Контрольная работа по дисциплине "Психология личности в стрессовых ситуациях"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 10:01, реферат

Описание работы

Используя материалы лекции и рекомендуемую литературу провести анализ (самоанализ) конкретной, самостоятельно выбранной трудной жизненной ситуации.
Ситуация:
Молодая девушка Мария узнала, что ждет ребенка. Ее муж считает, что заводить ребенка в данный период времени нецелесообразно и уговаривает Марию сделать аборт. Девушка находится в замешательстве/стрессовой ситуации.

Работа содержит 1 файл

0378ч Психология личности в стрессовых ситуациях.doc

— 53.00 Кб (Скачать)


2

Задание

Используя материалы лекции и рекомендуемую литературу провести анализ (самоанализ) конкретной, самостоятельно выбранной трудной жизненной ситуации.

 

Ситуация:

Молодая девушка Мария узнала, что ждет ребенка. Ее муж считает, что заводить ребенка в данный период времени нецелесообразно и уговаривает Марию сделать аборт. Девушка находится в замешательстве/стрессовой ситуации.

1.                  Какой тип стресса жизни (по Wong).

Данный тип стресса по жизни относится к следующим категориям, согласно классификации Wong[1]:

– внутриличностный стресс, девушка переживает о сложившейся ситуации. Роль будущей матери, с одной стороны пугает ее, с другой – привлекает. Также она не хочет потерять своего мужа, но не уверена, что если оставит ребенка – он будет с ними;

– межличностный стресс и семейный стресс в данной ситуации едины. В отношении супругов возник разлад. Муж – не хочет ребенка, у жены же нет четкой позиции по этому вопросу, она сомневается, из за этого обсуждение и принятие решения по этому вопросу носит затяжной характер.;

2.                  Какой стрессовый фактор присутствовал или присутствует (организационный, личностный и т.д.).

Факторы, вызывающие стресс, – это воздействие на человека со стороны внешней и внутренней среды, что приводит ее в состояние стресса[2].

Личностные факторы: неуверенность в себе, у Марии нет четкого представления себя в будущем, она не знает, чего хочет.

Жизненную ситуацию, смену фаз развития и становления семьи, рождение ребенка можно было предвидеть и решить, т.е. не создавать данную стрессовую ситуацию.

3.                  Какие психологические качества, свойства личности при этом были затронуты.

Психические свойства[3] – не изначальная данность; они формируются и развиваются в процессе деятельности личности. Подобно тому, как организм не развивается сначала, а затем функционирует, а развивается, функционируя, так и личность не формируется сначала, а затем начинает действовать: она формируется, действуя, в ходе своей деятельности. Психические свойства личности – ее способности и характерологические черты – формируются в ходе жизни. Психические свойства – это индивидуальные особенности психической деятельности конкретного человека, особенности его психического состояния, его межличностных и личностно-социальных отношений, которые позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психического развития.

Выделяются четыре основных психических свойства:

1.                  Темперамент.

Темперамент – совокупность устойчивых, индивидуальных, психофизических свойств человека, обусловливающих динамические особенности его психической деятельности, психических состояний и поведения[4].

Темперамент определяется скоростью психических процессов или скоростью формирования условных рефлексов. Известно деление людей по темпераменту на:

а) холериков,

б) флегматиков,

в) сангвиников

г) меланхоликов.

Ей соответствует классификация типов высшей нервной деятельности:

а) сильный неуравновешенный;

б) сильный уравновешенный инертный;

в) сильный уравновешенный подвижный

г) слабый.

Темперамент Марии – меланхолик, тип высшей нервной деятельности – слабый. Темперамент Марии не был задет в данном стрессе, но ее темперамент не позволяет ей активно сопротивляться сложившейся ситуации – искать выход из нее, она плывет по течению.

2.                  Способности.

Способности – устойчивые психологические свойства людей, которыми они отличаются друг от друга и от которых зависят их достижения в различных видах деятельности. Способный человек умеет делать определенное дело, причем таким образом, что это получает высокую оценку со стороны окружающих[5]. Понятие о способностях является относительным и социально обусловленным.

Способности можно классифицировать на:

Природные (или естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;

Специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на[6]:

– общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность и тонкость движений рук и т.д.);

– специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.);

– теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению;

– практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

– учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности;

– творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) – талантом;

– способности к общению, взаимодействию с людьми;

– предметно-деятельностные способности, связанные со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами.

Способности Марии также не были задеты в данном стрессе.

3.                  Мотивации.

Мотив – это побуждение к совершению поведенческого акта, порожденное системой потребностей человека и с разной степенью осознаваемое либо не осознаваемое им вообще[7]. В процессе совершения поведенческих актов мотивы, будучи динамическими образованиями, могут трансформироваться (изменяться), что возможно на всех фазах совершения поступка, и поведенческий акт нередко завершается не по первоначальной, а по преобразованной мотивации.

Мотивации – потребности человека, в основе которых лежат эмоциональные процессы, в ходе которых происходит положительная или отрицательная оценка результатов деятельности.

Мотивация – основа жизни и деятельности всех живых организмов. Представляет собой определенную энергетическую систему, которая стремится к удовлетворению мотивов и потребностей, составляющих сущность мотивации.

Согласно пирамиде потребностей Маслоу, Мария должна стремиться удовлетворить свою низшую физиологическую потребность в продолжении рода.

4. Характер.

Характер – совокупность основных черт личности, от которых зависят формы социального поведения, поступки человека, которые рассчитаны на оказание влияния на окружающих.

Характер проявляется в человеческих отношениях.

Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении:

1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки);

2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т.п.);

3) к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т.п.);

4) в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.

В ситуации с Марией были задеты некоторые свойства ее характера:

1) к себе – степень самокритичности к себе возросла;

2) к другим людям – характеру Марии присуще следующие качества: альтруизм, доброта, чуткость. Этими свойствами характера Марии пользуется ее муж, чтобы решить ситуацию в свою пользу;

3) в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности. Эти качества характера у Марии присутствуют в зачаточном виде, и не проявились в данной ситуации.

4.                  Какие стратегии (копинги) использовались для разрешения (адаптации) стрессовой ситуации.

Для решения стрессовой ситуации был использован копинг, нацеленный на проблему, совладание со стрессом, имеющее целью модифицировать, уменьшить или устранить источник стресса[8].

Проблемно-ориентированный копинг связан с попытками улучшить отношения «человек-среда» путем изменения когнитивной оценки сложившейся ситуации

Стрессовая ситуация оказывает на личность значительное влияние.

5.                  Разрешилась или нет ситуация?

Ситуация разрешилась не полностью. Мария сделала аборт тем самым разрешив межличностный и семейный конфликт, но в своем поступке она не была твердо уверена поэтому ее внутриличностный конфликт обострился.

6.                  Какие способы разрешения ее Вы могли бы предложить в случае ее неразрешения.

Поскольку конфликт не был решен полностью, я предложу Марии пройти курс психотерапевтического курса. А после пройти такой же курс со своим супругом.

Также, в решении этого стресса предложу использовать стратегию сотрудничества[9], т.к. она считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Она предполагает стремление оппонентов к конструктивному обсуждению проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Эта стратегия наиболее благоприятна для обоих ее оппонентов, поскольку они являются членами одной семьи. Семейная жизнь сложна, и часто возникают вопросы, требующие ответа, а для их решения требуется мобилизация сил обоих супругов. Такое совместное преодоление трудностей способствует укреплению связей между супругами.


Список литературы

 

1.                  Бреслав Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. – 2-е изд., стер. – М.: Смысл: Academia, 2006. – 542 с

2.                  Вербина Г.Г. Психология стресса / Г.Г. Вербина, С.Г. Григорьева. – Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007. – 97 с.

3.                  Волкова А.И. Психология общения / А.И. Волкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 446 с.

4.                  Котова И.Б. Общая психология: учеб. пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. – М.: Дашков и К; Ростов н/Д: Академцентр, 2009. – 479 с.

5.                  Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях / В.Г. Крысько. – СПб.: Питер, 2007. – 253 с.

6.                  Общая психология / Н.П. Ансимова и др.; под общ. ред. проф. А.В. Карпова. – М.: Гардарики, 2005. – 231 с.

7.                  Озеров В.П. Психомоторные способности человека/ В.П. Озеров-Дубна: Феникс, 2002. – 320 с.

8.                  Орлов А.Д., Ноздрачев А.Д. Нормальная физиология: Учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. – 696с.

9.                  Психофизиология Учебник для вузов. / Под. ред. Ю.А.. Александрова. – – СПб.: Питер, 2001. – 496 с



[1] Бреслав Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. - 2-е изд., стер. - М.: Смысл: Academia, 2006. - С.67

[2] Вербина Г.Г. Психология стресса / Г.Г. Вербина, С.Г. Григорьева. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007. –С.45

[3] Волкова А.И. Психология общения / А.И. Волкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – С.247.

[4] Котова И.Б. Общая психология: учеб. пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К; Ростов н/Д: Академцентр, 2009. С.138

[5] Озеров В.П. Психомоторные способности человека/ В.П. Озеров-Дубна. - М.: Феникс, 2002. - С.153

[6] Психофизиология Учебник для вузов. / Под. ред. Ю.А. . Александрова. - СПб.: Питер, 2001. С.112

[7] Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях / В.Г. Крысько. - СПб.: Питер, 2007. – С.102

[8] Общая психология / Н.П. Ансимова и др. ; под общ. ред. проф. А.В. Карпова. - М.: Гардарики, 2005. – С.208

[9] Орлов А.Д., Ноздрачев А.Д. Нормальная физиология: Учебник. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - С.489


Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Психология личности в стрессовых ситуациях"