Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 08:41, курсовая работа
Данная работа ставит следующие задачи:
• Дать определение семьи, ее функций
• Рассмотреть типологию семей
• Раскрыть понятие конфликта
• Исследовать причины семейных конфликтов
• Представить типологию семейных конфликтов
• Определить направление социальной работы для разрешения семейных конфликтов
Введение 3
Глава 1 Система семейных отношений 5
1.1 Определение семьи и типы семей 5
1.2 Функции семьи 12
Глава 2 Типология семейных конфликтов 14
2.1 Определение конфликта 14
2.2 Причины конфликтов в семье 16
2.3 Типология конфликтов 22
2.4 Пути решения конфликтов 27
Глава 3 Направления социальной работы с семьей …35
Заключение 41
Список используемой литературы…………………………………………...43
Необходимость полноценного общения, как способ решения проблемы, отмечается многими специалистами в области семейных отношений. По мнению Г.Т. Богданова, это единственный путь решения семейных неурядиц. «Есть только один способ решения семейных проблем, конфликтных ситуаций, избавления от обиды – это общение супругов, умение разговаривать друг с другом и слышать друг друга. За затяжным, неразрешенным конфликтом, ссорой, как правило, скрывается неумение общаться.
Американский психолог Дж. Готтман, специально изучавший процесс семейного общения, выявил интересные закономерности общения супругов в конфликтных семьях. Прежде всего, для этих семей характерна излишняя скованность общения. Члены их как бы бояться сказать свое слово, выразить свои переживания, чувства. Конфликтные семьи оказались более «молчаливыми», чем бесконфликтные, в них супруги реже обмениваются новой информацией, избегают «лишних» разговоров, очевидно боясь, как бы ненароком не вспыхнула ссора. В конфликтных семьях супруги практически не говорят «мы», они предпочитают говорить только «я». А это свидетельствует об изолированности супругов, об эмоциональной разобщенности, о том, что чувство «мы» в этой семье не сформировалось. И, наконец, проблемные, вечно ссорящиеся конфликтные семьи – это семьи, в которых общение происходит в виде монолога. Все это напоминает разговор глухих: каждый говорит свое, самое важное, наболевшее, но никто его не слышит – в ответ звучит такой же монолог» Обучение навыкам полноценного общения должно составить основную задачу в преодолении конфликтов.
Стоит обратить внимание на «условия успешного межличностного общения супругов:
1. Открытость, т.е. отсутствие чего-либо, что супруги по каким-либо принципиальным соображениям утаивают друг от друга;
2. Подтверждение самооценок друг друга в ходе общения, т.е. межличностное общение в семье должно способствовать формированию более позитивного представления о себе у каждого из партнеров;
3. Активный транзактный обмен, т.е. постоянное интенсивное обсуждение друг с другом того, что каждый думает и чувствует;
4. Ситуативная адекватность, это значит, что супружеское общение должно иметь множество различных форм, но при этом то, как именно будут общаться супруги в данный момент должно определяться конкретной ситуацией»
Шуман С.Г. предлагает следующие правила семейного общения:
1. Уступайте друг другу
2. Не навязывайте своих взглядов и суждений
3. Уважайте друг друга
4. Не унижайте, не оскорбляйте друг друга, стремитесь видеть в друге прежде всего хорошее
5. Управляйте своим поведением, считайтесь с настроением друг друга
6. Самокритично оценивайте свои действия и поступки
Анализируя причины и разновидности конфликтов, можно увидеть одну общую тенденцию. Недостаток общения, направленность только на свои потребности, недостаток нежности и общая безграмотность в семейных вопросах создает общую конфликтную напряженность. В такой атмосфере семья остро нуждается в серьезной помощи. Для решения конфликтных ситуаций супругам нужно учиться ставить интересы другого на первое место. Уважение, уверенность в любви со стороны обоих, проявление спокойствия и тактичности, поможет в поисках приемлемого решения. Супруги должны постоянно учиться полноценному общению. В открытой атмосфере, когда можно спокойно обсудить различные стороны семейной жизни, залог единения брачного союза. На мой взгляд, модель «Семейного совета» является хорошей формой решения конфликтов. Супругам можно практиковать его и с целью улучшения навыков общения. Со стороны социальных служб так же могут быть предприняты серьезные шаги для помощи семейным парам, о чем мы поговорим в следующем разделе.
Глава 3. Направления социальной работы с семьей
Нельзя недооценивать важность различных социальных служб предоставляющих психолого-педагогическую помощь семьям. Семьи, которые самостоятельно способны решать возникающие проблемы все равно нуждаются в психологической поддержке. Но есть такие пары, которые сами не способны разрешить вставшие перед ними преграды. Но даже при оказании им квалифицированной помощи, не всегда можно добиться положительного результата. «Наиболее трудно поддавались терапии утрата чувства любви, алкоголизм, борьба за власть и главенство, личностные проблемы, физическое насилие и агрессия, нарушение общения» Помочь можно только тем, кто готовы принять помощь. Укоренившийся эгоизм и вредные привычки могут сделать человека неспособным, что-либо изменить в своей жизни. Социальная помощь семьям будет более эффективной на ранних стадиях создания семьи. Чем дальше затягиваются супружеские проблемы, тем сложнее достичь положительного результата.
Как отмечает Богданов Г.Т. «Бытом многих семей правят сейчас три докультуры: психологическая неграмотность – незнание женской и мужской психологии, азов эмоционального общения в семье; половое невежество – незнание законов человеческой сексуальности, разладов мужской и женской половой природы и способов их смягчения; воспитательная неграмотность –незнание коренных отличий детской психологии от взрослой, неумение воспитывать детей в ключе их психологии и в духе нынешнего образа жизни» Такая безграмотность в семейной психологии становится причиной многих конфликтов и даже разводов. Обучение супружеских пар и консультирование при возникновении серьезных затруднений может стать хорошей профилактикой разводов. Как отмечает Харчев А.Г. «умение предотвращать и преодолевать такого рода конфликты, создавать прочные отношения, основанные на доверии, должно воспитываться не с начала семейной жизни, не методом «проб и ошибок», а еще в родительской семье… Следовательно, воспитание культуры добрачных и супружеских отношений невозможно без воспитания старшего поколения – родителей молодых людей»
Карабанова О.А. указывает на факторы, влияющие на прочность брачного союза:
Продолжительность периода ухаживания до заключения брака (1-1,5 года)
Инициирование брачного союза (мужчина)
Время обдумывания брачного предложения, наличие ритуала помолвки.
Ситуация оформления брака (не вынужденная беременностью)
Особенности сексуальных отношений партнеров до брака
Отношение родителей к партнеру
Особенности отношения родителей, друзей к решению партнеров заключить брак.
Переживание партнерами на протяжении периода ухаживания стрессогенных и фрустрирующих событий.
Отмечая большое значение добрачного периода и подготовки к созданию семьи а так же необходимости психологического обучения семей и помощи в решении конфликтов, можно сделать предложения по работе социальных служб. Необходимо уделить серьезное внимание на два направления социальной работы в этой сфере:
1. Добрачная подготовка молодых людей и пар, подавших заявление в ЗАГС
2. Службы психологической поддержки в специализированных учреждениях и при ЗАГСах
На важность добрачной подготовки указывают многие специалисты. Например, Мацковский М.С. (см. Приложение 3) хорошо показал влияние добрачных и брачных факторов на успешное функционирование молодой семьи. Вопрос содержания такой подготовки требует отдельного исследования, но можно однозначно констатировать ее необходимость. «Основой такой подготовки должны стать анализ конкретных жизненных проблем, освещение вопросов экономики и планирования, обучение молодых людей правильному эмоциональному и сексуальному общению. Акцент, по мнению опрошенных, необходимо сделать на духовном развитии, воспитании взаимного уважения, осознания моральной ответственности, убеждения, что развод не является единственным выходом в решении супружеских проблем» Во время такой подготовки можно рассмотреть ситуации с которыми в будущем они столкнуться в своей семейной жизни. Это не застрахует от совершения ошибок и трудностей, но даст инструмент преодоления супружеских проблем. «Добрачное воспитание можно считать успешным, если будущие супруги осознают важность таких качеств личности, как ответственное отношение к труду, к своим обязанностям, способность уступать в конфликтных ситуациях, целеустремленность и мужество, самоограничение, восприимчивость к нуждам людей, отношение к родителям, уравновешенность, самообладание, стремление не подводить другого, способность к самопожертвованию» На этой стадии можно предотвратить незрелые и неудачные браки. Специалист, проводящий консультацию, может объяснить молодым последствия тех или иных качеств в будущей семейной жизни. «Если уже в добрачный период проявляются такие черты, как необязательность, нежелание идти навстречу другому, некорректность, расчетливость, капризность, чрезмерная вспыльчивость, эмоциональное равнодушие, - это должно насторожить даже самого пылкого влюбленного» Одной из задач добрачной подготовки будет профилактика конфликтов и предупреждение создания заведомо конфликтных семей.
Супружеские пары, имеющие определенный стаж так же нуждаются в поддержке. Как растение, которое нуждается в постоянном уходе, так и супружеские отношения нуждаются в укреплении и обогащении. Особое внимание следует уделить тем парам, которые стоят на грани распада или уже подали заявление на развод. Даже такая мера, как определенный срок, который дается разводящимся на обдумывание, приносит положительный результат. Некоторые пары забирают заявление. Этот результат будет выше, если в этот период предоставить им социально-психологическую помощь. Нельзя считать, что «спасение утопающих, дело рук самих утопающих». В итоговом документе, проходившей в Томске межрегиональной конференции «Здоровая семья: физические, психологические и нравственные аспекты», были приняты рекомендации по разработке и расширению работы в области укрепления семьи. Эти предложения касаются как организации специальных служб – «Семейных центров по оказанию психологической и юридической помощи населению», так и организации обучения старших школьников и студентов СУЗов и ВУЗов по вопросам семейного воспитания. Попытки проведения такой работы уже предпринимаются в некоторых регионах РФ. Такая работа ведется на уровне ЗАГСов. Просветительской деятельностью охватывают молодые семьи и молодежь.
Особо важные вопросы, которые необходимо предлагать семьям, это стратегии укрепления отношений и профилактики разводов. К.Витек предлагает такие стабилизаторы супружества, как:
1. Не строить иллюзий
2. Не избегать трудностей
3. Познавать психологию партнера
4. Знать цену мелочам
5. Быть терпимыми, уметь забывать обиды
6. Уметь понимать и предупреждать желания и потребности партнера
7. Не навязывать свои требования окружающим, оберегать достоинство партнера
8. Понимать пользу временной разлуки
9. Следить за собой
10. Стремиться к единству в воспитании детей
11. Иметь чувство меры (не искать недостатки и не критиковать)
12. Осознавать причины и последствия неверности (не провоцировать и не допускать самому)
13. Не впадать в отчаяние.
В первую очередь именно эти вопросы должны подниматься на добрачном этапе, и во время семейного консультирования.
Говоря о наиболее частых причинах развода, К.Витек отмечает следующее:
1. Несходство характеров
2. Супружеская неверность
3. Алкоголизм
4. Незаинтересованность в семье
5. Сексуальная неудовлетворенность, плохое отношение к партнеру, необдуманность вступления в брак
6. Прекращение совместного ведения хозяйства, лишение свободы одного из супругов, финансовые разногласия, вмешательство родственников, ревность, неспособность иметь детей, болезнь.
7. Несходство политических или религиозных взглядов, национальные различия.
Он так же предлагает схему проведения брачной терапии:
1. Определить мотивы обоих супругов для сохранения брака
2. Предоставить возможность каждому полностью «раскрыться»
3. Выработать положительное терапевтическое отношение к обоим партнерам
4. Изучить историю брака и основные характеристики супружеских отношений
5. Выработать представление о положительных и отрицательных чертах характера обоих супругов
6. Получить информацию о сопутствующих факторах, например о супружестве родителей
7. Изучить модель взаимодействий и взаимоотношений супругов
8. Определить способность обоих к сопереживанию и сочувствию
9. Получить представление о сексуальной жизни супругов
10. Объяснить супругам, что с момента начала психотерапии все внимание должно быть сосредоточено на настоящем и будущем их взаимоотношений.
Социальные службы могут активно участвовать в преодолении проблем современного общества, связанных с семейными конфликтами. Хорошо организованная работа в этом направлении даст свои положительные результаты. Такая деятельность связана с исполнением социально-психолого-
Заключение
Под влиянием множества внутренних и внешних факторов семья, как социальный институт, претерпела ряд негативных изменений. Пристальное внимание связанно с ростом количества разводов, а так же увеличением незарегистрированных «гражданских браков» и других сопутствующих проблем. Изменение устоев общества привело к тому, что патриархальная модель семьи была вытеснена эгалитарной моделью. За видимой прогрессивностью равных партнерских отношений, стоит процесс обособления и стремления к независимости супругов друг от друга. Так, как в большинстве случаев современная семья это нуклеарная городская семья с малым количеством детей можно говорить о разрыве отношений между поколениями. Это мешает передаче положительного семейного опыта от старших. И в целом семейные отношения в большей степени пропитаны эгоизмом. Это выражается в стремлении, прежде всего, удовлетворить свои желания и потребности, поиск лишь личного удовольствия в семейном кругу и определенную легкость с которой супруги идут на развод при возникновении семейных проблем. Таки изменения в семье, которые характеризуются как кризис в семье, делают семьи более конфликтными.