Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 15:59, лекция
Цель: овладеть понятием конгруэнтность – неконгруэнтность в процессе общения, ознакомления с техникой вызова ресурсных состояний.
Задачи:
- определить понятие конгруэнтность – неконгруэнтность;
- обсудить проявления конгруэнтности в реальной жизни;
- ознакомится с понятием о ресурсных состояниях;
- попробовать технику вызова ресурсного состояния;
- оценить свою степень общительности.
Министерство образования и науки Российской Федерации
ГОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет»
Институт психологии, педагогики и управления образованием
Кафедра
профессиональной педагогики
Конспект
практического занятия по психологии
для 8 класса
Красноярск
- 2011
Тема: Конгруэнтность. Ресурсное состояние. Учимся управлять собой.
Цель: овладеть понятием конгруэнтность – неконгруэнтность в процессе общения, ознакомления с техникой вызова ресурсных состояний.
Задачи:
- определить понятие конгруэнтность – неконгруэнтность;
- обсудить проявления конгруэнтности в реальной жизни;
- ознакомится
с понятием о ресурсных
- попробовать
технику вызова ресурсного
- оценить свою степень общительности.
Ход урока
Давайте начнем наш урок с игры.
Игра. Водящий
выходит перед классом,
и учитель на ухо говорит,
какое состояние загадано.
Но показывать он будет
противоположное
состояние — чтобы труднее
было отгадать. Например,
загадано изобразить
«Мне скучно», а водящий
изображает «Мне не
скучно».
Задания:
— хочу спать;
— мне грустно;
— не люблю собак;
— я устал;
— как интересно!;
— я уверен в себе;
— никого не боюсь;
— я опаздываю;
— я голоден;
— (придумайте сами
несколько заданий).
Обсуждение.Что трудного было в этой игре?
По
внешнему виду человека
внимательный наблюдатель
может довольно точно
охарактеризовать его
внутреннее состояние,
а очень внимательный
— такой как, например,
Шерлок Холмс, — черты
характера и образ
жизни. Такая согласованность(
Рассогласованность (неадекватность) внешних проявлений с внутренним состоянием человека называется неконгруэнтностью. Это затрудняет общение, так как невозможно понять, какой человек перед тобой, каковы его намерения и цели, как строить ваши взаимоотношения. Чаще всего неконгруэнтный человек плохо знает и понимает сам себя, поэтому и другим понять его сложно. Если вы стремитесь эффективно общаться с людьми, то прежде изучите самого себя, узнайте и поймите, какой вы человек, особенности вашего характера, каковы ваши жизненные ценности и цели.
Конгруэнтность важна в общении, но у нее есть недостаток: у конгруэнтного человека его внутреннее состояние легко узнать по внешнему виду. А если ваше внутреннее ощущение оказывается прямо противоположным тому, как вам надо выглядеть? Например, завтра тебе предстоит выступить с докладом перед классом, ты волнуешься, всю ночь снились кошмары, в которых ты все выступление смущался и краснел, на утро просыпаешься разбитым и сильно нервничаешь перед выступлением. Что делать? Выход: управляя собой, научиться быстро приходить в нужное ресурсное состояние — ощущение прилива сил, собранности, уверенности, успеха, радости или спокойствия для решения трудных проблем и ситуаций общения.
Это делается так (данная схема является упражнением, каждый шаг которого учащиеся должны проделать не торопясь, достигнуть нужного ощущения, осознать его, запомнить; выполнить все этапы, получить результат — войти в ресурсное состояние; желательно овладеть этой техникой. Учитель читает каждую инструкцию спокойно, внятно, останавливаясь, чтобы слушатели выполнили задание):
— вспомни ситуацию из своего опыта, когда ты «чувствовал себя на высоте»: всё получалось, ты достиг успеха или победы, был очень доволен и гордился собой;
— вспомни свои чувства в этот момент и ощути их сейчас как можно сильнее;
— почувствовав прилив сил и уверенности — ИДИ И ДЕЛАЙ ДЕЛО, к которому ты готовился.
Если ты хочешь научится быстро вызывать это состояние по своему желанию, когда тебе нужно, то после этих шагов выполни еще следующие (эти шаги не обязательно делать на занятии — просто пусть слушатели запомнят их на будущее):
— когда воспоминание переживания успеха станет сильным, свяжи его условной связью с каким-нибудь ощущением: ущипни себя за мочку уха, прикоснись к запястью, проведи по щеке и т.п.. Это называется «поставить якорь». Если делать так много раз, то образуется условный рефлекс, и в дальнейшем ты будешь испытывать нужное ощущение, просто выполняя «якорь» (касаясь мочки уха, щеки , …). Правда, не удивляйся, если этот «якорь» случайно сделает кто-то другой (коснется твоей щеки), и ты вдруг ощутишь прилив сил и уверенности — просто организм отвечает на выработанный сигнал.
— в трудной ситуации одновременно вспоминай переживание и используй «якорь», чтобы вызвать нужное внутреннее состояние.
Теперь, освоив некоторые важные для общения навыки, попробуем с помощью теста узнать, насколько мы общительны.
Тест «Какой я в общении?».
Вывод
Конгруэнтность собеседников является важной составляющей успешного общения; навык использования ресурсных состояний также помогает общаться эффективней.
Вопросы к беседе
1.
Что такое конгруэнтность
и неконгруэнтность?
Приведите примеры.
2. Что такое ресурсное
состояние и как его
вызвать?
3. Нужно ли это в жизни?
4. Хотелось бы вам овладеть
техникой «постановки
якоря» для вызова ресурсного
состояния и зачем?
Информация о работе Конгруэнтность. Ресурсное состояние. Учимся управлять собой