Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 17:19, контрольная работа
Пол как биологическое явление относится к индивидным характеристикам - он определяется в момент зачатия человека, его невозможно изменить. Однако принимать или отвергать свой пол, переживать его как награду или наказание человек может по-разному под влиянием культурно-социальных влияний: ожиданий родителей, представлений о предназначении собственного пола, его ценности и т.д. Поэтому природные основы поведения могут либо усиливаться, либо, наоборот, тормозиться, ослабляя продуктивность человеческой деятельности и приводя к возникновению неврозов. (Например, либидо (половое влечение) в психоанализе рассматривается как основное влечение, определяющее человеческую активность и трансформирующееся посредством сублимации в творческую энергию, а в теории Юнга стало рассматриваться как источник жизненной силы вообще.)
Введение…………………………………………………………………………3
Теории развития половой идентичности………………………….……5
Этиология пола………………………………………………………….10
Нейроандрогенетическая теория Л.Эллиса……………………………13
Половые различия в психологических качествах……………………..15
Выводы…………………………………………………………………………..19
Список литературы……………………………………………………………..20
Итак, мужчины характеризуются более широкой сферой деятельности, гибкостью мышления, стремлением к труду, высокой скоростью выполнения операций при осуществлении предметной деятельности. А женщины отличаются легкостью вступления в социальные контакты, повышенной чувствительностью к неудачам на работе и в общении, беспокойством, неуверенностью. Таким образом, согласно теории В.А.Геодакяна, можно оценить направление эволюционного процесса: в области темперамента по таким признакам, как социальная эргичность и социальный темп, эволюция завершена, в дальнейшем у женщин произойдет увеличение значений эргичности и пластичности уменьшение социальной пластичности, снижение эмоциональной чувствительности.
Рассматривая
особенности эмоциональной
Наконец, анализ личностных факторов Большой Пятерки показал, что по всем факторам, кроме открытости к опыту, наблюдается половой дипсихизм. Экстраверсия, включающая доминантность и поиск ощущений, больше выражена у мужчин; зато дружелюбность, включающая качества заботы и любви, сильнее выражена у женщин. Психотизм больше присущ мужской подвыборке.
Половые
различия невозможно игнорировать, потому
что они присутствуют в индивидуальных
особенностях любого уровня, усиливаясь
с возрастом, в силу чего даже возрастные
периодизации зрелого развития составляются
отдельно для мужчин и женщин.
Итак, большинство
современных психологов сходится в
том, что психологическое
В настоящее время больше известно о психоанализе мужчин, маскулинизация отмечает и основные направления эволюционного процесса. Реабилитируя культурный и психологический статус женщины, известный мистик Д.Андреев одним из немногих позитивно определил историческую миссию женщин, которая заключается в том, чтобы «оплодотворять» собой творческий гений мужчин, быть музой вдохновительницей, подобно тому как в плане физиологическом женщину оплодотворяет мужчина. Таким образом, женщине отведена основная продуктивная роль в духовном развитии человечества. Об этом же писал К.-Г.Юнг: «Женщина со своей столь непохожей на мужскую психологией есть источник информации (и всегда им была) о вещах, не доступных мужчине».
Обобщая
сказанное, важно подчеркнуть, что
психологические особенности
1. Адлер А. Наука жить. - Киев: Port-Royal, 1997. - 285 с.
2. Анастази А. Дифференциальная психология. - М.: Апрель-Пресс, 2001. - 745 с.
3. Геодакян ВА. Теория дифференциации полов в проблемах человека // Человек в системе наук. - М., Наука, 1989. - С. 171-189.
5. Годфруа Ж. Что такое психология. Кн. 1 и 2. - М., 1992.
6. Дольник В.Р. Жизнь - разгадка пола или пол - разгадка жизни? // Химия и жизнь. - 1995. - № 9-12.
7. Кон И.С. Психология половых различий // Психология индивидуальных различий. Тексты. - М., 1982. - С. 78-83.
8. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2000. - 980 с.
9. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. - М.: Смысл, 1999. - 534 с.
10. Машков В.Н. Основы дифференциальной психологии. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1998. - 132 с.
11. Русалов В.М. Пол и темперамент // Психологический журнал. - Т. 14. - 1993. - № 6. - С. 55-644.
12. Фуко М. Забота о себе. История сексуальности. - Киев; М., 1998. - 283 с.
13. Хорни К. Женская психология. - СПб., 1993. - 220 с.
14. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1996. - 338 с.
15. Эстес К.П. Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. - М.: София, 2001. - 495 с.
16. Юнг К. Психология бессознательного. - М.: Канон, 1994. - 330 с.
Информация о работе Контрольна робота по дисципліне «Диференціальна психологія»