Конфликт в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2011 в 15:33, реферат

Описание работы

Конфликт (лат. conflictus) — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями1. Любые организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные ситуации, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями.

Работа содержит 1 файл

конфликт в психологии реферат.doc

— 80.50 Кб (Скачать)

     В динамике конфликта выделяют три периода, каждый из которых имеет конкретные этапы: латентный период (предконфликт), открытый период (конфликт), латентный (послеконфликтный) период6.

     Латентный период (предконфликт) включает следующие этапы:

  • возникновение объективной проблемной ситуации;
  • осознание объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия;
  • попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами;
  • возникновение предконфликтной ситуации.

     Возникновение объективной проблемной ситуации. Конфликт порождается объективной проблемной ситуацией, когда возникают противоречия между субъектами (их целями, мотивами, действиями, стремлениями и т.п.). Поскольку противоречий еще не осознано и нет конфликтных действий, то эту ситуацию называют проблемной. Она является результатом действия преимущественно объективных причин.

     Объективные противоречивые ситуации, возникающие  в процессе деятельности людей, создают  возможность возникновения конфликтов, которые становятся реальностью  только в сочетании с субъективными факторами. Условия перехода — осознание объективной проблемной ситуации.

     Осознание объективной проблемной ситуации. Восприятие действительности как противоречивой, понимание необходимости начать какие-то действия для устранения противоречий составляют содержание данного этапа. Наличие препятствия для реализации интересов способствует тому, что проблемная ситуация воспринимается субъективно, с искажением. Субъективность восприятия порождается природой психики, социальными различиями участников коммуникации (ценностями, социальными установками, идеалами, интересами).

     Индивидуальность  осознания зависит от уровня знаний, потребностей, особенностей участников взаимодействия. Чем сложнее ситуация и чем быстрее она развивается, тем больше вероятность ее искажения оппонентами.

     Попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами. Осознание ситуации как противоречивой не всегда автоматически приводит к конфликтным противодействиям сторон. Чаще они (или один из них) пытаются решить проблему неконфликтными способами — убеждением, разъяснением, просьбами, информированием стороны-оппонента. Иногда участник взаимодействия уступает, не желая перерастания проблемной ситуации в конфликт. В любом случае на данном этапе стороны аргументируют свои интересы и фиксируют позиции.

     Возникновение предконфликтной ситуации. Конфликтность ситуации воспринимается как наличие угрозы опасности для одной из сторон взаимодействия. Ситуация может называться предконфликтной и в случае восприятия угрозы для определенных общественно важных интересов. Причем действия оппонента рассматриваются не как потенциальная угроза (что существует в проблемной ситуации), а как непосредственная. Именно ощущение непосредственной угрозы способствует развитию ситуации в сторону конфликта, является «пусковым механизмом» конфликтного поведения.

     Открытый  период называют конфликтным взаимодействием или собственно конфликтом. Он включает: инцидент, эскалацию конфликта, сбалансированное противодействие, завершение конфликта.

     Инцидент  — это первое столкновение сторон, проба сил, попытка с помощью силы решить проблему в свою пользу. Если привлеченных одной из сторон ресурсов достаточно для соотношения сил в свою пользу, то инцидентом конфликт может и ограничиться. Часто конфликт развивается дальше как череда конфликтных событий, инцидентов. Конфликтные взаимодействия способны видоизменять, усложнять первоначальную структуру конфликта, добавляя новые стимулы для дальнейших действий. Этот процесс можно представить следующим образом: переход от переговоров к борьбе → борьба разжигает эмоции → эмоции увеличивают ошибки восприятия → это ведет к интенсификации борьбы т.д. Такой процесс получил название «эскалация конфликта».

     Эскалация заключается в резкой интенсификации борьбы оппонентов.

     Сбалансированное  противодействие. Стороны продолжают противодействовать, однако интенсивность  борьбы снижается. Стороны осознают, что продолжение конфликта силовыми методами не дает результата, но действия для достижения согласия еще не начинаются.

     Завершение  конфликта заключается в переходе от конфликтного противодействия к  поиску решения проблемы и прекращению  конфликта при любых условиях. Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, угасание, устранение или перерастание в другой конфликт.

     Латентный (послеконфликтный) период включает два  этапа: частичную нормализацию отношений  оппонентов и полную нормализацию их отношений.

     Частичная нормализация отношений происходит в условиях, когда не исчезли негативные эмоции, которые оказывались в конфликте. Этап характеризуется переживаниями участников, осмыслением ими своей позиции. Происходит коррекция самооценки, уровня притязаний, отношение к партнеру. Обостряется чувство вины за свои действия в конфликте. Негативные установки по отношению друг к другу не дают возможности сразу нормализовать отношения.

     Полная  нормализация отношений наступает  в момент осознания сторонами  важности дальнейшего конструктивного  взаимодействия. Этому способствует преодоление негативных установок, продуктивное участие в совместной деятельности, достижение доверия.

     В конфликте можно выделить период, который характеризуется дифференциацией  сторон. Конфликт развивается по восходящей линии, разногласия между сторонами  усиливаются. Конфронтация продолжается до тех пор, пока дальнейшая эскалация не теряет смысл. С этого момента начинается процесс интеграции. Участники начинают стремиться к соглашению, приемлемому для обеих сторон. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник. 3-е изд. СПб.: Питер, 2007. – 551с.
  2. Ворожейкин И.Е.,  Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология: учеб. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 224с.
  3. Гришина Н.В. Психология конфликта. 2-е изд. Спб.: Питер, 2009. – 544 с.
  4. Громова О.Н. Конфликтология. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», ЭКМОС, 2000. – 320 с.
  5. Зубок Ю. А. Конфликты // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 2. — С. 179 - 182.
  6. Кабаченко Т.С. Психология управления: Учебное пособие. М.,  2001. – 384 с.
  7. Конфликтология / Под ред. А.С. Кармина. – Спб.: Лань, 2001. – 448с.
  8. Конфликтология: учеб. для вузов / В.П. Ратников, В.Ф. Голубь, Г.С. Лукашова и др.; Под ред. проф. В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 512 с.
  9. Основы психологии и педагогики: практикум для студентов всех специальностей и всех форм обучения / И. Г. Шупейко, А. Ю. Борбот, Е. М. Доморацкая, Д. А. Пархоменко — Минск: БГУИР, 2008.
  10. Социальная конфликтология / Под ред. А.В. Морозова. М., 2002. —     336 с.

Информация о работе Конфликт в психологии