Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 10:18, контрольная работа
Разрешение конфликта при помощи третьей стороны. Медиация
Важным
фактором, влияющим на результативность
завершения конфликта, является участие
третьей стороны в его
Медиация является одним из наиболее древних
и всеобщих способов разрешения конфликтов.
Она существовала в Китае, в странах Африки,
где старейшины рода или племени выступали
в качестве своеобразных профессиональных
медиаторов, обеспечивая бесконфликтное
решение проблемных конфликтных ситуаций.
Как общественно значимая деятельность
медиация сформировалась в США в начале
60-х годов.
Кто же может выступать в роли третьей
стороны в конфликте? Формальное или официальное
медиаторство предполагает наличие у
медиатора нормативного статуса или возможности
воздействия на оппонентов. Неформальное,
неофициальное медиаторство заключается
в отсутствие нормативного статуса медиатора,
но участники конфликта признают неформальный
авторитет этих лиц в решении подобных
проблем.
В качестве официальных медиаторов могут
быть: межгосударственные организации
(например, ООН и т.д.); отдельные государства;
государственные правовые институты (арбитражный
суд, прокуратура и т.д.); правительственные
или другие государственные комиссии
(создающиеся для урегулирования забастовок
и т.д.); представители правоохранительных
органов (например, участковый милиционер
по отношению к какому-то бытовому конфликту);
руководители предприятий, учреждений,
фирм, и т.п.; общественные организации
(комиссии по разрешению трудовых споров
и конфликтов, профсоюзные организации
и т.д.); профессиональные медиаторы-конфликтологи.
Неофициальными медиаторами обычно являются:
известные люди, добившиеся успехов в
общественно значимой деятельности (политики,
бывшие государственные деятели); представители
религиозных организаций; шаманы (у народов
Крайнего Севера России); психологи, педагоги,
социальные работники; неформальные лидеры
социальных групп разного уровня; старшие
по возрасту (мать, отец, бабушка и т.д.);
друзья, соседи, просто свидетели конфликта.
Целесообразность участия третьей стороны
в регулировании конфликтных отношений
связана с тем, обратились ли за помощью
к третьей стороне оппоненты или же она
вмешалась в конфликт сама. Стороны сами
обращаются к медиатору в следующих случаях.
1. Объектом регулирования является затянувшийся
конфликт. Все аргументы, силы, средства
исчерпаны, но выхода не видно.
2. Стороны отстаивают противоположные,
взаимоисключающие интересы и не могут
найти общих точек соприкосновения.
3. Различное трактование правовой нормы,
или других критериев, являющихся ключевыми
в разрешении конфликта.
4. Одной из сторон нанесен серьезный ущерб,
и она требует санкций по отношению к оппоненту.
5. Сторонам важно сохранить хорошие отношения,
конфликт не интенсивный, но взаимоприемлемое
решение они найти не могут.
6. Оппоненты пришли к временное соглашению,
но необходим внешний объективный контроль
за его выполнением.
Оперативное самостоятельное вмешательство
третьей стороны в конфликт необходимо
в ситуациях, когда:
- происходит опасная эскалация конфликтных
событий, существует непосредственная
угроза применения насилия;
- одной из сторон массированно применяется
насилие;
- третьей стороне лично не выгоден этот
конфликт;
- конфликт отрицательно влияет на среду,
которая контролируется третьей стороной
(руководитель вынужден регулировать
конфликт, который негативно влияет на
коллектив);
- стороны не пришли к согласию, а у третьей
стороны есть возможность удовлетворить
интересы обеих сторон.
В зависимости от степени контроля медиатора
за принимаемым решением выделяют несколько
ролей третьей стороны в конфликте: третейский
судья, арбитр, посредник, помощник и наблюдатель.
“Третейский судья” – вид участия третьей
стороны, наиболее авторитарной по своим
полномочиям, в конфликте. Третейский
судья, поочередно выслушав обе стороны,
принимает решения, обязательные для оппонентов.
Примером служит разрешение конфликтов
древнерусскими князьями, старейшинами
родов, а также решение суда присяжных.
“Арбитр” - также обладает значительными
полномочиями. Он изучает конфликт, обсуждает
его с участниками, а затем выносит окончательное
решение, которое обязательно для выполнения.
Однако стороны могут не согласиться с
решением и обжаловать его в вышестоящих
инстанциях.
“Посредник” - более нейтральная роль.
Обладая специальными знаниями, он обеспечивает
конструктивное обсуждение проблемы.
Окончательное решение остается за оппонентами.
“Помощник” - участие помощника в регулировании
конфликта заключается в совершенствовании
процесса обсуждения проблемы, организации
встреч и переговоров и невмешательстве
в полемику по поводу содержания проблемы
и принятия окончательного решения.
“Наблюдатель” - обеспечивает медиаторство
тем, что своим присутствием в зоне конфликта
сдерживает стороны от нарушения ранее
достигнутых договоренностей или взаимной
агрессии. Присутствие наблюдателя создает
условия для решения спорных вопросов
путем переговоров.
Ситуации, с которыми сталкивается медиатор,
сложны и разнообразны. Поэтому процесс
медиации не имеет жесткой структуры.
Можно выделить лишь три основные этапа:
1. Знакомство с конфликтом и конфликтующими
сторонами. Медиатор изучает историю проблемы,
требования оппонентов. Многие конфликты
носят специфический характер, медиатору
приходится вникать в проблему, читать
соответствующую литературу, консультироваться
со специалистами.
2. Работа с конфликтующими сторонами.
Медиатор, как правило, многократно встречается
с каждой из сторон с целью их подготовки
к проведению совместных переговоров
(уточняются требования, снимаются обвинения,
смягчаются формулировки и т.д.).
3. Ведение переговоров - наиболее важный
этап. В ходе них медиатор выполняет ряд
функций: ведущего, тренера, “толкача”,
педагога и т.д. Он следит за тем, что и
как говорят оппоненты, при необходимости
поправляя, подбадривая или осуждая их.
Важно, чтобы каждая встреча была отмечена
пускай небольшим, но реальным продвижением
вперед.
Существует ряд факторов, которые влияют
на эффективность деятельности третьей
стороны в конфликте:
– основным фактором является мотивированность
обеих сторон на совместную работу, готовность
учесть мнение посредника, принять предлагаемое
им решение;
– эффективность медиации определяется
особенностями характера деятельности
третьей стороны;
– настойчивость в действиях третьей
стороны оказывается результативной тогда,
когда разногласия участников связаны
с принципиальными для них вопросами и
когда напряженность конфликта особенно
высока (Кохэн, 1978; Колб, 1983);
– степень напряженности конфликта;
– длительность конфликта. Затяжные конфликты
менее поддаются регулированию, чем скоротечные
(Анцупов, Шипилов, 1993);
– характер отношений сторон. Чем сложнее,
напряженнее взаимоотношения, тем менее
эффективно посредничество;
– выбираемые тактики и техники урегулирования
конфликтов, определяемые ситуацией, а
не особенностями медиатора.
Переговорный процесс имеет внутренний
цикл развития, в ходе которого возрастает
и спадает доверие участников к медиатору,
их потребность в разрешении конфликта.
Посреднику важно уметь улавливать критические
моменты переговоров, во время которых
действия, предпринимаемые им, будут максимально
успешными.
Тактики взаимодействия медиатора с оппонентами
в ходе переговоров могут быть различными.
1. Тактика поочередного выслушивания
на совместной встрече. Применяется для
уяснения ситуации и выслушивания предложений
в период острого конфликта, когда разъединение
сторон невозможно.
2. Сделка. Ее специфика в том, что посредник
стремится больше времени вести переговоры
с участием обеих сторон. При этом основной
упор делается на принятии компромиссных
решений.
3. Челночная дипломатия. Медиатор разделяет
конфликтующие стороны и постоянно курсирует
между ними, согласуя различные аспекты
соглашения. В результате обычно достигается
компромисс.
4. Давление на одного из оппонентов. Большую
часть времени третья сторона посвящает
работе с одним из участников, в беседах
с которым доказывается ошибочность его
позиции. В конечном итоге, данный участник
идет на уступки.
5. Директивное воздействие предполагает
акцентирование внимания на слабых моментах
в позициях оппонентов, ошибочности их
действий по отношению друг к другу. Цель
– склонение сторон к примирению.
Деятельность психолога по урегулированию
конфликта заключается не только в медиации,
но также в оказании психологической помощи
участникам, в которой присутствуют элементы
психодиагностики, консультирования и
психотерапевтической работы.
В качестве вывода следует отметить, что
разрешение конфликта представляет процесс,
который включает анализ и оценку ситуации,
выбор способа разрешения конфликта, формирование
операционального состава действий, реализацию
плана и (или) его коррекцию, оценку эффективности
действий. Основными способами разрешения
конфликта являются соперничество, сотрудничество,
компромисс, приспособление и уход от
решения проблемы.
Урегулирование конфликтов с участием
третьей стороны является специфическим
видом общественно значимой деятельности,
которая называется медиацией.