Контрольная работа по предмету: «Спецпрактикум по детской патопсихологии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 22:23, контрольная работа

Описание работы

Акцентуации характера и психопатии у подростков. Психические расстройства у детей с соматическими заболеваниями. Психологическая диагностика детей третьего года жизни.

Работа содержит 1 файл

1Документ Microsoft Word.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

Тесты для раннего  возраста, как правило, построены  по типу шкалы Бине-Симона умственного  развития шкала. Такие методики включают определенный круг нормативов-критериев, являющихся опорой для наблюдения за проявлениями различных сфер психического развития ребенка (сенсомоторики, «эмоционального общения», «речевого развития» и т. д.). Оценка уровня развития базируется на фиксации выполнения нормативного задания (напр. оперирование кубиками особым образом) или обнаружении той или иной способности (напр. движение по направлению к предмету и хватание его). Нормативы соотносятся с возрастом обнаружения данной способности у нормальных детей в выборке стандартизации. На основе сопоставления определяемого таким образом «психического» и хронологического (паспортного, биологического) возраста рассчитываются количественные и качественные показатели уровня психического развития.

Предпосылки для разработки нормативных шкал были созданы исследованиями и наблюдениями за психическим развитием детей (В. Штерна, Э. Клапареда, Ш. Бюлер и др.). Вторым важнейшим условием появления рассматриваемой группы методик являлось создание психометрических шкал исследования интеллекта. Одним из первых тестов для младенцев явился вариант шкалы Бине-Симона, предложенный Ф. Кюльманом в 1912 г. В этом варианте были использованы задачи, близкие по характеру заданиям основной шкалы, а также показатели психомоторного развития. Шкала Бине-Кюльмана предназначалась для обследования детей с 3-летнего.

Одними из наиболее известных  в истории психологической диагностики  шкал для исследования детей первых лет жизни явились «Таблицы развития»  А. Гезелла. Таблицы включают показатели-нормы по четырем сферам поведенческих проявлений: «моторика», «язык», «адаптивное поведение», «личностно-социальное поведение». Исследование базируется на стандартизированной процедуре наблюдений за ребенком в обыденной жизни, оценке реакции на игрушки, учете сведений, сообщаемых матерью ребенка. В проведении обследования помогает подробное, снабженное рисунками описание процедуры наблюдений за поведением, типичным для детей разного возраста. Шкала предназначена для возрастного диапазона от 4 недель до 6 лет.

Опыт исследований по диагностике развития в раннем детстве, накопленный школой А. Гезелла, был положен в основу разработки весьма распространенной в 30-40-е гг. методики Ш. Бюлер и Г. Гетцер. На основе тестов А. Гезелла разработана и шкала психомоторного развития в раннем детстве, предложенная О. Брюне и И. Лезин. Шкала предназначена для исследования детей в возрасте от 1 до 30 мес. и содержит 160 заданий, касающихся проявлений поведения в областях: «моторики», «зрительно-моторной координации», «речевого развития», «социального развития». Нормы-критерии развития по указанным областям расположены на шкале в соответствии с возрастными уровнями (всего выделено 16 уровней: от 1 до 10 мес, затем — уровни 12, 15, 18,21, 24 и 30 мес. — по 10 задач для каждого месяца). При оценивании за каждое выполненное задание возрастных уровней первых 10 мес. ставят 1 балл, уровня 12 мес. — по 2 балла, уровней от 15 до 24 — 3 балла, за уровень 30 мес. — по 6 баллов). При обработке результатов сумма полученных ребенком баллов делится на 10. Полученный показатель отражает «глобальный возраст» развития исследуемого ребенка. Путем соотнесения глобального возраста с хронологическим определяется показатель «коэффициента развития» (QD). Шкала приспособлена для оценки четырех исследуемых областей поведения по отдельности. Результаты могут быть выражены в виде оценок профильных.

В  области психодиагностики раннего детства  за рубежом широкое применение нашли шкалы Н. Бейли. Данная методика предназначена для обследования детей в возрасте от 2 до 30 мес. Набор тестов состоит из трех частей.

1. Умственная шкала  (Mental Scale) направлена на оценку  сенсорного развития, памяти, способности  к научению, зачатков развития  речи. Результатом измерения является  «индекс умственного развития»  (MDI).

2. Моторная шкала (Motor Scale) измеряет уровень развития мышечной координации и манипулирования. Результатом измерения является «индекс психомоторного развития» (PDI).

3. Запись о поведении  ребенка (The Infant Behavior Record) предназначена  для регистрации эмоциональных  и социальных проявлений поведения, объема внимания, настойчивости и т. д.

Нормы для шкал установлены  на выборке из 1262 детей. Индексы развития, определяемые с помощью шкал умственного  и моторного развития, выражаются в шкале оценок IQ-показателя стандартного. Оценки шкальные устанавливаются для каждой возрастной группы (возрастные группы составлены с интервалами в полмесяца для возраста от 2 до 6 мес. и в месяц — для детей от 6 до 30 мес). Коэффициенты надежности шкалы умственного развития, полученные методом расщепления, принимают значения 0,81-0,93. Коэффициент надежности шкалы моторного развития — 0,68-0,92 соответственно. Имеются данные, свидетельствующие о высокой валидности шкал. По мнению А. Анастази, шкалы Бейли выгодно отличаются от других имеющихся методик для детей раннего возраста и весьма полезны для раннего распознавания сенсорных и неврологических нарушений, эмоциональных расстройств и отрицательных влияний окружающей среды на развитие ребенка. В 1993 г. опубликована вторая редакция шкал — Bayley II, в которой модифицирован ряд заданий и расширен возрастной диапазон (1 мес. — 3,5 года).

Для диагностического обследования детей в возрасте от 2,5 до 8,5 лет  на Западе используется другая стандартизированная  шкала, предложенная Мак-Карти. Шкала представляет собой тестовую батарею, включающую 18 тестов. Комплекс исследуемых показателей психического развития существенно шире, чем в рассматриваемых ранее методиках. Тесты сгруппированы в 6 шкал («вербальную», «перцептивного действия», «количественную», «общих познавательных способностей», «памяти» и «моторную»). В результате измерения определяется «индекс общих познавательных способностей» (GCI) в единицах IQ-показателя стандартного для каждой возрастной группы с интервалом в 3 мес. Имеется возможность использования оценок профильных по отдельным шкалам. Шкала стандартизирована на выборке из 1032 испытуемых. Надежность методики весьма высока. Коэффициенты надежности, определенной методом расщепления для шкалы GCI, составляют 0,93, для остальных шкал —0,79-0,88, коэффициенты надежности ретестовой составляют 0,90 и 0,69-0,89 соответственно. В отличие от шкал Бейли, предназначенных в основном для оценки текущего уровня развития, имеются данные о валидности прогностической шкал Мак-Карти по отношению к критерию учебных достижений в конце обучения и в первом классе.

В отечественной психологии значительный вклад в становление психодиагностики раннего детства внесли советские исследователи в 20-30-е гг. В это время в СССР использовались комплексы тестов и других приемов исследования психического развития детей, разработанные К. Корниловым (Методика исследования ребенка раннего возраста), А. П. Нечаевым, А. А. Люблинской и А. И. Макаровой («Измерительная шкала ума для детей дошкольного возраста»), методика исследования детей, предложенная Н. Л. Фигуриным и М. П. Денисовой. В 40-е гг. Н. М. Щеловановым разработаны «Показатели нервно-психического развития детей в первый год их жизни». Разработка содержала критерии для оценки уровня психического развития детей в возрасте от 2 до 13 мес. Н. М. Аскариной комплекс нормативных критериев был дополнен, диапазон исследования расширен на возрастные группы от рождения до 3 лет. Методика позволяет лишь качественно судить о психическом развитии в категориях соответствия или несоответствия норме развития. Аналогичны в этом отношении «Показатели нервно-психического развития детей 2-го и 3-го года жизни».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы

1. Акцентуация характера при воздействии неблагоприятных условий может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатии.

Психопатия (от греч. psyche - душа и pathos - “болезнь”) - патология  характера, при которой у субъекта наблюдается практически необратимая  выраженность свойств, препятствующих его адекватной адаптации в социальной среде. В отличие от акцентуаций психопатии, носят постоянный характер, проявляются во всех ситуациях и препятствуют социальной адаптации индивида. Реакция личности с заостренными особенностями характера по сравнению с реакциями психопата теснее связаны с психотравматическими факторами, при этом сохраняется определенный самоконтроль. Для психопата ограничений не существует.

Когда говорят о наличии  у кого-то определенного характера, тем самым указывают на известную  однобокость его психической  организации, известную дисгармонию психики, По сути дела, о нормальном “идеальном” человеке нельзя сказать, какой у него характер, т.к. все его поведение является простой реакцией на внешние воздействия. нужно отметить расплывчатость и неопределенность границ и между отдельными психопатиями. Выделяемые формы психопатий большей частью представляют собой искусственный продукт схематической обработки того, что наблюдается в действительности. В то же время поведение психопатов одного типа может быть различным: один параноик может быть всеми признанным ученым, другой - душевнобольным и т.п. Исходя из того, что в нерезкой форме те или иные психопатические особенности присущи всем нормальным людям, понятно, чем резче выражена индивидуальность, тем ярче становятся и свойственные ей психопатические черты. Вероятно, поэтому среди людей высокоодаренных, с богато развитой эмоциональной жизнью и легко возбудимой фантазией имеется значительное количество несомненных психопатов.

2. Систематические обследования показали, что у детей с хроническими соматическими заболеваниями (такими, как астма, диабет или заболевание сердца) отмечается тенденция к некоторому повышению частоты эмоциональных нарушений и трудностей поведения, кроме того, среди них чаще отмечаются затруднения в обучении чтению. Почти наверняка можно считать, что это не является прямым результатом соматического заболевания, а связано с трудностями особого характера, которые имеются у детей, страдающих хроническими соматическими заболеваниями.

Ребенок с инвалидностью, делающей для него невозможным участие в деятельности, типичной для нормальных детей, оказывается отрезанным от многих сторон жизни, важных для его формирования. В результате это отражается на том, каким ребенок видит самого себя, то есть на его самооценке.

3. Психологическая диагностика раннего детства — важное и актуальное направление психодиагностики. В раннем детстве контроль за соответствием нормам психического развития необходим в целях раннего выявления возможных отклонений, планирования индивидуальных мер коррекции и профилактики, направленных на выравнивание отдельных сторон психического развития. Важность такой работы связана с исключительным значением ранних этапов психического онтогенеза для развития личности. Благодаря быстрым темпам развития в период раннего детства незамеченные или показавшиеся незамеченными отклонения от нормального развития подчас приводят к выраженным сдвигам в более зрелом возрасте. В раннем детстве, с другой стороны, имеются более широкие возможности коррекции за счет большой «пластичности», чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка.

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Белопольская Н.Л. Проблемы психологического консультирования детей с отклонениями в развитии. Практикум по патопсихологии. - Москва, 1987-348с.

2. Блейхер В.М., Крук И.В.Патопсихологическая диагностика. - Киев: 3доров'я, 1986. - 280с.

3. Буторин Г.Г., Агавелян М.Г. Основы детской патопсихологии с элементами дефектологии (таблицы и схемы): Учеб. пособие. - Челябинск, 2001. - 99 с.

4. Детская патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н.Л.Белопольская. - Москва: Когито-Центр, 2001. - 351 с.

5. Зейгарник Б.В. Патопсихология: Учебное пособие.- Москва: Академия, 1999.- 208 с.

6.  Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – 253с.

7.Коробейников И.А. Патопсихологическая дифференциация некоторых форм психического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. … канд. дис. - Москва, 1980-120с.

8. Поляков Ю.Ф. Патология познавательной деятельности при шизофрении. - Москва: Медицина, 1974. - 166с.

9. Практикум по патопсихологии. - Москва: МГУ, 1987. - 184с.

10. Психология развития. Словарь. под общей ред. Петровского А. В., редактор-составитель Карпенко Л. А., под ред. Кондратьева М. Ю., ПЕР СЭ, Москва, 2005-254с.

11. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. - Москва: Медицина, 1970. - 214с.

12. Словарь-справочник по психодиагностике под редакцией Бурлачук Л. 3-е изд, Питер, С.-Петербург, 2008-430с.


Информация о работе Контрольная работа по предмету: «Спецпрактикум по детской патопсихологии»