Конфликты: виды, структура, стадии протекания

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 11:37, реферат

Описание работы

Для конфликта всегда характерно противоборство субъектов социального взаимодействия, что проявляется через нанесения взаимного ущерба (морального, материального, физического, психологического и т. п.). Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта является наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов и суждений, а также состояние противоборства между ними.
В своем реферате я постараюсь изучить виды, структуру, стадии протекания конфликтов, предпосылки возникновения конфликтов, стратегию поведения в конфликтных ситуациях, и, конечно же, способы урегулирования конфликтов и методы снятия психологического напряжения

Работа содержит 1 файл

Конфликты и пути их разрешения.реферат.doc

— 122.00 Кб (Скачать)
 

Можно выделить и другие типы трудных людей, но правила поведения с ними в  общем одинаковы. 

  Если считаете необходимым продолжение  общения с трудным человеком,  вы должны настаивать на том,  чтобы человек говорил правду, неважно какую. Вы должны убедить  его в том, что ваше отношение  к нему будет определяться  тем, насколько он правдив с  вами и насколько последовательно он будет поступать в дальнейшем, а не тем, что он будет во всем с вами соглашаться.

    Правила поведения в условиях конфликта. 

Поскольку конфликты часто порождают такое  эмоциональное состояние, в котором  трудно мыслить, делать выводы, подойти творчески к разрешению проблемы, то при разрешении конфликтной ситуации придерживайтесь следующих правил: 

1. Помните, что в конфликте у человека доминирует не разум, а эмоции, что ведет к аффекту, когда сознание просто отключается, и человек не отвечает за свои слова и поступки, за которые впоследствии бывает обидно и неудобно. Поэтому из делового общения необходимо устранить суждения и оценки, ущемляющие достоинство собеседников, покровительствующие суждения и оценки, иронические замечания, высказываемые с чувством плохо скрытого превосходства или пренебрежения. 

    2. Стремитесь к уважительной манере разговора. Такие фразы, как «Прошу извинить», «Буду очень признателен», «Если это вас не затруднит», препятствуют формированию у оппонента внутреннего сопротивления, снимают отрицательные эмоции.  

    3. Осознайте  значимость разрешения конфликта  для себя, задав вопрос: "Что  будет, если выход не будет  найден?" Это позволит перенести  центр тяжести с отношений на проблему; 

    4. Если  вы и ваш собеседник раздражены  и агрессивны, то необходимо снизить внутреннее напряжение, "выпустить пар". Но разрядиться на окружающих - это не выход, а выходка. Но если уж так получилось, что потеряли контроль над собой, попытайтесь сделать единственное: замолчите сами, а не требуйте этого от партнера. Избегайте констатации отрицательных эмоциональных состояний партнера; 

    5. Ориентируйтесь  на положительное, лучшее в  человеке. Тогда вы обязываете и его быть лучше; 

    6. Предложите  собеседнику встать на ваше  место и спросите: "Если бы вы были на моем месте, то что бы вы сделали?" Это снимает критический настрой и переключает собеседника с эмоций на осмысление ситуации; 

    7. Не преувеличивайте  свои заслуги и не демонстрируйте знаки превосходства; 

    8. Не обвиняйте  и не приписывайте только партнеру ответственность за возникшую ситуацию; 

    9. Независимо  от результатов разрешения противоречий  старайтесь не разрушить отношения;

     

    10. Придерживайтесь многоальтернативного подхода и, настаивая на своем предложении, не отвергайте предложение партнера, лучше задайте себе вопрос: «А разве я никогда не ошибаюсь?» Постарайтесь выслушать оба предложения и посмотрите, какую сумму выгод и потерь они принесут в ближайшее время и потом.

    

    11. Осознайте значимость разрешения конфликта для себя, задав вопрос: «Что будет, если выход не будет найден?» Это позволит перенести центр тяжести с отношений на проблему.  

      12. Выслушать собеседника тоже не мало важно, так как это один из критериев    коммуникабельности. 

    Методы  снятия психологического напряжения. 

В психологии проведено много исследований по изучению возможностей индивидуальной и групповой психокоррекции конфликтного поведения. Приведем некоторые из методов, приемов, благодаря которым можно снять напряжение, освободиться от раздражения и гнева.

Переключение на другой вид деятельности — связан с двигательной активностью, требующей физического напряжения, благодаря которой сжигается адреналин. Так, если находитесь на работе, займитесь любым видом деятельности: переберите бумаги; полейте цветы; заварите чай; переставьте стол; пройдите несколько раз в быстром темпе по коридору; зайдите в туалетную комнату и подержите 4-5 минут руки под холодной водой; подойдите к окну и посмотрите на небо, деревья. Если же находитесь дома, то постарайтесь выйти на улицу и побегать или походить в быстром темпе 10-15 минут; примите контрастный душ; перемойте скопившуюся посуду. Постарайтесь практиковать данный метод как можно чаще в те моменты, когда чувствуете, что теряете самоконтроль. Тогда данный способ войдет у вас в привычку. Кроме того, постарайтесь хотя бы раз в неделю заниматься делом, которое вас радует, успокаивает и приносит удовлетворение. 

Визуализация — мысленно выразите свои чувства и переживания или что-то сделайте человеку, который вызвал негативную реакцию. Он приемлем, если не можете излить свое раздражение, например, на руководителя, или если предполагаете, что ваш гнев только ухудшит и без того напряженную ситуацию. В результате добьетесь освобождения от гнева, ничем при этом не рискуя. 

«Уменьшение оппонента в росте» — представьте себе, что в ходе общения ваш оппонент настолько уменьшается в росте, что превращается в комок грязи, в которую можете наступить, а голос его при этом становится все слабее и слабее. В результате он покажется менее значительным и влиятельным. 

    «Настроение» — возьмите цветные фломастеры или карандаши и расслабленной левой рукой начните рисовать любой рисунок: линии, пятна, фигуры и т.п. Постарайтесь полностью погрузиться в свои переживания, т.е. выбрать и провести линии в соответствии со своим настроением, как бы материализуя на бумаге свои переживания. Зарисовав весь лист бумаги, переверните его и на обратной стороне напишите 8-10 слов, отражающих ваше настроение (переживание). Пишите те слова, которые первыми приходят на ум. Затем еще раз посмотрите на рисунок, как бы заново переживая свое состояние, перечитайте слова и энергично, с удовольствием разорвите его, скомкайте обрывки и выбросьте в мусорное ведро. Вместе с выброшенным рисунком вы избавляетесь от плохого настроения и обретаете успокоение. 

    «Внутренний луч» — метод можно использовать на начальной стадии раздражения, когда приходит нарушение самоконтроля, исчезает психологический контакт в общении, появляется отчуждение. Для его выполнения необходимо расслабиться и представить следующие картинки. В верхней части возникает светлый луч, который движется сверху вниз и медленно освещает лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и приятным светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляются складки на лбу, «опадают» брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Светлый внутренний луч создает внешность нового спокойного, уверенного и благополучного человека. 

    «Мой  дом» («моя комната») — для реализации этого упражнения необходимо сесть, расслабиться и начать строить в воображении свой любимый дом или комнату с видом на речку, озеро, лес или куда-то еще. Обставьте его, как вы хотите, представьте свое любимое кресло. Запомните его и мысленно уходите в него отдыхать в любое время в течение дня. «Побыв» в нем 5-7 минут, вы ощутите прилив сил. 

Спросите  себя: «Какой урок я могу извлечь  из этой ситуации, чтобы быть подготовленным(ой) к аналогичным случаям в будущем? Как я могу приобрести уверенность  в себе, если столкнусь с подобным случаем снова?» Такой подход поможет освободиться от отрицательных эмоций, поскольку научит поступать грамотно в аналогичных ситуациях и избегать стресса. 

Здесь перечислили лишь несколько методов. Выберите наиболее приемлемые для себя. Регулярное использование их приведет к тому, что гнев и раздражение покинут вас, а конфликтная ситуация и оппонент могут показаться малозначительными. Они помогут вам продуктивно пройти через кризис и почувствовать себя более уравновешенным и спокойным. 

Содержание.

Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………………3

Конфликты: виды, структура, стадии протекания……………………………………………………………………………4

Предпосылки возникновения конфликта………………………………………………………………………………………. 6

Стратегия поведения в конфликтной ситуации……………………………………………………………………………….7

Конфликты в личностно-эмоциональной сфере……………………………………………………………………………10

Правила поведения  в условиях конфликта……………………………………………………………………………………11

Методы снятия психологического напряжения…………………………………………………………………………….12

Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………………..14 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

В своей  работе я открыла для себя много  нового, чего не знала раньше. И сделала  для себя выводы, что конфликт –  это негативное явление, которое очень пагубно влияет на здоровье. Но, к сожалению, без них нельзя обойтись, так как мы живем в социуме, в постоянном взаимодействии с обществом. Мы живём, ежедневно открываем для себя что-то новое, общаемся с совершенно разными людьми, у всех людей разные характеры, предпочтения…и невозможно найти такого человека, который был  бы схож по всем психологическим признакам с вами. Конечно, каждый человек хочет, чтобы его окружали только хорошие люди, но, к сожалению, в повседневной жизни нам приходится общаться и с неприятными людьми, с которыми очень трудно найти общий язык из-за несовпадения интересов, жизненных ценностей, целей и. т. д, и с такими людьми, вероятность возникновения конфликта очень высока. В общении с такими людьми нужно знать, что в любой момент простое общение может перейти в конфликтную ситуацию, и для этого необходимо уметь управлять и правильно выходить из конфликтных ситуаций, но и ещё не мало важно уметь контролировать свои эмоции, для того, чтобы снизить вероятность возникновения конфликта, и постараться перевести внимание на что-то более интересное и полезное. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Министерство  Транспорта Российской Федерации

Федеральное Агентство Воздушного Транспорта

Хабаровский Филиал Государственного Образовательного Учреждения

Высшего Профессионального  Образования

«Санкт-Петербургский Государственный Университет Гражданской Авиации» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине: «Управленческая психология и профессиональная этика».

на тему: «Конфликты и пути их разрешения». 
 
 
 
 
 

                             Выполнил: студентка 2 курса

Группы ОП-2

Мазитова  В.К

                                                Проверил: преподаватель

Власова-Сайкова  В.В 
 
 
 
 
 
 

г. Хабаровск 2011г. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Конфликты: виды, структура, стадии протекания