Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:15, реферат
Слайд
Когнитивизм (от лат. cognitio - знание, познание) - одно из направлений современной психологии, возникшее в 50-60-х гг. XX в. Согласно когнитивистам, человек должен изучаться как система переработки информации, а поведение человека должно описываться и объясняться в терминах компьютерных систем. Внутренние состояния человека физически проявлены, наблюдаемы и интерпретируются как получение, переработка, хранение, а затем и мобилизация информации для рационального решения разумно формулируемых задач.
Задача инструктора – преобразование и перевод подлежащей изучению информации в формат, приемлемый для ученика в именно в том его состоянии, которое имеет место в данной ситуации обучения (возраст, уровень обученности и подобные факторы должны приниматься во внимание). Кроме того, процесс обучения должен быть организован таким образом, что учащийся постоянно возвращается к изученному материалу, с тем, чтобы структура предметной области постоянно прояснялась (повторяемость, цикличность изучения материала).
Организация инструкций[11] должна, прежде всего, учитывать четыре важнейших момента:
1. необходимые условия, обеспечивающие возможность обучения (стартовый уровень знаний, уровень и структура мотивации);
2. способы структурирования материала, которые бы облегчали его целостное понимание учеником (разбивка на части, которая не должна дезинтегрировать целое как систему – изучение определенного вида глагола) ;
3. способы предъявления материала;
4. способы оценки результатов, подкрепления и наказания.
По мнению Брунера, учет этих важных сторон учебного процесса помогает ученику упрощать материал и генерировать новые предположения, а также увеличивает динамичность работы с информацией. Успешность обучения обеспечивается правильным осознанием задачи учения. Особо отметим важное, но неочевидное условие успешного учения: Брунер указывает, что в особенно сложных случаях следует найти оптимальный уровень мотивации – чрезмерно высокий уровень мотивации порождает конкретное усвоение и блокирует поиск обобщения. (Заметим, что в отечественной психологии аналогичные утверждения подтверждаются экспериментами. Например, уже сформированные, но не закрепленные навыки при чрезмерной мотивации распадаются).
Когнитивная наука как проект исследования человеческой когниции актуальна и практически важна. С развитием когнитивной психологии стало возможным компьютерное моделирование таких процессов, как научение, работа памяти, мышление и даже развитие неврозов. А.Ньюэлл, Дж.Шоу и Г.Саймон сконструировали компьютеры, позволившие моделировать процессы обработки информации и решения задач, протекающие в мозгу человека. Затем компьютер оказался в состоянии решать задачи, возникающие в ходе игры в шахматы и шашки, примерно так же, как это делает человек – используя «память», «рассуждения» и метод «проб и ошибок». Моделирование на компьютере мыслительных процессов помогает психологам понять, как осуществляются высшие психические функции. В то же время само использование слова «моделирование» служит предупреждением о том, что, хотя с помощью компьютеров можно решить ряд задач, обычно доступных только человеку, сам процесс научения человека, его мышление и память решительным образом отличаются от того, что происходит в компьютере. Человек в состоянии осознавать свою деятельность, что совершенно недоступно для машины, которая не может осознать саму себя в качестве самостоятельной, независимой и активно действующей сущности. Автоматизированный процесс запоминания у машины – совсем не то же самое, что человеческая память.
С этим связана и критика когнитивизма, направленная на его так называемый уход от проблем «значения» к «информации», от «создания» значения – к обработке информации – дань моде, технократизму, т.е. огрубление, жертва человеческим для облегчения технической реализации модели. Были выскаазны и замечания о том, что замысел когнитивной науки интересен, но реализации уводят далеко в сторону к чему-то слишком технократичному, менее человеческому. И наконец, нельзя сводить человеческое к чистой информации, поскольку важнейшей чертой человеческого интеллекта является воля. Интеллект – это когниция плюс воля (плюс еще что-то). Ограничиваясь манипулированием символами, когнитивная наука оставляет интенциональность за бортом.
[1] Р.Л.Солсо. (1996). Когнитивная психология. Изд???стр. 29.
[2] Демьянков В.З.(Год??) Когнитивная лингвистика как разновидность интерпретирующего подхода.Изд?? стр.19.
[3] Rumelhart D. E. & Norman D. A.(1981). Analogical processes in learning. Изд??? стр.156.
[4] Swan K.(2005). A constructivist model for thinking about learning online. Изд??? стр. 2
[5] Термин «эпистемология» принят в современной философии для обозначения теории научного познания, дословно – «учение о знании»
[7] Пиаже Ж.(1983) Психогенез знаний и его эпистемологическое значение. Изд??? стр.133
[8] Там же, стр. 135
[9] Пиаже Ж. Схемы действия и усвоение языка, стр. 105.
[10] Брунер Дж., Олвер Р.Р., Гринфилд П.М.(1966) Исследования развития познавательной деятельности. Изд??? стр.145.
[11] Брунер Дж., Олвер Р.Р., Гринфилд П.М.(1966). Исследования развития познавательной деятельности.Изд?? стр.189