Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 15:33, контрольная работа
Самым общим образом конфликт можно определить как "предельное обострение противоречий". Так же можно подчеркнуть, что такое трудно разрешимое противоречие связано с острыми эмоциональными переживаниями.
Определяющую роль в восприятии человеком конфликтности ситуации играет субъективная значимость противоречия, лежащего в основе конфликта.
министерство образования РФ
государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
пЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Профессиональная Педагогика и психология»
Контрольная работа:
по дисциплине «Психология и педагогика»
на тему:
«Конфликты
в межличностных отношениях и способы
их преодоления»
Выполнил:
студент гр.11ЗВЭ31
Лубский С.С.
Проверил преподаватель:
к.и.н, доцент каф. «ППиП»
Зоткина Н.А.
Введение
Самым общим образом конфликт можно определить как "предельное обострение противоречий". Так же можно подчеркнуть, что такое трудно разрешимое противоречие связано с острыми эмоциональными переживаниями.
Определяющую роль в восприятии человеком конфликтности ситуации играет субъективная значимость противоречия, лежащего в основе конфликта.
Момент осознания ситуации, как конфликтной, связан также с превышением индивидуального порога толерантности. Этот универсальный психологический механизм возникновения конфликтов не исключает возможности продолжения развития конфликтной ситуации.
Очень важна
роль общественно-экономической
Межличностные
конфликты
Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации.
Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов. Они могут происходить как между сослуживцами, так и между самыми близкими людьми.
В
межличностном конфликте каждая
сторона стремится отстоять свое
мнение, доказать другой ее неправоту,
люди прибегают к взаимным обвинениям,
нападкам друг на друга, словесным оскорблениям
и унижениям и т.п. Такое поведение
вызывает у субъектов конфликта
острые негативные эмоциональные переживания,
которые обостряют
Любое урегулирование
конфликта или его
Функции межличностных конфликтов
К конструктивным функциям относят:
а) познавательную (появление конфликта выступает как симптом неблагополучных отношений и проявления возникших противоречий);
б) функцию развития (конфликт является важным источником развития его участников и совершенствования процесса взаимодействия);
в) инструментальную (конфликт выступает как инструмент разрешения противоречий);
г) перестроечную (конфликт снимает факторы, подтачивающие существующие межличностные взаимодействия, способствует развитию взаимопонимания между участниками).
Деструктивные функции конфликта связаны с:
а) разрушением существующей совместной деятельности;
б) ухудшением или развалом отношений;
в) негативным самочувствием участников;
г) низкой эффективностью дальнейшего взаимодействия и др.
При системном изучении конфликтов в них выделяют структуру и элементы.
Элементами в межличностном конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта. Структура конфликта - это взаимосвязи между его элементами. Конфликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структура постоянно изменяются.
К субъектам межличностного конфликта относят тех участников, которые отстаивают свои собственные интересы, стремятся к достижению своей цели. Они всегда выступают от своего лица.
Объектом межличностного конфликта считают то, на что претендуют его участники. Это та цель, к достижению которой стремится каждый из противоборствующих субъектов.
Предметом конфликта
служат противоречия, в которых проявляются
противоположные интересы объектов.
Отличительные
особенности межличностного
конфликта:
1. Противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.
2.
Проявляется весь спектр
3. Межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным полигоном проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей
4. Отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами
5. Затрагивают интересы
окружения.
Виды
межличностных конфликтов:
1. По направленности:
горизонтальные – участники не подчиняются друг другу
вертикальные
– участники находятся в
смешанные – где есть обе составляющие (организация)
2. По значению:
конструктивные (созидательные) - оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений, разумных аргументов, приводит к развитию отношений между людьми;
деструктивные (разрушительные) - одна из сторон жёстко настаивает на своей позиции и игнорирует вторую, одна из сторон прибегает к осуждаемым методам борьбы
3. По характеру причин:
объективные
субъективные (плохое настроение, самочувствие)
4. По сфере разрешения:
деловые
личностно-эмоциональные
5. По форме проявления:
скрытые (плохо осознаются людьми)
открытые (осознаются)
6. По времени протекания:
ситуативные
пролонгированные
(длительные)
Причины
конфликтов:
Управление межличностными конфликтами
В
процессе управления межличностными конфликтами
важно учитывать их причины и
факторы, а также характер межличностных
отношений конфликтующих до конфликта,
их взаимные симпатии и антипатии.
№ п/п | Этап управления | Основное содержание |
1 | Прогнозирование конфликта | Изучение индивидуально- |
2 | Предупреждение конфликта | На основе углубленного анализа причин и факторов назревающего конфликта предпринять меры по их нейтрализации; педагогические меры: беседа, разъяснение, формирование культуры межличностных отношений; административные меры: изменение условий труда; перевод потенциальных конфликтантов в разные подразделения, смены и т. п. |
3 | Регулирование конфликта | Добиться признания конфликтующими реальности конфликта; напомнить конфликтующим о соблюдении корректности поведения во взаимоотношениях; ограничить число участников конфликта, не допустить вовлечение в конфликт других сотрудников |
4 | Разрешение конфликта | Исходя из оценки глубины конфликта, предпринять один из способов разрешения: административный или педагогический |
Заключение
Психологические
различия между людьми объективны –
они объясняются
Подводя итог можно сказать, что знание психологических особенностей личности, понимание их природы может обеспечить правильную профориентацию, эффективный подбор кадров для конкретного вида профессиональной деятельности, а при необходимости – и разработку мер психологической коррекции отдельных черт личности. Таким образом, подобные знания незаменимы для педагогов, воспитателей, работников кадровых служб, руководителей различных уровней.
Список
использованных источников
Информация о работе Конфликты в межличностных отношениях и способы их преодоления