Конфликты в семье

Автор: Аня *, 05 Октября 2010 в 20:34, курсовая работа

Описание работы

Семья – древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Ее уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет, т.е. на протяжении большей части человеческой жизни. В такой системе интенсивного взаимодействия не могут не возникать споры, кризисы, конфликты.
Семейный конфликт рассматривается как способ выражения и разрешения противоречий, лежащих в основе развития сложнейшей системы, каковой является семья. Противоречия заложены в самом механизме функционирования семья как малой социальной группы, а конфликт, будучи формой проявления и разрешения этих противоречий, обнаруживает себя во взаимоотношениях и взаимодействии членов семьи.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1. Семья и ее социальная функция........................................................................3
2. Конфликты между супругами............................................................................5
2.1 Факторы конфликтности в супружеских отношениях........................5
2.2 Стадии развития семьи и конфликты, связанные с переходом из одной стадии в другую............................................................................................8
2.3 Основные типы конфликтов между супругами..................................10
3. Конфликты в отношениях «родители – дети»................................................10
3.1 Факторы конфликтности......................................................................11
3.2 Сложности взаимоотношения родителей со взрослыми детьми.....................................................................................................................13
4. Предупреждение и разрешение конфликтов..................................................13
4.1. Пути предотвращения супружеских конфликтов.............................13
4.2. Профилактика конфликтов родителей и детей.................................15
Заключение............................................................................................................16
Список использованной литературы...................................................................17

Работа содержит 1 файл

Конфликты в семье.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

     Проблема  стадийности изучена плохо. Чаще выделяют следующие шесть стадий: 1. добрачный период; 2. семья до рождения ребенка;

     3. семья с детьми – дошкольниками; 4. семья с детьми школьного  возраста; 5. семья с взрослыми детьми; 6. семья после отделения взрослых детей.

     На  первой стадии развития семьи на судьбе брака отражаются следующие характеристики добрачного периода: место и ситуация знакомства; первое впечатление друг о друге; социально-демографические  характеристики самих вступающих в  брак; продолжительность периода ухаживания; инициатор браного предложения; возраст будущей пары, отношение родителей к браку своих детей.

     Исследования  психологов показали, что вероятность распада семей с добрачной беременностью примерно в два раза выше.

     Т.к. добрачная беременность нарушает процесс адаптации жениха и невесты к браку, и появление ребенка резко обостряет экономические проблемы еще неокрепшей семьи, вызывая напряженность в супружеских отношениях.

     Вторая  стадия супружества совпадает с  первым кризисным периодом развития семьи, характеризуется конфликтами адаптации друг к другу, когда два «Я» становятся одним «Мы». Возникают трудности в выработке единого семейного уклада, происходит разочарование друг в друге как результат неглубоко узнавания в период добрачного ухаживания.

     На  третьей стадии возможны конфликты  по вопросам ухода за ребенком: недостаточная  помощь мужа; конфликты с родителями молодых по поводу воспитания детей; разногласия супругов по поводу взаимодействия с детьми и т.д.

     Четвертая стадия может характеризоваться  конфликтами однообразия, монотонности общения. В результате многократного  повторения одних и тех же впечатлений  у супругов наступает насыщение  друг другом. Это состояние называется голод чувств, когда наступает «сытость» от старых впечатлений и «голод» по новым (Ю. Рюриков). Могут иметь место разногласия по поводу воспитания детей. Особую негативную роль может сыграть возрастной кризис детей (10-11 лет). Кроме того, факторами «риска» четвертой стадии являются измена, ревность.

     На  пятой стадии актуальными остаются монотонность общения, ревность, измена, взаимоотношение с детьми, проблемы, связанные с профессиональным самоопределением детей, выбором ими брачного партнера и т.д., проявление у родителей кризиса личности. В случае если взрослые дети создали свою семью и живут у родителей, у последних могут быть споры, конфликты по поводу того, как «должны были бы» жить дети. Конфликты также могут быть детерминированы и возрастными изменениями супругов.

     Шестая  стадия развития семьи совпадает  с третьим кризисом, связанным  с уходом из семьи последнего ребенка.

2.3 Основные типы  конфликтов между  супругами.

     Обычно  выделяют пять основных видов супружеских конфликтов:

  1. Актуальный конфликт. Выражается в ярких эмоциональных всплесках, вызванных какой-либо сиюминутной причиной;
  2. Прогрессирующий конфликт. Возникающий когда супруги долго не могут друг к другу приспособиться;
  3. Привычный конфликт. Обусловлен сложившимися в семье стереотипами поведения, которые мешают устранить противоречия в устоявшихся между супругами отношениях;
  4. Скрытый конфликт. Зарождается и протекает на уровне взаимоотношений супругов, но ими может не осознаваться и определенное время не реализовываться в поведении супругов;
  5. Открытый конфликт. Имеет затяжной характер, характеризуется недоверием, безразличием, недовольством собой и партнером, длительным плохим настроением, проявлением словесных оскорблений и т.д. 

Глава 3. Конфликты в  отношениях «родители-дети».

      Конфликты между родителями и детьми – одни из самых распространенных в семейной жизни. Но эта проблема не очень часто является самостоятельным предметом психологических исследований.

Она, как  правило, изучается в контексте  более обширных исследований: семейных отношений, возрастных кризисов, влияния супружеских конфликтов на развитие детей. Семья не единственная среда, где происходит формирование личности. И все же, в психологии и педагогике сложилось убеждение, что даже самые грубые промахи учителей обычно не так фатально сказываются на развитии личности ребенка, как неправильное поведение родителей, непонимание ими детей, конфликты. 

3.1 Факторы конфликтности.

     Рассмотрим  факторы, наиболее часто являющиеся причиной конфликтного взаимодействия родителей и детей.

1. Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы внутрисемейных отношений. Для гармоничных внутрисемейных отношений характерно сотрудничество и взаимопомощь, равноправие всех участников семейного союза, гибкость оценок и поведения в зависимости от ситуации или состояния членов семьи, формирование семейного «Мы», стимулирование развития индивидуальности. В такой семье взрослые общаются с ребенком товарищеским тоном, корректно направляют его поведение, хвалят и поощряют, высказывая одновременно советы, допускают дискуссии по поводу своих распоряжений и не подчеркивают свое руководящее положение. В дисгармоничной семье наблюдается конфликтное взаимодействие супругов, отчуждение, напряженность, невозможность найти приемлемые способы общения друг с другом, затяжное нарушение психологического климата. Чувства и эмоции другого в расчет не принимаются, во взаимоотношениях сохраняется дистанция. Подобное приводит к невротическим реакциям членов семьи, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.

2.   Неэффективность родительского отношения к ребенку. А.Я. Варга, В.А. Смехов выделяют четыре причины неэффективности родительского отношения к ребенку:

  1. педагогическая и психологическая несовместимость родителя, т.е. незнание родителями психологических особенностей определенного возраста;
  2. некритично усвоенные стереотипы воспитания детей;
  3. личные проблемы и особенности родителей, которые они привносят в общение с ребенком, как правило, родителям совсем не очевидна связь между своими проблемами и трудностями в воспитании ребенка и разрешением возникших между ними конфликтов;
  4. особенности общения с другими членами семьи, влияющие на отношения с ребенком.

3. Возрастные кризисы детей. Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому и рассматривается как фактор повышения конфликтности ребенка. Дети становятся непослушными, капризными, раздражительными и даже агрессивными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями.

     Выделяют  следующие возрастные кризисы детей:

  1. кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству)
  2. кризис «трех лет» (переход от раннего детства к дошкольному возрасту)
  3. кризис 6 – 7 лет (переход от дошкольного возраста к младшему школьному);
  4. кризис полового созревания (переход от младшего школьного к подростковому возрасту – 12 – 14 лет);
  5. подростковый кризис 15 – 17 лет (Д. Эльконин).

4. Личностные особенности родителей и детей. В качестве неблагоприятных черт родителей, способствующих возникновению конфликтов с детьми, выделяются такие, как, например, холодность и требовательность, ригидность и консерватизм мышления, чрезмерный рационализм, злоупотребление вредными привычками, ортодоксальность убеждений. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушение правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность.

5. Неблагоприятное влияние других значимых людей (кроме родителей). Здесь речь идет о негативном вмешательстве в процесс воспитания ребенка прародителей (дедушек, бабушек), а также взаимодействие с референтной группой сверстников и более старших детей.

     Обычно  ребенок на притязания и конфликтные  действия родителей отвечает следующими реакциями: оппозицией (демонстративными действиями негативного характера); отказом (неподчинением требованиям родителей); изоляцией (стремлением избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытии информации и действий).

3.2 Сложности взаимоотношения  родителей со взрослыми   детьми.

     Особую  группу конфликтов составляют конфликты  родителей со взрослыми детьми (с  детьми, определившимися в жизни, имеющими профессию, а также семью, живущими с родителями или отдельно).

     Выделяют  следующие сложности во взаимодействии родителей со взрослыми детьми:

  1. отсутствие контакта с детьми – непонимание того, как они живут, чем интересуются, невозможность поговорить с ними по душам, ощущение родительской ненужности, чуждости ребенку;
  2. неуважительное, резкое отношение к родителям, постоянные ссоры и конфликты по пустякам;
  3. тревога за детей, вызванная тем, что они живут не так, как должны были бы, с точки зрения родителей. Часто при этом родители воспринимают своих детей как несчастных, неудачливых, запутавшихся, одиноких;
  4. проблемы, связанные с нестандартным, отклоняющимся поведением детей (алкоголь, наркотики, азартные игры и т.п.);
  5. конфликты по поводу «неправильного» воспитания внуков;
  6. сложности, возникающие из-за готовности родителей давать советы и вмешиваться в личную жизнь своих детей, в том числе семейную.
 

4. Предупреждение и  разрешение конфликтов.

4.1 Пути предотвращения  супружеских конфликтов.

     Не всякий супружеский конфликт имеет отрицательное значение. Есть конфликты, которые помогают супругам выработать единые позиции по спорным вопросам, узнать и учитывать потребности и интересы друг друга. Иногда, мелкие ссоры могут предотвратить более крупный конфликт. Конечно, лучший способ разрешения супружеских конфликтов – это предупреждение их возникновения.

     В супружеском конфликте особенно сложно определить конструктивные и  эмоциональные причины его возникновения, т.е. объект конфликта. Это обусловлено  тем, что супружеские конфликты часто принимают эмоциональную окраску.

     Разрешение  конфликта надо начинать с установления истинных причин его возникновения.

     Для этого необходимо отделить эмоции от истинных причин конфликта, безусловно, если конфликт не носит чисто эмоционального характера. Причины эмоциональных конфликтов часто кроются в психологических различиях супругов. Они проявляются в неприязненном, а иногда и враждебном отношении друг к другу. Первоосновой такого конфликта могут быть не решаемые долгое время конструктивные конфликты.

      Решение эмоциональных конфликтов является сложной проблемой. Сами супруги решить такие конфликты, как правило, не в состоянии. Поэтому в решении эмоциональных конфликтов велика роль посредников (родственники, друзья, знакомые, психологи и сексологи).

     Для решения неэмоциональных супружеских  конфликтов есть много способов. Некоторые из них:

  1. В любом конфликте надо стремиться соблюдать личное достоинство и уважительное отношение к оппоненту.
  2. В конфликте важно понять противоположную сторону, войти в «роль» оппонента и посмотреть на себя его глазами, задать себе вопрос: «А как бы я поступил (поступила) на его месте?».
  3. Каждый из супругов выполняет одновременно несколько ролей, порой трудно совместимых. Например, роль жены, матери, домохозяйки, сотрудницы фирмы и т.д. Тоже можно сказать и о супруге.
  4. Если возникают конфликты по причине несовместимости этих ролей, то оба супруга должны определить приоритеты ролей (ребенок или работа, карьера или семья и т.д.).
  5. Большое значение имеют такие принципы, как взаимовыручка, взаимозаменяемость и т.п. Если эти принципы не срабатывают, то, как один из способов решения возможен вариант четкого распределения обязанностей супругов.
  6. В случае конфликта, возникшего по поводу вопроса о том, кто глава семьи, есть несколько вариантов решения: а) договориться о совместном принятии решений по важнейшим вопросам семейной жизни; б) не акцентировать внимания на этом вопросе и лидер определиться естественным путем; в) распределить сферы доминирования.
  7. Не переносить свои внутренние конфликты на семью, но стремиться выслушать друг друга, успокоить, посоветовать что-то и тем самым разрядить внутреннее напряжение партнера по браку.
  8. Не переносить служебные (производственные отношения) на супружеские.
  9. Не акцентировать внимание на недостатках, просчетах и ошибках, стараться помнить о достоинствах.
  10. В конфликтных ситуациях стремиться к взаимному компромиссу и согласию.
  11. Всегда помнить, что нежность, ласка, внимательное отношение, соучастие и доброе слово, шутка, юмор могут уладить немало конфликтных ситуаций.

Информация о работе Конфликты в семье