Конфликты в межличностных отношениях и способы их преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 15:33, контрольная работа

Описание работы

Самым общим образом конфликт можно определить как "предельное обострение противоречий". Так же можно подчеркнуть, что такое трудно разрешимое противоречие связано с острыми эмоциональными переживаниями.
Определяющую роль в восприятии человеком конфликтности ситуации играет субъективная значимость противоречия, лежащего в основе конфликта.

Работа содержит 1 файл

Контрольная(психология).docx

— 24.26 Кб (Скачать)

министерство  образования РФ

государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

пЕНЗЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

                                                    
 

Кафедра «Профессиональная Педагогика и психология»

Контрольная работа:

по дисциплине «Психология и педагогика»

 на  тему:

«Конфликты в межличностных отношениях и способы их преодоления» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:

студент гр.11ЗВЭ31

Лубский С.С. 

Проверил преподаватель:

к.и.н, доцент каф. «ППиП»

Зоткина Н.А.

                                               

                                                   г. Пенза 2011 

  Введение 

  Самым общим образом конфликт можно  определить как "предельное обострение противоречий". Так же можно подчеркнуть, что такое трудно разрешимое противоречие связано с острыми эмоциональными переживаниями.

  Определяющую  роль в восприятии человеком конфликтности  ситуации играет субъективная значимость противоречия, лежащего в основе конфликта.

  Момент  осознания ситуации, как конфликтной, связан также с превышением индивидуального порога толерантности. Этот универсальный психологический механизм возникновения конфликтов не исключает возможности продолжения  развития конфликтной ситуации.

Очень важна  роль общественно-экономической формации в формировании социально-психологического климата производственного коллектива. В соответствии с этим наиболее значимыми  факторами, определяющими в конечном счете характер межличностных взаимоотношений в коллективе, являются совокупность общественных отношений данного общества, его социально-экономическая структура, и, как следствие, содержание общественного сознания. 

  Межличностные конфликты 

       Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.

       Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом  к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов. Они могут происходить  как между сослуживцами, так и  между самыми близкими людьми.

       В межличностном конфликте каждая сторона стремится отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т.п. Такое поведение  вызывает у субъектов конфликта  острые негативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные  поступки. В условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разрешения конфликта еще долго испытывают негативное самочувствие.

Любое урегулирование конфликта или его предупреждение направлены на сохранение существующей системы межличностного взаимодействия. Однако источником конфликта могут оказаться такие причины, которые ведут к разрушению сложившейся системы взаимодействия. В связи с этим выделяют различные функции конфликта: конструктивные и деструктивные. 

  Функции межличностных конфликтов

  К конструктивным функциям относят:

а) познавательную (появление конфликта выступает как симптом неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий);

б) функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия);

в) инструментальную (конфликт выступает как инструмент разрешения противоречий);

г) перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками).

  Деструктивные функции конфликта  связаны с:

а) разрушением существующей совместной деятельности;

б) ухудшением или развалом отношений;

в) негативным самочувствием участников;

г) низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.

  При системном изучении конфликтов в  них выделяют структуру и элементы.

  Элементами  в межличностном  конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта. Структура конфликта - это взаимосвязи между его элементами. Конфликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структура постоянно изменяются.

  К субъектам межличностного конфликта относят тех участников, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели. Они всегда выступают от своего лица.

  Объектом межличностного конфликта считают то, на что претендуют его участники. Это та цель, к достижению которой стремится каждый из противоборствующих субъектов.

Предметом конфликта служат противоречия, в которых проявляются противоположные интересы объектов. 

   Отличительные особенности межличностного конфликта:  

   1. Противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.

   2. Проявляется весь спектр известных  причин: общих и частных, объективных  и субъективных 

   3. Межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным полигоном проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей

   4. Отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами

5. Затрагивают интересы окружения. 

Виды  межличностных конфликтов: 

   1. По направленности:

   горизонтальные  – участники не подчиняются друг другу

   вертикальные  – участники находятся в подчинении друг с другом

   смешанные – где есть обе составляющие (организация)

   2. По значению:

   конструктивные (созидательные) - оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений, разумных аргументов, приводит к развитию отношений между людьми;

   деструктивные (разрушительные) - одна из сторон жёстко настаивает на своей позиции и игнорирует вторую, одна из сторон прибегает к осуждаемым методам борьбы

   3. По характеру причин:

   объективные

   субъективные (плохое настроение, самочувствие)

   4. По сфере разрешения:

   деловые

   личностно-эмоциональные

   5. По форме проявления:

   скрытые (плохо осознаются людьми)

   открытые (осознаются)

   6. По времени протекания:

   ситуативные

пролонгированные (длительные) 

   Причины конфликтов: 

   
  1. Информация, приемлемая для одной стороны, и неприемлимая для другой (сплетни, неполная информация, неточная информация и др.);
  2. Структура - связана с существованием в организации социальных групп ( статус, права, роли, возраст и др.);
  3. Ценности – те принципы, которые мы провозглашаем или отвергаем (идеология, религия, культура и др.);
  4. Поведение – неприемлемое для одной из сторон (эгоистическое, опасное и др.);
  5. Отношения – обычно связаны с удовлетворением от взаимодействия между сторонами, либо его отсутствием.

 

    Управление  межличностными конфликтами

       В процессе управления межличностными конфликтами  важно учитывать их причины и  факторы, а также характер межличностных отношений конфликтующих до конфликта, их взаимные симпатии и антипатии. 

№ п/п Этап управления Основное содержание
1 Прогнозирование конфликта Изучение индивидуально-психологических  особенностей сотрудников; знание и  анализ ранних симптомов скрытого конфликта, на стадии возникновения конфликтной  ситуации (ограничение отношений, подчеркнуто-официальная  форма общения, критические высказывания в адрес соперника и др.)
2 Предупреждение  конфликта На основе углубленного анализа причин и факторов назревающего конфликта предпринять меры по их нейтрализации; педагогические меры: беседа, разъяснение, формирование культуры межличностных отношений; административные меры: изменение условий труда; перевод потенциальных конфликтантов в разные подразделения, смены и т. п.
3 Регулирование конфликта Добиться признания  конфликтующими реальности конфликта; напомнить конфликтующим о соблюдении корректности поведения во взаимоотношениях; ограничить число участников конфликта, не допустить вовлечение в конфликт других сотрудников
4 Разрешение  конфликта Исходя из оценки глубины конфликта, предпринять один из способов разрешения: административный или педагогический

 

       Заключение

   Психологические различия между людьми объективны –  они объясняются физиологическими особенностями функционирования  нервной системы. От этих особенностей в значительной степени зависит  характер индивида, его успешность или неуспешность в конкретной профессиональной деятельности, стиль межличностного общения, взаимодействие с другими людьми в профессиональной и личной сферах.

   Подводя итог можно сказать, что знание психологических  особенностей личности, понимание их природы может обеспечить правильную профориентацию, эффективный подбор кадров для конкретного вида профессиональной деятельности, а при необходимости  – и разработку мер психологической  коррекции отдельных черт личности. Таким образом, подобные знания незаменимы для педагогов, воспитателей, работников кадровых служб, руководителей различных  уровней.

 

   Список  использованных источников 

   
  1. «Психология и педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов вузов / А. К. Луковцева.»: КДУ; Москва; 2008
  2. Психология. Учебник / Под ред. А. А. Крылова — М.: Проспект, 1998. - Гл. 20.
  3. http://www.oboloncbs.h16.ru/psyhology/psihol_osob_lichnosti.htm

Информация о работе Конфликты в межличностных отношениях и способы их преодоления