Конфликты в педагогическом общении

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 14:44, курсовая работа

Описание работы

Цель: обобщить теоретический материал по теме «Конфликты в педагогическом общении».
Задачи:
• анализ литературы понятия конфликта в педагогическом общении
• выявление причин возникновения конфликтов в педагогическом общении
• определение способов разрешения конфликтов в педагогическом общении.

Содержание

Введение_____________________________________________________3
Глава 1. Аспекты конфликта в педагогическом общении______________5
1.1 Определение конфликта, содержание, типы и способы протекания____________________________________________5
1.2 Выявление возникновения причин конфликтов_____________9
1.3 Специфика урегулирования педагогических конфликтов_____23
Заключение___________________________________________________35
Список используемой литературы________________________________36

Работа содержит 1 файл

конт соц псих.doc

— 141.00 Кб (Скачать)

-              ситуация глазами ученика и учителя;

-              личностная позиция учителя в возникшей ситуации, реальные цели учителя при взаимодействии с учеником;

-              новая информация об учениках, оказавшихся в ситуации;

-              варианты погашения, предупреждения и разрешения ситуации, корректировка поведения учащихся;

-              выбор средств и приемов педагогического воздействия и определение конкретных участников реализации поставленных целей в настоящее время и на перспективу.

 

              Из литературы известно, что разрешение конфликтной ситуации целесообразно осуществлять по следующему алгоритму:

-              анализ данных о ситуации, выявление главных и сопутствующих противоречий, постановка воспитательной цели, выделение иерархии задач, определение действий;

-              определение средств и путей разрешения ситуации с учетом возможных последствий на основе анализа взаимодействий воспитатель – ученик, семья – ученик, ученик – коллектив класса;

-              планирование хода педагогического воздействия с учетом возможных ответных действий учеников, родителей, других участников ситуации;

-              анализ результатов;

-    корректировка результатов педагогического воздействия;

-    самооценка классного руководителя, мобилизация им своих духовных и умственных сил.

Основным условием разрешения конструктивного конфликта психологи считают открытое и эффективное общение конфликтующих сторон, которое может принимать различные формы:

-              высказывания, передающие то, как человек понял слова и действия, и стремление получить подтверждение того, что он понял их правильно;

-              открытые и личностно окрашенные высказывания, касающиеся состояния, чувств и намерений;

информация, содержащая обратную связь относительно того, как участник конфликта воспринимает партнера и толкует его поведение;

-              демонстрация того, что партнер воспринимается как личность вопреки критике или сопротивлению в отношении его конкретных поступков.

Действия педагога по изменению хода конфликта можно отнести к действиям, предупреждающим его. Тогда конфликтотерпимыми действиями можно будет назвать неконструктивные действия (отложить решение конфликтной ситуации, пристыдить, пригрозить и т.д.) и компромиссные действия, а конфликтогенными – репрессивные действия (обратиться в администрацию, написать докладную и др.) и агрессивные действия (разорвать работу ученика, высмеять и др.). Как видим, выбор действий по изменению хода конфликтной ситуации имеет приоритетное значение.

              Приведем ряд ситуаций и поведение социального педагога при их возникновении:

-              невыполнение учебных поручений в связи с отсутствием умения, знания мотива (изменить формы работы с данным учеником, стиля преподавания, коррекция уровня “трудности” материала и др.);

-              неправильное выполнение учебных поручений скорректировать оценку результатов и хода преподавания с учетом выясненной причины неправильного усвоения информации);

-              эмоциональное неприятие учителя (изменить стиль общения с данным учеником);

-              эмоциональная неуравновешенность учащихся (смягчить тон, стиль общения, предложить помощь, переключить внимание остальных учащихся).

              В разрешении конфликта многое зависит от самого педагога. Иногда следует прибегнуть к самоанализу для того, чтобы лучше осознать происходящее и попытаться положить начало переменам, тем самым проведя границу между подчеркнутым самоутверждением и самокритичным отношением к себе.

              Процедура урегулирования конфликтов выглядит следующим образом:

-              воспринимать ситуацию такой, какая она на самом деле;

-              не делать поспешных выводов;

-              при обсуждении следует анализировать мнения противоположных сторон, избегать взаимных обвинений;

-              научиться ставить себя на место другой стороны;

-              не давать конфликту разрастись;

-              проблемы должны решаться теми, кто их создал;

-              уважительно относиться к людям, с которыми общаешься;

-              всегда искать компромисс;

-              преодолеть конфликт может общая деятельность и постоянная коммуникация между общающимися.

Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение, перерастание в другой конфликт. Разрешение конфликта — это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов (или хотя бы одного из них), их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу. Урегулирование конфликта отличается от разрешения тем, то в устранении противоречия между оппонентами принимает участие третья сторона. Ее участие возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без их согласия. При завершении конфликта не всегда разрешается противоречие, лежащее в его основе.

              Затухание конфликта — это временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений. Конфликт переходит из “явной” формы в скрытую. Затухание конфликта обычно происходит в результате:

              • истощения ресурсов обеих сторон, необходимых для борьбы;

              • потери мотива к борьбе, снижения важности объекта конфликта;

              • переориентации мотивации оппонентов (возникновение новых проблем, более значимых, чем борьба в конфликте). Под устранением конфликта понимают такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта. Несмотря на “неконструктивность” устранения, существуют ситуации, которые требуют быстрых и решительных воздействий на конфликт (угроза насилия, гибели людей, дефицит времени или материальных возможностей).

              Устранение конфликта возможно с помощью следующих способов:

              • изъятие из конфликта одного из участников;

              • исключение взаимодействия участников на длительное время;

              • устранение объекта конфликта.

              Перерастание в другой конфликт происходит, когда в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта. Исход конфликта рассматривается как результат борьбы с точки зрения состояния сторон и их отношения к объекту конфликта. Исходами конфликта могут быть:

              • устранение одной или обеих сторон;

              • приостановка конфликта с возможностью его возобновления;

              • победа одной из сторон (овладение объектом конфликта);

              • деление объекта конфликта (симметричное или асимметричное);

              • согласие о правилах совместного использования объекта;

              • равнозначная компенсация одной из сторон за овладение объектом другой стороной;

              • отказ обеих сторон от посягательств на данный объект.

              Прекращение конфликтного взаимодействия — первое и очевидное условие начала разрешения любого конфликта. До тех двух сторон по усилению своей позиции или ослаблению позиции участника с помощью насилия, речь о разрешении конфликта идти не может.

              Поиск общих или близких по содержанию точек соприкосновения в целях, интересах участников является двусторонним процессом и предполагает анализ как своих целей и интересов, так и целей и интересов другой стороны. Если стороны хотят разрешить конфликт, они должны сосредоточиться на интересах, а не на личности оппонента. При разрешении конфликта сохраняется устойчивое негативное отношение сторон друг к другу. Оно выражается в отрицательном мнении об участнике и в негативных эмоциях по отношению к нему. Чтобы приступить к разрешению конфликта, необходимо смягчить это негативное отношение.

Важно понять, что проблему, из-за которой возник конфликт, лучше решать сообща, объединив усилия. Этому способствует, во-первых, критический анализ собственной позиции и действий. Выявление и признание собственных ошибок снижает негативное восприятие участника. Во-вторых, необходимо постараться понять интересы другого. Понять — не значит принять или оправдать. Однако это расширит представление об оппоненте, сделает его более объективным. В-третьих, целесообразно выделить конструктивное начало в по¬ведении или даже в намерениях участника. Не бывает абсолютно плохих или абсолютно хороших людей или социальных групп. В каждом есть что-то положительное, на него и необходимо опереться при разрешении конфликта.

             

             

             

             

             

             

             

 

 

                                                 Заключение.

Образование как социокультурная технология является не только источником интеллектуального богатства, но и мощным фактором регулирования и гуманизации общественной практики и межличностных отношений. Педагогическая действительность, однако, порождает множество противоречий и конфликтных ситуаций, выход из которых требует специальной подготовки социальных педагогов.

Установлено, что поскольку в основе конфликта часто лежит противоречие, подчиненное определенным закономерностям, социальные педагоги не должны “бояться” конфликтов, а, понимая природу их возникновения, использовать конкретные механизмы воздействия для успешного их разрешения в разнообразных педагогических ситуациях.

         Понимание причин возникновения конфликтов и успешное использование механизмов управления ими возможны только при наличии у будущих социальных педагогов знаний и умений соответствующих личностных качеств, знаний и умений.

Констатировано, что практическая готовность социального педагога к разрешению конфликтов среди учеников представляет собой интегральное личностное образование, структура которого включает в себя мотивационно-ценностный, когнитивный и операционно-исполнительский компоненты. В качестве критериев этой готовности выступают мера, целостность и мера сформированности ее основных составляющих.

Показано, что процесс формирования практической готовности социального педагога к разрешению конфликтов среди подростков носит индивидуально-творческий, поэтапно и системно организованный характер. Содержание и логика этого процесса обусловлена структурными компонентами готовности и соответствующими образовательными технологиями.

Список используемой литературы

 

1.Андреева,Г.М.Социальная психология              .[Текст]/ Андреева Г.М.-М.,1999.-с 375.

2.Андриенко,Е.В. Социальная психология. [Текст]/ Андриенко Е.В.-М.,2000.- с 264.

3.Журавлев,А.Л. Социальная психология. [Текст]/Журавлев А.Л.-М.,2002.-с 351.

4.Сухов,А.Н.Социальная психология. [Текст]/ Сухов А.Н.,Деркач А.А.-М., 2001.-с 600.

5.Майерс,Д.Социальная психология. [Текст]/ Майерс Д.-Спб.,2004.- с 510.

6.Обозов,Н.Н. Социально-психологический тренинг. [Текст]/ Обозов Н.Н.- Спб.,2002.-с 22.

7.Почебут,Л.Г. Организованная социальная психология [Текст]/      Почебут Л.Г.,Чикер В.А.-Спб.,2000.-с 160.

8.Реан, А.А. Социальная педагогическая психология. [Текст]/ Реан А.А., Коломинский Я.Л.-Спб.,1999.-с 416.

 

 

             



Информация о работе Конфликты в педагогическом общении