Конституционные теории личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 11:45, реферат

Описание работы

Конституционный подход в оценке состояния здоровья человека, разработка индивиду-альных рекомендаций для оптимальной адаптации в новой среде обитания, в прогнозирова-нии и лечении патологических состояний должен прочно войти в практику современной медицины.

Содержание

1.Введение

2.Теория личности

3.Конституция

4.Конституциональные теории личности

5.Учение о конституции человека

6.Как определить тип конституции

7.Заключение

8.Список литературы

Работа содержит 1 файл

академ.doc

— 105.50 Кб (Скачать)

Конституционные теории личности 

План 

    1.Введение 

    2.Теория личности 

    3.Конституция 

    4.Конституциональные теории личности 

    5.Учение  о конституции  человека 

6.Как  определить тип  конституции 

    7.Заключение 

    8.Список  литературы

 

Введение

Окружающая среда  в совокупности с наследственностью оказывает формообразующее вли-яние на все структуры организма, на особенности конституционального сложения. В послед-ние годы накоплен большой материал, свидетельствующий о конституционально-генетической предрасположенности человека к некоторым заболеваниям, о специфике клинической картины в зависимости от типа индивидуальной конституции человека, о различиях в протекании адап-тационного процесса при смене климато-географического региона у лиц с различными типами конституции.

Хотя социальные и, прежде всего, миграционные процессы и  урбанизация отрывают человека от естественной среды обитания, однако биологическая  сущность индивидуума и популяции  в целом, сформировавшаяся в процессе длительной эволюции, все еще сохраня-ется довольно устойчиво.

Конституционный подход в оценке состояния здоровья человека, разработка индивиду-альных рекомендаций для оптимальной адаптации в  новой среде обитания, в прогнозирова-нии  и лечении патологических состояний  должен прочно войти в практику современной медицины.

Теории  личности

"Личность –  относительно устойчивая система  поведения индивида, построенная  прежде всего на основе включенности  в социальный контекст. Стержневым  образованием личности является  самооценка, которая строится на  оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других."

Ситуация может быть несколько "тоньше", когда самооценка зависит не от "людей вообще", а от людей, "назначенных" самим индивидуумом. Существует классификация культур по морали, когда они делятся на "культуры стыда" (христианство) и "культуры позора" (древняя Греция). Впрочем, у обоих типов морали весьма неприятный привкус: в случае "позора" индивид боится, что его освищут, а уж сам с собой он всегда поладит. А в случае "стыда" тот же подход выдается за внутреннюю самооценку. Однако представления о постыдном вкладываются в психику все тем же обществом.

"Доступный наблюдению, привычный, Я-синтонный и в  обычных обстоятельствах относительно  предсказуемый поведенческий паттерн,  характеризующий повседневную жизнь индивида. Термин имеет весьма широкое применение; соподчиненными понятиями выступают темперамент и характер. Темперамент соотносится с конституционально обусловленными аффективно-моторными и когнитивными тенденциями. К характеру относятся Я-синтонные, рационализированные атрибуты поведения, формирующиеся на основе жизненного опыта. Нередко термины личность и характер используются как взаимозаменяемые."

Личность не равна  индивиду; это особое качество, которое  приобретается индивидом в обществе, в совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается... Личность есть системное и поэтому "сверхчувственное" качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами...".

При декларации отличия  личности от индивида в самом определении  такого отличия не обнаруживается. Сделан тот же акцент на "личность – это социализированный индивид", но индивид вне социума – очень  большая редкость, причем явно не дотягивающий до человека вообще (зафиксировано лишь несколько случаев, когда дети вырастали среди животных; говорить, к примеру, они так и не научились). Вот еще откуда-то выписано, вообще в явной форме: "Личность – это индивид, помещенный в систему социальных отношений."

Однако у Леонтьева  есть большой плюс: он четко различил два процесса, которые часто сливают  вместе или вообще не различают –  процесс формирования личности и  процесс приобретения индивидуального  жизненного опыта. Масса психологов вообще придерживается мнения, что "личность формируется в процессе накопления жизненного опыта", между тем как формирование личности идет параллельно накоплению опыта. Эти процессы даже не перекрываются, т.к. они лежат в разных полях и протекают в разных формах.

"Под личностью я понимаю целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным. Различия между врожденными и приобретенными свойствами, в целом, синонимично различию между темпераментами, талантами и всеми конституционно заданными психическими свойствами с одной стороны, и характером – с другой."  

Кроме того, в определении  еще важна "целостность" – это  не просто суперпозиция отдельных характеристик, а именно цельная, т.е. гармоничная  система, которая очевидно отсутствует у большинства, где психика состоит просто из набора догм, традиций, табу и комплексов.

Антипсихиатрия –  одно из направлений экзистенциального  психоанализа, основоположник – Р.Д. Лэйнг. В основе концепции лежит  понятие "онтологически защищенной личности", обладающей способностью быть автономной индивидуальностью, т. е. ощущающей непоколебимую уверенность в своей собственной реальности и идентичности, а также в реальности и идентичности других людей. В результате вся антипсихиатрия, говоря о "личности", совсем не имеет эту самую личность в виду. Под этим термином выступают "аутентификация", "сознание", "индивидуальный разум" и пр. Такая себе смесь экзистенциальной и аналитической психологии…

Диспозиционная теория личности

"Личность –  это динамическая организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление". Она не является статичной сущностью, хотя и имеет основополагающую структуру, постоянно эволюционирует.

Индивидуальная психология – А. Адлер. Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной недостаточности, вырабатывая свой уникальный стиль жизни, в рамках которого они стремятся к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство. Второй движущей силой развития личности является социальный интерес, определяемый как стремление к сотрудничеству с другими людьми для достижения общих целей. Степень выраженности социального интереса является показателем психического здоровья.

Опять "чем социальнее индивид, тем полноценнее личность" + идея изначального комплекса неполноценности .

Конститунационализм Э. Кречмер. Его главная работа: "Строение тела и характер" – издана в СССР в конце 20-х. По профессии он психиатр, специализация –маниакально-депрессивный психоз, поэтому его и замкнуло на антропометрических признаках и конституции. Ведь в области больших психозов, в отличие от "среднестатистических норм", связь между телом и разумом значительна (тот генный блок, который срабатывает при больших психозах – комплексный: рассудок, эмоции, нейрофизиология, анатомия). Поэтому ученые, вышедшие из психиатрии, гораздо сильней связывают личностные особенности с фенотипом, а не с социумом. 

Кречмер (на фоне набирающей вес "морально-социальной" психологии) сформулировал и стал разрабатывать прямо противоположную стратегию, отвергающую роль социума в развитии личности. Примеров масса: у добропорядочных родителей – дитя-монстр, в пасторальном обществе – маньяк-извращенец и пр. Все хорошо, но, как выражался Делозье: "Джуди, если ты идешь по жизни с молотком – вокруг тебя будут одни гвозди". Психиатры так привыкают видеть только одну сторону медали, что начинают глобализировать... 
 

Кречмер ввел такую  шкалу: четыре типа конституции – атлетический, астенический, пикнический и диспластический. По этим типам шкалируется предрасположенность к различным большим психозам. И это действительно отлично подтверждается статистически. Но дальше он мыслит так: у здоровых людей вдоль и поперек проявляются черты характера, в зародыше напоминающие симптомы больших психозов. На основе этого Кречмер ввел еще одну ранговую шкалу: выделил три типа темперамента здоровых людей: циклотимик, шизотимик, иксотимик.

Что входит в понятие  конституции человеческого организма? В обиходе под этим часто понимают телосложение, особенности которого легко определить визуально. Будучи одной из сторон конституции, оно служит ее внешним и самым заметным проявлением.

Конституция

Конституция обусловлена  наследственными факторами, и сходство многих черт детей с родителями, бабушками и дедушками вызвано одинаковостью их генов. Поразительная похожесть однояйцевых близнецов объясняется тем, что все их гены абсолютно одинаковы. Если какой-то признак, например разрез глаз или форма уха, определяется наличием всего лишь нескольких генов, похожие глаза могут оказаться у разных поколений родственников их предка – обладателя этого признака. Но часто наследуются не только отдельные признаки, но и тип телосложения, особенности характера, хотя и не так явно, потому что эти свойства заключены во многих сотнях генов. Все зависит от того, насколько эти гены перемешиваются от поколения к поколению.

Конституция определяет сходство и различие людей между  собой, и разные ее стороны сочетаются вовсе не случайно. Так, расовые и этнические особенности сильно связаны со средой обитания и способом жизни народностей, многие поколения которых на протяжении сотен тысяч лет жили изолированно в одной и той же местности, причем генетические связи, то есть браки между отдельными, даже соседними этническими группами, были практически исключены. В современном мире перемешивание наций и рас происходит все нарастающими темпами. Возможно, через несколько столетий эти различия будут стерты. Но сегодня достаточно легко по внешнему виду определить принадлежность человека к той или иной этнической группе. Так, представители монголоидной расы обычно невысокого роста и имеют плотное телосложение; среди европеоидов чаще встречаются высокие и более стройные, а вот среди африканцев, несмотря на сходный темный цвет кожи и густые курчавые волосы, есть народы с совершенно разным телосложением.  

Какие конституциональные свойства организма человека заданы его врожденным набором генов  и могут ли они изменяться на протяжении жизни? Конституция определяет особенности физического развития, темпов роста и полового созревания, биологического возраста, состав и строение тела, физиологические параметры жизненных функций и обмена веществ, психологические черты личности. Конечно, на все эти свойства в той или иной мере влияют условия жизни – природная среда (климат и экология), социальное, экономическое и культурное окружение. У молодого взрослого человека чаще всего тип его конституции выражен достаточно отчетливо. В раннем возрасте, как и в старости, определить конституцию труднее: она либо еще не проявилась со всей отчетливостью, либо уже искажена действием накопившихся болезней и привычного образа жизни.

Согласно данным посемейных исследований, рост человека и некоторые  продольные размеры тела (например, длина конечностей, бедра или предплечья) находятся под более выраженным генетическим контролем по сравнению с поперечными и обхватными размерами, а также жировой тканью. Показано, что количество жировых клеток в организме человека предопределено генетически и неизменно от рождения до старости, а избыточное или недостаточное жироотложение определяется не увеличением или уменьшением числа этих клеток, а степенью их наполнения жиром.

Главным образом наследственность определяет и количество в организме  костной и мышечной ткани. Тем не менее люди с одинаковыми наследственными (генетическими) задатками могут обладать различными свойствами в зависимости от образа их жизни. Например, для того, чтобы развивались мышцы, необходимы регулярные физические тренировки, и только сочетание наследственности и упорного труда способно сделать из одаренного ребенка сильного или выносливого атлета. В не меньшей мере это относится и к развитию костного компонента. Специальные упражнения и правильно организованное питание способны помочь человеку даже вырасти, то есть удлинить свои кости, иногда – вопреки наследственным задаткам.

Примечательно, что  массо-ростовые соотношения и соматотип  в целом наследуется у женщин в два раза больше, чем у мужчин, а наследуемость пропорций тела у женщин превышает «мужской» показатель в четыре раза. Это означает, что женский организм отличается большей генетической стабильностью, а реакция на изменившиеся требования среды обитания в женских поколениях может развиваться с отставанием от мужской линии потомков. Такая особенность женского организма, с одной стороны, усложняет приспособление женского организма к новым условиям жизни, зато с другой – позволяет не допускать ошибок при адаптации биологического вида к новым условиям обитания.

Итак, конституция  – это комплекс анатомических, физиологических и психологических особенностей индивида, закрепленных генетически и определяющих формы и способы его адаптации к различным воздействиям внешней среды, а также заболеваемость и характер протекания болезней (что тоже отражает адаптивные свойства). Конституция человека представляет собой форму проявления естественного биологического популяционного разнообразия, без которого не может быть устойчива никакая совокупность особей одного вида. Чаще всего при описании конституции выделяют те типы, которые были разработаны антропологами для описания типов телосложения. Это упрощает понимание и позволяет наглядно представить себе важнейшие черты каждого из конституциональных типов. 

Информация о работе Конституционные теории личности