Контрольная работа по "Общей психологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2011 в 01:11, контрольная работа

Описание работы

Ответы на вопросы:1. Сравните основные положения учения о душе Платона и Аристотеля; 2.Чем научная гипотеза отличается от научной теории?3.Изложите в форме таблицы различия психики человека и животных; 4.Сформулируйте основные различия между предметом исследования психофизики и психофизиологии.

Работа содержит 1 файл

Контрольная Общая психология.docx

— 32.50 Кб (Скачать)
  1. Сравните  основные положения  учения о душе Платона и Аристотеля
 

     Платон (Platon, 427 - 347 до н.э.) - представитель идеалистического направления в философии. Платон – первый из греческих философов, чьи труды до нас дошли полностью. В своих философских произведениях, написанных в форме диалогов, главным героем которых был его учитель Сократ (Socrates, ок. 470 - 399 до н.э.), Платон говорил, что человек ведет себя так или иначе не в силу каких-либо вещественных (вообще материальных) причин, а в силу того, что им движет идея, качественно отличная от любой материальной вещи. Поэтому Платон стремился вписать душу в мир идеальных сущностей, в мир идей, наличие которого он также пытался доказать путем логических рассуждений и приводимых им примеров.

     Идеи  являются руководящей силой даже для Бога-демиурга (творца), который творит мир по образцу идей. Отсюда ясно, что в таком мире место душе отводится уже не среди тел, а среди данных божественных сущностей, где душа может находиться какое-то время.

     По  Платону, душа существует вечно: душа существовала до рождения человека и будет жить после его смерти. Душа до рождения обитает в мире идей, видит эти идеи и познает их сразу, непосредственно, целиком. При рождении человека душа, попадая в тело, забывает все те знания, которые она имела до рождения, но идеи в себе все же хранит и, встречаясь с предметами, душа начинают припоминать то знание, которое имела до рождения, т.е. до воплощения в тело.

     Душа, по Платону, состоит из трех частей: разумной, вожделеющей и страстной. Вожделеющая и страстная души должны подчиняться разумной, ведь только разумная душа может сделать поведение человека нравственным. Как бы не была странной эта терминология, все же деление Платоном души на три части достаточно логично. В современной терминологии страстное начало – это воля, разумное начало – разум, вожделеющее начало – ощущения, чувства. Таким образом, душа состоит из разума, воли и чувственного начала.

     Величайший  ученый-энциклопедист Аристотель (Aristoteles, 384 - 322 до н.э.) - самый гениальный ученик Платона. Именно Аристотель написал первую специальную работу, посвященную психологии «О душе». В этой работе он дал свое понимание души, которое не сводилось ни к определению души Демокритом, ни к определению души Платоном и, в принципе, смягчало крайности обоих подходов. Известна фраза Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже!» Аристотель пошел своим путем и подверг учение об идеях и о природе души Платона весьма суровой критике. Его не устраивает мнение Платона о душе как особой бестелесной сущности, которая находится в постоянном круговороте вселений в новое тело и отлетов от него после смерти. Душа и тело вообще неотделимы друг от друга, как материя (вещество), из чего сделана вещь, и форма этой вещи. Душа, по Аристотелю, есть тоже своего рода форма тела. но не любого тела, а только такого, которое потенциально одарено возможностью жизни, т.е. живого. Таким образом, душа - форма живого тела, его причина (поскольку именно душа делает тело живым) и одновременно цель жизни тела (Аристотель для обозначения этой характеристики души использует слово «энтелехия»). Говоря современным языком, душа есть своеобразная программа жизни тела, благодаря которой живое существо становится тем, чем оно является.

     У разных живых существ - свои души. У растений это растительная душа, которая отвечает за рост, питание и размножение. У животных помимо растительной существует также животная душа, обеспечивающая их пространственное перемещение, их ощущения, восприятие, элементарную память и воображение, элементарные аффекты. А вот у человека кроме животной и растительной души, имеется еще душа разумная. Со смертью тела животная и растительная души исчезают вместе с телом, остается лишь разумная душа. Поэтому души не переселяются. Платон разделял веру в переселение душ в отличие от Аристотеля.

     В основе деятельности человеческого разума лежит божественный разум - Логос, который является всеобщим законом мира и мышления человека. Логосом можно объяснить также и способность совершения человеческой душой (божественной по своему происхождению) волевого действия, невозможного у животных.

     Душа  для Аристотеля – не особая сущность, а способ организации живого тела, представляющего собой систему, душа проходит разные этапы в развитии и способна не только запечатлевать  то, что действует на тело в данный момент, но и сообразовываться с  будущей целью.

     Выводы. В учении о душе Платон делал упор на нравственный (абсолютный, небесный) идеал, ориентируясь на должное, т.е. на то, какой должна быть жизнь людей, а Аристотель делал упор на действительные (относительные, «земные») блага, исходя из сущего, т. е. из того, какова реальная жизнь. 
 
 
 
 

     
  1. Чем научная гипотеза отличается от научной  теории?
 

     Научная гипотеза  - такое предположительное знание, истинность или ложность которого еще не доказана, но которое выдвигается не произвольно, а при соблюдении ряда требований, к которым относятся следующие. 1. Отсутствие противоречий. Основные положение предлагаемой гипотезы не должны противоречить известным и проверенным фактам. (При этом следует учитывать, что бывают и ложные факты, которые сами нуждаются в проверке).

     2. Соответствие  новой гипотезы надежно установленным теориям. Так, после открытия закона сохранения и превращения энергии все новые предложения о создании «вечного двигателя» более не рассматриваются.

     3. Доступность выдвигаемой гипотезы экспериментальной проверке, хотя бы в принципе.

     4.Максимальная простота гипотезы.

     Научная гипотеза является высшей формой предположительного познания.

     Если  научная гипотеза в ходе эксперимента опровергается, то она удовлетворяет  принципу фальсифицируемости (опровергаемости), а если в ходе эксперимента она  подтверждается, то она удовлетворяет  принципу верифицируемости (проверяемости).

     Гипотеза,   имеющая  научную  ценность,   обязательно   должна   содержать   в   себе   кроме достоверных суждений, основанных на доказанных знаниях, еще и «новое» в виде потенциального знания. В таком ракурсе гипотеза  становится, научным   предположением.

     В зависимости от научных  потребностей могут формироваться гипотезы разного  вида. Выделяют общую и частную (рабочую) гипотезы. Частная (рабочая) гипотеза может подразделяться, в свою очередь, на более частные гипотезы версии, например в следственной практике это версии. Частные гипотезы «отрабатывают» фрагменты общей гипотезы.

     Рано  или поздно любая наука в своем  развитии приходит к необходимости  формирования гипотезы. Ф. Энгельс не зря отмечал, что: «формой развития естествознания, поскольку оно мыслит, является гипотеза. Наблюдение открывает  какой-нибудь новый факт, делающий невозможным  прежний способ объяснения фактов, относящихся к той же самой  группе. С этого момента возникает  потребность в новых способах объяснения, опирающегося сперва только на ограниченное количество фактов и  наблюдений. Дальнейший опытный материал приводит к очищению этих гипотез, устраняет одни из них, исправляет другие».1 И так, вплоть до открытия закона. В научной практике гипотеза выступает как предшественница теории, предпосылка.

     Научная теория – это систематизированные знания в их совокупности. Научные теории объясняют множество накопленных научных фактов и описывают определенный фрагмент реальности (например, электрические явления, механическое движение, превращение веществ, эволюцию видов и т.п.) посредством системы законов.

     Теория  в строго научном смысле - это система уже подтвержденного знания, всесторонне раскрывающая структуру, функционирование и развитие изучаемого объекта, взаимоотношение всех его элементов, сторон и теорий.

     Научная теория должна выполнять две важнейшие  функции, первой из которых является объяснение фактов, а вторая  -  предсказание новых, еще неизвестных фактов и характеризующих их закономерностей.

     Научная теория  -  одна из наиболее устойчивых форм научного знания, но и они претерпевают изменения вслед за накоплением новых фактов. Когда изменения затрагивают фундаментальные принципы теории, происходит переход к новым принципам, а, следовательно, к новой теории.

     Изменения же в наиболее общих теориях, приводят к качественным изменениям всей системы теоретического знания, в результате чего происходят глобальные естественнонаучные революции и меняется научная картина мира.

     Теории в основном подразделяются на общие и частные (специальные), дедуктивные (математизированные, аксиоматические) и индуктивные (описательные). Подразделение их почти соответствует подразделению гипотез. Теория, так же как и гипотеза, проходит в своем формировании разные периоды, ступени, этапы, иногда даже значительно более продолжительные, чем в гипотезе

     Гипотезы  и теории выполняют одну очень  важную функцию. Они определяют, какие эксперименты необходимо поставить какая постановка вопросов является целесообразной.

     Главное отличие теории от гипотезы -  достоверность, доказанность. 
 
 

     
  1. Изложите  в форме таблицы  различия психики человека и животных
Различия Человек Животное
Язык Человек может  с помощью языка информировать  других людей о прошлом, настоящем  и будущем, передавать им социальный опыт Животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией
Мышление Человек обладает абстрактным мышлением. Поведение  человека характеризуется способностью абстрагироваться (отвлекаться) от данной конкретной ситуации и

предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией.

Животным свойственно лишь практическое мышление. Абстрактное мышление отсутствует.
Способность

создавать

и сохранять

орудия  труда

Человек создает  орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его. Человек живет в мире относительно постоянных вещей. Животное создает  орудие в конкретной ситуации. Вне  ее животное никогда не выделяет орудие как орудие, не сохраняет его впрок. Животные не живут в мире постоянных вещей.
Передача

общественного

опыта

Только человек присваивает общественный опыт и передает опыт другим поколениям в форме предметов материальной культуры. Общественный опыт занимает доминирующее место в поведении отдельного человека. У животных отсутствуют закрепление, накопление и передача опыта поколений в материальной форме.
Чувства У человека есть высшие нравственные чувства, которых  нет у животных. Животные могут  испытывать положительные и отрицательные  эмоции, но они не могут испытывать чувства при осознании какого-либо жизненного факта.
 
 
     
  1. Сформулируйте основные различия между  предметом исследования психофизики и психофизиологии
 
  Психофизиология Психофизика
Определение - это наука, изучающая физиологические механизмы психических процессов, состояний и индивидуальных различий. - это раздел психологии, изучающий количественные отношения между силой раздражителя и величиной возникающего ощущения.
Объект  изучения - физиологичные механизмы деятельности мозга, высшей нервной системы, которые лежат в основе функционирования психики. - взаимодействие между объективно измеримыми физическими процессами и субъективными мысленными переживаниями.
Основные  методы исследований - электрофизиологические методы. - экспериментальное изучение и измерение зависимости психических состояний от физических воздействий
Главная задача - причинное объяснение психических явлений путем раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических механизмов. - установление количественных и качественных соотношений между параметрами физических раздражителей (стимулов) и характеристиками вызываемых ими ощущений.
 

     Вывод. Объектом изучения психофизики является система отношений между психологическими фактами и которые могут быть доступны экспериментальному контролю, варьированию, измерению и вычислению внешних раздражителей. Этим психофизика отличается принципиально от психофизиологии органов чувств, хотя исходную психофизическую формулу Вебер и получил, экспериментируя над кожной и мышечной рецепцией. В психофизике деятельность нервной системы подразумевается, но не изучается. 
 

Список  использованной литературы 

     
  1. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. - Минск: Харвест, 2007. -976с.
  2. Лучинин А.С. Психофизиология: Конспект лекций. - Ростов н/Дону, Феникс, 2004. - 320с.
  3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник. - СПб.: Питер, 2007. - 583с.
  4. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - 2-е изд. - Т.20. - М.: Политиздат, 1965. - 600с.
  5. Никандров В.В. Психофизика и психофизические методы: Учебное пособие. - М.: Речь, 2005. - 192с.
  6. Общая психология: в 7 т. / под ред. Б.С. Братуся. - Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию. - М.: Академия, Academia, 2008. - 352с.

Информация о работе Контрольная работа по "Общей психологии"