сосредоточенным на пациенте. Согласно этому методу, врач не должен оказывать давление на пациента. Контакт между врачом и пациентом должен основываться на уважении друг друга; при этом оба они являются полноправными участниками беседы, или контакта.

     Центральным звеном в теории личности К. Роджерса является категория самости. В результате взаимодействия ребенка со взрослыми и другими детьми у него создается представление о себе самом.

      Однако  формирование самооценки не проходит без конфликтов. Часто оценка окружающих не соответствует самооценке. Человек  стоит перед дилеммой, принять  ли оценку окружающих либо остаться при своей, иными словами, обесценивать себя либо других. Происходит сложный процесс «взвешивания», который Роджерс называет «органическим оценочным процессом», поскольку источник оценок первоначально лежит как бы внутри организма ребенка, то есть здесь мы вновь сталкиваемся с понятием врожденных качеств.

Таким образом, у Роджерса, как и в  неофредизме, развитие личности определяется врожденной тенденцией. Социальная среда  играет роль лишь внешнего, чужого природе  фактора давления.

     Я-концепция  включает не только наше восприятие того, какие мы есть, но также и то, какими мы полагаем, мы должны быть и хотели бы быть. Это последний компонент «Я» называется Я-идеальное. По Роджерсу, Я-идеальное отражает те атрибуты, которые человек хотел бы иметь, но пока не имеет. Это «Я», которое человек больше всего ценит и к которому стремиться.

     Роджеровское  понятие «Я» можно также понимать в терминах различных свойств  и функций. Для начала Роджерс  постулировал, что Я-концепция исходит  из общих законов и принципов  восприятия, установленных в научной психологии. Это означает, что структура «Я» действует в терминах таких процессов восприятия, как фигура-фон, завершение и сходство. Во-вторых, Роджерс полагал, что Я-концепция пространственна по природе, и считал, что она представляет собой организованную, логически последовательную и интегрированную систему восприятия «Я». Роджерс полагал, что для Я-концепции, в которую включены бессознательные процессы, нельзя дать рабочее определение, и, следовательно, она не поддается научному исследованию.

     В отличие от таких теоретиков, как  Фрейд, Адлер и Эриксон, Роджерс  не создавал специальную схему критических  стадий, через которые проходят люди в процессе формирования Я-концепции. Он сосредоточился на том, как оценка индивидуума другими людьми, особенно в период младенчества и раннего детства, способствует развитию позитивного или негативного образа себя.

     Изначально  новорожденный воспринимает все  переживания нерасчлененно, будь то ощущение тела или внешние стимулы, такие как движение игрушек, подвешенных  над кроваткой. Младенец не осознает себя как отдельное сущее, поэтому  он не делает различий меду тем, что есть «мое» и что – «не мое». Следовательно, для новорожденного самость является фикцией (не существует); присутствует только целостное, всеохватывающее и недифференцированное феноменальное поле. Тем не менее, вследствие общей тенденции к дифференциации, которая является частью процесса актуализации, ребенок постепенно начинает отличать себя от остального мира. Этот процесс дифференциации феноменального поля в такое, которое признается и ощущается как отдельный объект, объясняет возникновение Я-концепции человека в теории Роджерса.

     Роджерс выдвинул теорию, что когда «Я»  только формируется, оно регулируется исключительно органическим оценочным  процессом. Иначе говоря, младенец или  ребенок оценивает каждое новое  переживание с позиции того, способствует оно или препятствует его врожденной тенденции актуализации. Например, голод, жажда, холод, боль и неожиданный громкий шум оцениваются негативно, так как мешают поддержанию биологической целостности. Пища, вода, безопасность и любовь оцениваются позитивно, так как они способствуют росту и развитию организма. В некотором смысле организмический оценочный процесс является контролирующей системой, которая способствует правильному удовлетворению потребностей младенца. Младенец оценивает свои переживания в соответствии с тем, нравятся они ему или не нравятся, доставляют ему удовольствие или нет и так далее. Такое оценивание проистекает из его спонтанной реакции на непосредственные переживания, будь то сенсорные, висцеральные или эмоциональные стимулы.

     Структура «Я» впоследствии формируется через взаимодействие с окружением, в частности, со значимыми другими (например, родители, братья и сестры, другие родственники). Иначе говоря, по мере того, как ребенок становится социально восприимчивым и развиваются его когнитивные и перцептивные способности, его Я-концепция все больше дифференцируется и усложняется. Следовательно, в значительной степени содержание Я-концепции является продуктом процесса социализации. И отсюда вытекают условия, важные для развития Я-концепции.

     По  Роджерсу, для любого человека важно, чтобы его любили и принимали другие. Эта потребность в позитивном внимании, которая, по мнению Роджерса в, универсальна, развивается как осознание возникновения «Я», она всепроникающа и устойчива. Впервые она проявляется как потребность младенца в любви и заботе, а впоследствии она выражает себя в удовлетворении человека, когда его одобряют другие, и фрустриции, когда им недовольны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Развитие  Я-концепции 

     Точка зрения Роджерса на природу человека сформировалась так же, как у Фрейда, на основе его личного опыта работы с людьми, имеющими эмоциональные расстройства. Он признавал, что главный толчок его идеям дал интерес к людям, которым требовалась профессиональная помощь: «Из отношений с этими людьми, из часов, проведенных с ними, я почерпнул большинство моих догадок о значении терапии, о динамике межличностных отношений, о структуре и функционировании личности».

     В результате своих клинических наблюдений Роджерс пришел к заключению, что  самая сокровенная сущность природы человека ориентирована на движение вперед к определенным целям, конструктивна, реалистична и весьма заслуживает доверия. Он считал человека активным существом, ориентированным на отдаленные цели и способным вести себя к ним, а не созданием, раздираемым силами, находящимися вне его контроля. Такая точка зрения отчетливо соотносится с верой Руссо в доброту, свойственную природе человека, - убежденностью в том, что человек, если дать ему возможность раскрыть врожденный потенциал, будет развиваться оптимально и эффективно.

     Он  утверждал, что все человечество обладает естественной тенденцией двигаться  в направлении независимости, социальной ответственности, креативности и зрелости. Роджерс полагал, что личность и  поведение в большей степени  являются функцией уникального восприятия окружения.

     Я-концепция  является определяющей в подходе  Роджерса. Фактически конструкт самости  является столь неотъемлемой частью роджерсовской теории, что некоторые  психологи определяют ее как «теорию  Я». Но, удивительно, Роджерс начал создавать свою теорию отнюдь не с признания важности собственного «Я» в переживаниях человека. Самость, или Я-концепция определяется так:

    «Организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятия свойств  «Я», или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я», или «меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями. Это гештальт, который доступен осознанию, хотя не обязательно осознаваемый»

      Таким образом, «Я» - это дифференцированная часть  феноменального поля, или поля восприятия человека (определенного как всеобщность переживаемого), которая состоит из осознанного восприятия и ценностей «Я». Я-концепция означает концепцию человека о том. Что он собой представляет. Я-концепция отражает те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя. Для примера, человек может воспринимать себя как: «Я умный, любящий, честный. Внимательный и привлекательный». С точки зрения феноменологического направления, Я-концепция часто отражает то, как мы видим себя в связи с различными ролями, которые мы играет в жизни. Эти ролевые образы формируются в результате все более усложняющихся транзакций между людьми. Следовательно, Я-концепция включать некий набор образов «Я» - родителя, супруга. Студента, служащего, руководителя, спортсмена, музыканта и артиста. Легко заметить, что «Я» человека может состоять из наборов восприятия, отражающих многие специфические «роли» в различных жизненных контекстах 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Контрольная работа по «Психологии личности»