Конструктивный и деструктивный конфликты

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 00:05, реферат

Описание работы

Конфликт — это всегда сложный и многоплановый социальный феномен. В нем участвуют самые различные стороны: индивиды, социальные группы, национально-этнические общности, государства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами. Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д. Конфликты возникают только при социальном взаимодействии. Но каждый из нас также знает, что сама личность внутренне противоречива и подвержена постоянным противоречиям и стрессам. Конфликт носит временный характер. Рано или поздно он заканчивается.

Содержание

Понятие конфликта.
Функции конфликта:
Конструктивный конфликт.
Деструктивный конфликт.
Самый памятный конфликт.
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Конструктивный и деструктивный конфликты.docx

— 37.14 Кб (Скачать)

Деструктивный конфликт, с  отличие от конструктивного, характеризуется тем, что:

• проблема не решается —  происходит либо полное подчинение одним  участников конфликта другого, силовое  навязывание своего варианта решения проблемы, либо решается формально, либо наблюдается уход от проблемы — прерывание конфликта (мнимое перемирие);

• противоречивость потребностей и интересов сохраняется, потребности члена семьи, вышедшего из конфликта «побежденным», остаются неудовлетворенными;

• в результате возникает  эмоциональное отчуждение, дистанцирование, чувство одиночества, тревоги, безысходности (когда конфликты накапливаются); став хронической, такая ситуация может привести к невротизации и депрессии.

Деструктивная функция конфликта  заключается в том, что на уровне личности по мере нарастания ощущения неразрешимости конфликта последний может приводить к все более нарастающему ощущению психологического дискомфорта. Происходит сдвиг мотива на цель: конфликтующие стороны начинают забывать о том, что их целью является конструктивное разрешение ситуации. На первое место выходит желание уязвить другого, причинить ему вред, порой даже ценой собственного вреда. Если внутрисемейный конфликт принимает затяжной характер, благодаря которому многие базовые потребности личности перестают удовлетворяться, то результатом такого конфликта для личности может быть невроз. На уровне внутрисемейного функционирования деструктивная функция конфликта может проявляться в нарушении обмена информацией, системы взаимосвязей, ослаблять единство семьи, снижать ее сплоченность, способность противостоять трудностям. Нарастающий психологический дискомфорт, по мере того как конфликт начинает принимать все более затяжной и деструктивный характер, побуждает супругов более активно искать конструктивные пути выхода из конфликтной ситуации. Если самостоятельный поиск не увенчался успехом, конструктивным шагом на пути к разрешению конфликта становится обращение к психологу.

Общие деструктивные функции  конфликта проявляются на различных уровнях социальной системы и выражаются в следующих последствиях:

1 Конфликт может быть  связан с насильственными методами  его разрешения, в результате могут быть большие человеческие жертвы и материальные потери. Помимо сторон, участвующих в военном конфликте, от него могут пострадать и мирные жители.

2 Конфликт может привести  стороны противоборства (общество, социальную группу, индивида) в состояние дестабилизации и дезорганизации.

3 Конфликт может привести  к замедлению темпов социального,  экономического, политического и духовного развития общества. Более того он может вызвать стагнацию и кризис общественного развития, возникновение диктаторских и тоталитаристских режимов.

4 Конфликт может способствовать  дезинтеграции общества, разрушению социальных коммуникаций и социокулътурному отчуждению социальных образований внутри общественной системы.

5 Конфликт может сопровождаться  нарастанием в обществе настроений пессимизма и упадком нравов.

6 Конфликт может повлечь  за собой новые, более деструктивные  конфликты.

7 Конфликт в организациях  часто приводит к снижению  уровня организации системы, снижению дисциплины и эффективности деятельности.

Деструктивные функции конфликта  на личностном уровне выражаются в следующих последствиях:

1 Конфликт может оказывать  негативное воздействие на социально-психологический  климат в группе; могут, в частности,  появиться такие негативные психические состояния, как чувства подавленности, пессимизма и тревоги, приводящие личность в состояние стресса.

2 Конфликт может привести  к разочарованию в своих возможностях  и способностях, к деидентификации  личности.

3 Конфликт может вызвать  чувство неуверенности в себе, потерю прежней мотивации и  разрушение имеющихся ценностных  ориентации и образцов поведения. В худшем случае в результате конфликта может наступить и разочарование, и потеря веры в прежние идеалы. А это может иметь уже совсем серьезные последствия — девиантное (отклоняющееся) поведение и как крайний случай — суицид. Не подлежит сомнению тесная взаимосвязь в нашем обществе в 90-х годах таких явлений, как рост числа социальных конфликтов, девиантного поведения и суицида. По суициду, в частности, наша страна стоит сегодня на одном из первых мест в мире.

4 Конфликт может привести  к отрицательной оценке человеком  своих партнеров по совместной  деятельности, разочарованию в своих  коллегах и недавних друзьях.

5. В качестве реакции  на конфликт человек может  “включать” защитные механизмы, демонстрируя при этом негативные для общения виды поведения, такие, как:

  • отступление — молчание, отсутствие увлеченности, обособление индивида в группе;
  • пугающая информация — критиканство, ругательства, демонстрация превосходства перед другими членами группы;
  • жесткий формализм — формальная вежливость, буквоедство, установление жестких норм и принципов поведения в группе, слежение за другими;
  • превращение дела в шутку. Этот принцип во многом противоположен предыдущему;
  • разговоры на посторонние темы вместо делового обсуждения проблем;
  • постоянный поиск виноватых, самобичевание или обвинение во всех бедах членов коллектива.

Таковы основные дисфункциональные  последствия конфликта, которые (также, как и функциональные последствия) между собой взаимосвязаны и носят конкретный и относительный характер. Здесь уместно вспомнить известное положение: абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Победа одного чаще всего означает поражение другого.

Таким образом, что все конфликты мы можем разделить на две части: конструктивные и деструктивные. При этом конструктивные конфликты (творческие) создают решение, а деструктивные разрушают отношения, процессы и коллективы. Первые можно и нужно использовать для движения компании вперед, вторые – пресекать любой ценой.

Конструктивный конфликт отличается в первую очередь тем, что у его участников есть возможность  и желание идти на переговоры. То есть, конструктивный конфликт — это конфликт, где «Нет побежденных и победителей», где выигрывают обе стороны.

Деструктивному конфликту  напротив свойственна акцентуация  на личностных отношениях и качествах. Более того, как правило, участники деструктивного конфликта не имеют никакого плана перспективного развития, их интересует не цель, а сам процесс выяснения отношений. То есть, деструктивный конфликт — это «Навязывание победителем своей воли побежденному».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самый памятный конфликт.

Наша семья является расширенной. В  ее состав входят: родители мужа, наши дети: дочь(17 лет) и сын (почти 7 лет), я и муж.

Конфликт произошел 5 лет  назад. Мы жили в трехкомнатной квартире. Но после рождения сына нам захотелось ее расширить (купить отдельную мы в финансовом плане невозможно, а расширить жилплощадь на большую –четырехкомнатную- реально), чтобы все имели свою комнату: родители, мы, дочь, сын. Наличие разных комнат у детей мы считаем очень важным, так как дети разнополые и с большой разницей в возрасте. Мы об этом разговаривали с родителями, но в нашем поселке четырехкомнатных квартир с хорошей планировкой мало, к тому же не хотелось им менять привычный круг общения в пенсионном возрасте. Хотя в нашем доме   есть  нужные квартиры, но вариантов не было, а родители заочно на размен были согласны. Когда  представилась возможность обмена в соседнем подъезде, родители не высказали отказа, мы вели переговоры  об условиях размена. Все было вроде нормально.  Но оказалось, родителей не устраивают хозяева квартиры как люди, и лучше меняться в своем подъезде. Там у нас соседи хорошие. Конфликт был открытый, вертикальный. Свое недовольство высказали обе стороны. Но отговорку родителей о том, что они согласны меняться, но только не с этими людьми мы принять не могли. Возможности переезда в квартиру в соседнем подъезде за небольшую доплату и со значительным увеличением площади очень редка. А мы ее упускали.  Поэтому мы решили идти с детьми на квартиру, начиная решать свой квартирный вопрос своими силами.

Но наш конфликт носил конструктивный характер. Взвесив все «за» и «против» мы смогли договориться и найти компромисс. В нашем случае нет побежденных и победителей», выиграли  обе стороны.

Переезд состоялся, все удовлетворены.  У родителей самая большая  комната, у каждого из ребятишек - своя. Идет постепенный ремонт. Бабушка и дедушка не чают души во внуках. Отношения в нашей семье добрые, дружеские.

Список  использованных источников

 

  1. Kopнелиус X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. — М.: Стрингер, 1992.
  2. Дмитриев А. В. Конфликтология.— М.: Гардарика, 2000.
  3. Скотт Дж. Г. Способы разрешения конфликтов. — Киев: Верзилин и Ко. ЛТД 1991.
  4. Сулимова Т. C. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов.— М.: Институт практ. Психологии. 1996.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Конструктивный и деструктивный конфликты