Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 20:01, контрольная работа
Глаза его читали, но мысли были далеко”,- так сказал А.С. Пушкин в своем романе “ Евгений Онегин“. Действительно, мы часто замечаем за собой, что когда начинаем сосредоточенно работать (слушать лекцию, читать трудную тему ), то, вдруг, ловим себя на том, что думаем совсем о другом. Без целенаправленного, устойчивого внимания невозможна никакая серьезная работа и запоминание в том числе.
Ведение.
Определение внимания. Физиологические механизмы.
Виды внимания.
Свойства внимания.
Заключение.
Список использованной литературы
Ульяновская
государственная сельскохозяйственная
академия
Контрольная
работа
по дисциплине:
Педагогика и психология
Ульяновск 2010г.
Содержание
Ведение.
Определение внимания. Физиологические механизмы.
Виды внимания.
Свойства внимания.
Заключение.
Список
использованной литературы.
Введение.
“Глаза его читали, но мысли были далеко”,- так сказал А.С. Пушкин в своем романе “ Евгений Онегин“. Действительно, мы часто замечаем за собой, что когда начинаем сосредоточенно работать (слушать лекцию, читать трудную тему ), то, вдруг, ловим себя на том, что думаем совсем о другом. Без целенаправленного, устойчивого внимания невозможна никакая серьезная работа и запоминание в том числе. Повышенное внимание необходимо на всех этапах работы памяти, но в особенности на первом этапе - восприятия. Но вряд ли найдется человек, который мог бы сказать: “Я всегда в состоянии управлять своим вниманием”…Так что же такое внимание ?
Важнейшей особенностью протекания психических процессов является их избирательный, направленный характер. Этот избирательный, направленный характер психической деятельности связывают с таким свойством нашей психики, как внимание.
В отличие
от познавательных процессов (восприятие,
память, мышление и т. п.) внимание своего
особого содержания не имеет; оно проявляется
как бы внутри этих процессов и неотделимо
от них. Внимание характеризует динамику
протекания психических процессов.
Определение внимания. Физиологические механизмы.
Внимание — это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.
Характеризуя внимание как сложное психическое явление, выделяют ряд функций внимания. Сущность внимания проявляется прежде всего в отборе значимых, релевантных, т. е. соответствующих потребностям, соответствующих данной деятельности, воздействий и игнорировании (торможении, устранении) других - несущественных, побочных, конкурирующих воздействий. Наряду с функцией отбора выделяется функция удержания (сохранения) данной деятельности (сохранение в сознании образов определенного предметного содержания) до тех пор, пока не завершится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Одной из важнейших функций внимания является регуляция и контроль протекания деятельности.
Внимание
может проявляться как в
С точки зрения физиологии, распределение внимания объясняется тем, что при наличии в коре головного мозга оптимальной возбудимости в отдельных ее участках имеется лишь частичное торможение, в результате чего данные участки в состоянии управлять одновременно выполняемыми действиями.
Таким образом, чем лучше человек овладел действиями, тем легче ему одновременно выполнять их.
Устойчивость внимания не означает сосредоточенности сознания в течение всего времени на конкретном предмете или его отдельной части, стороне. Под устойчивостью понимается общая направленность внимания в процессе деятельности. На устойчивость внимания значительное влияние оказывает интерес.
Необходимым
условием устойчивости внимания является
разнообразие впечатлений или выполняемых
действий. Восприятие однообразных по
форме, цвету, размерам предметов, однообразные
действия снижают устойчивость внимания.
Физиологически это объясняется тем, что
под влиянием длительного действия одного
и того же раздражителя возбуждение по
закону отрицательной индукции вызывает
в том же участке коры торможение, что
и ведет к снижению устойчивости внимания.
Виды внимания.
Обычно
выделяют три вида внимания, различающиеся
по степени активности, осознанности,
управляемости процессом
Непроизвольное внимание возникает, прежде всего, под влиянием внешних факторов, без усилия со стороны субъекта. При таком виде внимания у субъекта нет заранее поставленной цели. Оно имеет место уже у младенца, но на первых этапах носит неустойчивый и относительно узкий по объему характер. Некоторые ученые считают, что непроизвольное внимание свойственно и животным, хотя И.П.Павлов вместо термина «внимание» использовал по отношению к животным понятие рефлекс «Что такое?», или «ориентировочный рефлекс». Непроизвольное внимание наступает немедленно, вслед за воздействие раздражителя. К свойствам раздражителей, которые вызывают непроизвольное внимание, относят:
Интенсивность раздражителя (более сильный раздражитель вероятнее окажется в поле непроизвольного внимания, чем менее сильный; однако раздражитель бывает сильным только определенный отрезок времени, затем наступает привыкание к этой степени интенсивности);
Новизна предмета;
Необычность объекта;
Резкая
смена и динамичность объектов: нарушение
относительно спокойного течения воздействия
раздражителей вследствие внезапного
усиления или ослабления некоторых из
них, введение паузы или изменение ритма
и темпа движений невольно привлекает
внимание.
Таким
образом, непроизвольное внимание привлекают
все объекты, достаточно сильно действующие
на органы чувств: яркие краски, выделение
освещением, сильные звуковые раздражители,
новизна объекта, разнообразные формы,
изменение движений, прерывистость воздействия,
занимательность объектов внимания.
Особенность
произвольного внимания проявляется в
том, что человек может произвольно сосредоточить
свое внимание то на одном, то на другом
объекте даже в тех случаях, когда в окружающей
его обстановке ничего не меняется. В отличие
от непроизвольного внимания произвольное
внимание управляется сознательно поставленной
целью. Основной функцией произвольного
внимания является активное регулирование
протекания психических процессов, поэтому
его еще называют активным, преднамеренным,
волевым.
Вопрос
о произвольном внимании в истории
развития науки всегда был тесно связан
с вопросом о свободе воли. Идеалисты настаивали
на абсолютной свободе воли и, соответственно,
на полной свободе произвольного внимания.
Чтобы уяснить сущность произвольного внимания, рассмотрим его развитие в онтогенезе. Ребенок живет в окружении взрослых и развивается в практике живого общения с ними.
В раннем
возрасте, когда он рассматривает
окружающую привычную обстановку, его
взор блуждает. К этому процессу
подключается мать. Она говорит: «Это
– зайчик!» «и указывает пальцем». Слово
и указательный жест сразу выделяют предмет.
Ребенок его фиксирует взглядом и тянется
рукой. Непроизвольное внимание начинает
подвергаться общественному управлению.
В этом случае организация внимания разделена
между двумя людьми: мать направляет внимание,
ребенок подчиняется ее указательному
жесту и слову. Такая организация характерна
для детского внимания к началу второго
года.
В дальнейшем
ребенок овладевает речью и оказывается
в состоянии самостоятельно указывать
предметы и называть их. Значит, он самостоятельно
перемещает свое внимание (к 4,5-5 годам)
и организовывает внимание, которое раньше
делилось между ним и матерью. Ребенок
обретает новую форму - форму внутренней
организации внимания, социальной по своему
происхождению, но внутренне опосредованной
по своей структуре.
По мере
развития внутренние речевые и интеллектуальные
процессы ребенка становятся настолько
сложными и автоматизированными, что
перевод внимания с одного объекта
на другой перестает требовать
Произвольное
внимание имеет свои характеристики. Целенаправленность
произвольного внимания определяется
задачами, которые ставит перед собой
человек. Организованность произвольного
внимания проявляется в том, что человек
сознательно готовится быть внимательным.
Кроме того, для произвольного внимания
характерна повышенная устойчивость.
Послепроизвольное
внимание. Само название говорит о
том, что оно возникает у человека
после прохождения стадии произвольного
внимания. В этом случае волевое
усилие, поддерживавшее наше сосредоточение
на объекте внимания, заменяется интересом
к этому объекту. Длительные волевые усилия,
направленные на концентрацию внимания,
приводят к такому моменту, когда необходимость
в этих усилиях отпадает. В отличие от
непроизвольного внимания оно остается
связанным с целями и поддерживается именно
сознательными интересами. Послепроизвольное
внимание берет от произвольного внимания
способность к длительной сосредоточенности.
Для него характерна интенсивная напряженность
умственной деятельности. В результате,
при послепроизвольном внимании наблюдается
высокая производительность труда. Иногда
этот вид внимания называют творческим,
так как он сопровождает процесс подлинного
увлечения человека своей деятельностью.
Существуют
и другие классификации видов внимания.
Например, по характеру направленности
различают внешненаправленное внимание
и внутренне внимание. Объектом первого
являются окружающие объекты и явления,
объектами второго – собственные мысли
и переживания субъекта. По направленности
на объект выделяют сенсорное, интеллектуальное
и моторное внимание.
Свойства внимания.
Изучая
внимание, ученые выделили следующие
феномены, определенные ими как свойства
внимания: объем, устойчивость, концентрация
(сосредоточенность), распределение и
переключение внимания.
Объем
внимания. Число поступающих сигналов
или протекающих ассоциаций, которые
могут сохраняться в центре ясного сознания,
приобретая для субъекта доминирующий
характер, носит название объема внимания.
Чем больше предметов или их элементов
воспринимается в один момент, тем больше
объем внимания и тем более эффективной
будет выполняемая деятельность. Объем
внимания является изменчивой величиной.
Он зависит от того, насколько связано
между собой содержание, на котором сосредотачивается
внимание, а также от умения человека осмысленно
связывать и структурировать материал.
Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике и психологии"