Контрольная работа по "Юридическая психология"

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 22:07, контрольная работа

Описание работы

Методологические и прикладные основы юридической психологии
Мотивационная сфера в структуре личности субъектов правоприменительной деятельности
Психологические особенности виктимного поведения

Работа содержит 1 файл

контрольная работа.docx

— 71.43 Кб (Скачать)

Вариант 1 

  1. Методологические  и прикладные основы юридической  психологии
  2. Мотивационная сфера в структуре личности субъектов правоприменительной деятельности
  3. Психологические особенности виктимного поведения
 

       Юридическая психология – наука, в которой  синтезированы различные области психологии и юриспруденции. Любая область прикладной психологии реализует систему и положения общей психологии в приложении их к различным видам человеческой деятельности. Но любая деятельность человека в общественных отношениях регулируется правилами. Правила, обязательные  для определенной группы людей, называются нормами поведения. Нормы поведения устанавливаются членами групп и служат, прежде всего, интересам этих групп, которые могут совпадать, а могу и не совпадать с интересами общества в целом. 

       
  1. Методологической  основой всех прикладных наук, в  том числе и юридической психологии, является философия. Философия помогает решать ряд важнейших проблем, среди  которых, прежде всего, стоит назвать вопросы о природе, уровнях психического состояния и о концепции человека и личности.

       Методологическая  особенность юридической психологии состоит в том, что центр тяжести  в познании переносится на личность как субъект деятельности. Таким  образом, если право в первую очередь  выделяет в человеке правонарушителя, то юридическая психология исследует  человека в правонарушителе, свидетеле, потерпевшем и т.д.

       Психическое состояние так же, как и устойчивые особенности характера и личности потерпевшего, правонарушителя, свидетеля, развивается и протекает не иначе, как подчиняясь общепсихологическим  и психофизиологическим законам. Специфика предмета юридической психологии заключается в своеобразии видения этих состояний, в исследовании их правового значения в процессе установления истины, в поисках научно обоснованных методов снижения возможности нарушении правовых норм путем психологической коррекции этих состояний, равно как и свойств личности правонарушителей.

       Всевозрастающее многообразие аспектов человекознания — специфическое явление современности, связанное с прогрессом научного познания и его приложением к различным областям общественной практики, что проблема человека становится общей для всей науки в целом, что для научного изучения человека характерны всевозрастающие дифференциация, специализация отдельных дисциплин, тенденция к объединению различных наук, аспектов и методов исследования в комплексных системах, к построению синтетических характеристик человеческого развития писал выдающийся советский психолог Б.Г.Ананьев.

       Если  в самом общем виде охарактеризовать состояние современного научного знания и формирующиеся на этой основе методологические потребности, то, видимо, надо прежде всего констатировать, что научное знание стало более глубоким и сложным, многоуровневым и многомерным. Именно этим свойствам и вместе с тем потребностям развития современного научного знания и соответствуют основные направления системного подхода. Юридическая психология может успешно развиваться и решать комплекс стоящих перед ней задач только благодаря системному подходу.

       Для юридической психологии продуктивно  применение одного из принципов системного анализа — иерархии систем, суть которой заключается в том, что  любая система рассматривается  как часть другой, более широкой  системы, а ее элементы — как самостоятельные  системы. Этот принцип позволяет, с  одной стороны, акцентировать внимание на многоуровневой организации изучаемой  действительности, а с другой стороны, представляет возможность сосредоточить исследование на определенном качественно своеобразном явлении.

       Одним из методологических принципов юридической  психологии является личностный подход. Юридическая психология всегда имеет  объектом исследования личность, поскольку  именно к ней адресована система  правовых норм. Это позволяет построить  структуру личности и выделить такие  ее элементы, которые являются значимыми  в криминогенных ситуациях, в различных сторонах правоохранительной деятельности, при разработке стратегии ресоциализации правонарушителей и т.д.

       Одна  из важных задач юридической психологии — выделение внутренних личностных предпосылок, которые во взаимодействии с определенными внешними факторами  могут создать для данной личности криминогенную ситуацию, т. е. выделение криминогенных личностных качеств и предпосылок. 

       2. Мотивация – это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека.

       Мотивы – это относительно устойчивые проявления, атрибуты личности. Например, утверждая, что определенному человеку присущ познавательный мотив, мы подразумеваем, что во многих ситуациях у него проявляется познавательная мотивация.

       Потребности – субъективные явления, побуждающие к деятельности и представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо. Все многообразие потребностей может быть сведено к двум основным классам:

  • биологические (витальные)
  • информационные (лежащие в основе социальных потребностей).

       Биологические потребности являются легко и быстро насыщаемыми. Регулирующая функция биологических потребностей ограничена, так как они определяют поведение в сравнительно небольшие отрезки времени, в течение которых происходит удовлетворение потребностей. Если бы животное или человек действовали под влиянием только этих потребностей, то их активность была бы очень ограниченной.

       Информационные потребности (к ним относятся и познавательные, и социальные) являются ненасыщаемыми или значительно менее насыщаемыми по сравнению с биологическими потребностями. Поэтому их регулирующая функция по отношению к поведению человека является неограниченной.

       Биологические потребности имеют индивидуалистический, эгоцентрический характер, ставят особь  в конкурентные, враждебные отношения  с другими особями. Информационные потребности, как правило, не ведут  к возникновению конкурентных отношений  между людьми. Удовлетворение информационной потребности за счет какого-либо объекта  никак не сказывается на самом  объекте. Эта потребность имеет  вторую сторону: поделиться информацией  с другими людьми.

       Если, анализируя потребности, человек дает ответ на вопрос, почему он действует  или не действует определенным образом, то при анализе мотивов дается ответ на вопрос "зачем?".

       По  мнению А. Н. Леонтьева, генетически исходным для человеческой деятельности является несовпадение мотивов и целей. В отличие от целей, мотивы актуально не осознаются субъектом. При этом они находят свое психическое отражение в форме эмоциональной окраски действий (то есть придают действию личностный смысл).

       Развитие  человеческой деятельности ведет к  раздвоению функций мотивов. Одни мотивы, побуждая деятельность, придают ей личностный смысл (смыслообразующие мотивы), другие, выполняя роль побудительных факторов, лишены смыслообразующих функций (мотивы-стимулы).

       Деятельность  человека направляется не одним мотивом, а их совокупностью. При этом можно  выделить внутренние мотивы и внешние мотивы. В основе внутренних мотивов лежат потребности человека, его эмоции, интересы. К внешним мотивам относятся цели, исходящие из ситуации (факторы среды). Совокупность внутренних и внешних мотивов определенным образом организуется и составляет мотивационную сферу личности. Главные отношения, характеризующие мотивационную сферу личности, – отношения иерархии мотивов.

       А. Маслоу выстроил иерархию мотивов по степени их близости к удовлетворению витальных потребностей. В основе иерархии лежит необходимость поддерживать физиологический гомеостаз; выше – мотивы самосохранения; далее – уверенность, престижность, любовь. На вершине иерархии – познавательные и эстетические мотивы, ведущие к развитию способностей и самоактуализации личности.

       Иерархия  фундаментальных потребностей (по А. Маслоу)

       

       Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированность.

       Под широтой мотивационной сферы  понимается качественное разнообразие мотивационных факторов - диспозиций (мотивов), потребностей, целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у  человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является мотивационная сфера.

       Гибкость  мотивационной сферы характеризует  процесс мотивации следующим  образом. Более гибкой считается  такая мотивационная сфера, в  которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных  мотивационных побудителей более  низкого уровня.

       Например, более гибкой является мотивационная  сфера человека, который в зависимости  от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем  другой человек. Скажем, для этого  индивида потребность в знаниях  может быть удовлетворена только телевидением, радио и кино, а  для другого средством её удовлетворения являются также разнообразные книги, периодическая печать, общение с  людьми. У последнего мотивационная  сфера по определению будет более  гибкой.

       Заметим, что широта и гибкость характеризуют  мотивационную сферу человека по-разному. Широта - это разнообразие потенциального круга предметов, способных для  данного человека служить средством  удовлетворения актуальной потребности, а гибкость - подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организованности мотивационной  сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями  и целями.

       Наконец, иерархизированность - это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности. Потребности, мотивы и цели не существуют как рядоположенные наборы мотивационных диспозиций. Одни диспозиции (мотивы, цели) сильнее других и возникают чаще; другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

       Кроме мотивов, целей и потребностей, в  качестве побудителей человеческого  поведения рассматриваются также  интересы, задачи, желания и намерения.

       Интересы, задачи, желания и намерения, хотя и входят в систему мотивационных  факторов, участвуют в мотивации  поведения, однако выполняют в ней  не столько побудительную, сколько  инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения.

       Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие  поведением человека, им осознаются, другие нет. Многие психологические проблемы получают свое решение, как только мы отказываемся от представления о  том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и  чувств. На самом деле их истинные мотивы не обязательно таковы, какими они  кажутся.

       Источниками смыслов, определяющими, что для  человека значимо, а что нет, и  почему, какое место те или иные объекты или явления занимают в его жизни, являются потребности  и личностные ценности человека. И  те и другие занимают одно и то же место в структуре мотивации  человека и в структуре порождения смыслов: смысл для человека приобретают  те объекты, явления или действия, которые имеют отношение к  реализации каких-либо его потребностей или личностных ценностей. Эти смыслы индивидуальны, что вытекает не только из несовпадения потребностей и ценностей  разных людей, но и из своеобразия  индивидуальных путей их реализации.

       Возьмем для примера агрессивные действия хулигана, которые многие юристы обычно классифицировали как "немотивированные" преступления. Психологический анализ показывает, что за ними стоят реальные мотивы и потребности, в частности  потребность в самоутверждении, которая присуща в той или  иной степени всем людям. Однако у  разных людей реализация этой потребности  достигается разными путями; у одних - через творческие достижения, у других - через обогащение, у третьих - через успех у противоположного пола, у четвертых - через карьеру, и только у некоторых - через насилие, физическое подавление других людей. В отличие от большинства людей для хулиганов (впрочем, и для некоторых политиков) унижение и физическое подавление других людей имеет смысл самоутверждения, истоки которого лежат в неблагоприятных условиях формирования их личности.

       Но, помещая во главу угла потребности, мы целиком ставим внутренний мир  личности в зависимость от внешнего мира, в котором личность живет  и действует. Такая зависимость  существует, но кроме этого в личности есть некая точка опоры, позволяющая  ей встать в независимую позицию  по отношению к внешнему миру и  всем его требованиям. Эту точку  опоры образуют личностные ценности.

Информация о работе Контрольная работа по "Юридическая психология"