Конфликт и способы его разрешения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 15:43, доклад

Описание работы

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определяют конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами

Работа содержит 1 файл

этика.doc

— 137.50 Кб (Скачать)

     Критерии  конфликта:

     1) взаимозависимость сторон, т. е.  обе стороны зависят друг от  друга, активность одного человека  обусловливает действия другого  человека, а эти действия вызывают  ответные реакции первого субъекта  и т. д., таким образом, происходит  взаимодействие сторон, их контроля, однако, если существуют жесткие правила контакта (например, бой боксера), то это не конфликт;

     2) осознание ситуации как конфликтной,  т. е. одна или обе стороны  оценивают чужие действия как  преднамеренно враждебные с целью помешать достижению желаемых целей или унизить;

     3) выбор стратегии дальнейшего  поведения: к поиску компромисса  или рационально приемлемого  решения, либо к эскалации конфликта,  к усилению борьбы, например, от  борьбы точек зрения (когнитивный  конфликт) переходят к борьбе личностей (межличностньгй конфликт), затем к борьбе групп и насилию.

     В конфликте нет виноватых и  правых, каждый хочет достичь своих  целей. Конфликт — такой вид взаимодействия, где результат принадлежит всем участникам конфликта, свой вклад в конфликт вносит каждый участник. Но обычно человек думает: "В конфликте виноват не я, а другой человек”, "Я прав, а другой — не прав, он плохой”, и каждый собирает вокруг себя союзников, чтобы доказать: "Я прав!”. Так происходит расширение конфликта.

     Окончание конфликта не всегда однозначно. Он может быть исчерпан в случае примирения или выхода из конфликта одной из сторон, а также пресечения и прекращения конфликта в ходе вмешательства третьих сил.

     Относительно  внутрисистемных параметров конфликта  необходимо сказать, что он всегда происходит в определенной системе: семье, группе сослуживцев, трудовом коллективе, государстве, международном сообществе стран. Выявление внутрисистемных границ конфликта связано с определением конфликтующих сторон, выступающими его главными участниками, а также выделением других лиц или организаций, прямо в конфликте не замешанных, но являющимися элементами системы. В таком случае границы конфликта в системе будут зависеть от того, какое число участников в него вовлечено.

     Было  уже отмечено, что конфликт представляет собой предельно обостренную форму противоречия, но он также еще и служит способом выявления и разрешения противоречий. В этой связи возникает вопрос: а что предшествует конфликту, каковы стадии его развития? Можно ответить, что предшествует ему объективная жизненная ситуация, в которой находятся противоборствующие стороны, и сами эти стороны имеют определенные интересы, потребности, цели. Естественно, что посягательство одной стороны на какую-либо из таких потребностей другой стороны создает социально-психологическую основу конфликта. Это и есть структура противоречия, пока еще не перешедшего в конфликт, — конфликтная ситуация. Таким образом, конфликтная ситуация — это такое совмещение человеческих потребностей и интересов, которое объективно создает почву для реального противоборства между различными социальными субъектами.

     Конфликтная ситуация может складываться объективно, помимо воли и желания будущих  противоборствующих сторон (сокращение штатов в трудовом коллективе), а может быть создана или намеренно спровоцирована одной или обеими сторонами. Но каждая ситуация определяется действительными событиями и ее субъективное значение зависит от того, какое объяснение дает этим событиям каждая сторона, в соответствии с которыми она и начинает действовать в ходе развития конфликта. Главная черта этой ситуации — возникновение предмета конфликта.

     Предмет конфликта — это то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в борьбу.

     Поскольку в ходе конфликта разрешаются противоречия, происходит поиск путей выхода из тупиковой ситуации, то возникает вопрос о его функции — положительной или отрицательной, плохой или хорошей. Другими словами, плохо это или хорошо, что происходит конфликт? С обыденной точки зрения здесь может быть дан только отрицательный ответ, потому что конфликт связан с такими явлениями, как бытовые ссоры и неурядицы, служебные неприятности, межнациональные, территориальные, общественно-политические противостояния и противоборства, связанные со страданиями и потерями. Отсюда и оценка конфликта в качестве явления нежелательного.

     Но  при более внимательном взгляде  в существо этой проблемы вырисовывается другой подход, другая точка зрения, согласно которой конфликт не только негативное социальное явление, но также еще и позитивное. Ход рассуждений здесь примерно следующий. Да, конфликт это нежелательное явление, начинающее разъедать нормально функционирующую социальную систему, но в его ходе появляются такие силы, которые смогут вернуть ее в состояние баланса и стабильности, а также поддержания ее в устойчивом состоянии.

     Наряду  с этим существует также тенденция  рассматривать конфликт не как отклонение от нормы, а как норму социальных отношений, нормальное состояние общества. Это отчетливо просматривается в произведениях Аристотеля, Гоббса, Гегеля, Маркса, Вебера, Дарендорфа.

     Мортон  Дойч, осуществляя мотивационный  анализ конфликтного поведения, отмечал, что конфликт — это такое взаимодействие двух сторон, когда достижение целей  одного препятствует достижению целей другого, т. е. конкуренция, соперничество выступает как объективная ситуация конфликта, а с другой стороны, эмоциональное неприятие другого человека, тенденция к конкурентному взаимодействию людей, как их психологическая особенность, способствует конфликтному поведению. Поскольку конфликты неизбежны во взаимодействии людей, то они могут выполнять позитивную конструктивную функцию:

     — конфликт способствует определенному  движению вперед, предотвращает застой;

     — в процессе конфликта происходит объективация источника разногласия и возможно его разрешение, "снятие”, находятся средства предотвращения будущих конфликтов;

     — конфликт — это определенное отрицание  старых, "отживших” отношений, что  приводит к формированию новых отношений, коррекции взаимодействия;

     — в конфликте "изживается” внутренняя напряженность, "выплескиваются”  агрессивные чувства, "разряжаются” фрустрации, неврозы; 

     — конфликт — способ самоутверждения  личности, особенно у подростка конфликт — необходимая форма поведения  для поддержания статуса в группе; 

     — внутригрупповой конфликт в научной  деятельности создает необходимый  уровень напряженности, нужный для  творческой активности; так, исследование показало, что продуктивность творческой научной деятельности выше у конфликтных  личностей; 

     — межгрупповые конфликты могут способствовать групповой интеграции, росту сплоченности, солидарности группы; 

     — необходимость решения конфликта  приводит к кооперации, к концентрации усилий участников на решение конфликтной  ситуации, к вовлечению членов группы в общую жизнь группы. 

     Признаки  деструктивного конфликта: 

     1) расширение конфликта; 

     2) эскалация конфликта (т.е. конфликт  становится независимым от исходных  причин и, даже если причины  конфликта устранены, сам конфликт  продолжается); 

     3) увеличение затрат, потерь, которые несут участники конфликта; 

     4) рост ситуативных высказываний, агрессивных действий участников. 

     Но  вернемся к вопросу о полезности или вредности конфликтов. Нами уже  было сказано о том, что конфликт является способом выявления и разрешения противоречий. В этом и коренится ответ на поставленный вопрос. Полезен конфликт тем, что, так или иначе, разрешает противоречие. Но из этого вытекает следующий вопрос: а какова цена разрешения противоречия путем конфликта? Она, как правило, очень высокая. В виде разрушения или серьезного повреждения системы, а то и вовсе уничтожения одной из сторон. Налицо социальный иллюзионизм, о котором писал Питирим Сорокин. Думается, что лучшим разрешением объективно существующего противоречия является не его конфликтный способ, а мирный, консенсусный вариант, который происходит мирными цивилизованными путями и средствами, когда противостоящие стороны и все участники конфликта приходят к пониманию необходимости этого раньше, прежде чем развитие событий пойдет по конфликтному руслу. Поэтому следующая наша задача будет и состоять в том, чтобы рассмотреть объективные причины и психологию участников зарождающихся конфликтов. 

     Важным  моментом в изучении проблемы конфликтов и их природы является выявление  их причин. Анализ социологических и социально-психологических исследований позволяет выделить следующие основные причины конфликтов: 

     — социально-экономические — конфликты  в современном обществе представляют собой порождение и проявление объективно существующих социально-экономических противоречий; 

     — социально-психологические — потребности, мотивы, цели деятельности и поведения  различных людей; 

     — социально-демографические — различия в установках, мотивах поведения, целях и стремлениях людей, обусловленных  их полом, возрастом, принадлежностью к различным национальным образованиям. 

     Люди  так или иначе, реагируют на изменение  социально-экономической ситуации, преследуя при этом свои интересы и потребности. Естественно, что  посягательство на какую-либо из таких  потребностей является социально-психологической причиной конфликтов. Неравенство в уровне доходов и потребления между самыми богатыми и самыми бедными, отсутствие практически средних слоев общества, нестабильность экономического, социального и политического развития неизбежно ведут к конфликтам на самых различных уровнях: межличностном, в масштабах всего общества. Острота социальной напряженности, уровень конфликтности проявляются в различных факторах: повышенном эмоционально-психологическом фоне взаимодействия между людьми, усилении неудовлетворенности жизнью и экономическим положением, учащении локальных конфликтов, превращении девиантного поведения людей в своеобразную социальную "норму” (разбой, рэкет, терроризм, наркомания, проституция и т. д.), поиске "виноватого” (что делать? и кто виноват?). В свою очередь, такого рода негативные психологические факторы не лучшим образом воздействуют на развитие социально-экономической и политической обстановки в целом. 

     Социальный  конфликт всегда сопровождается особой социально-психологической атмосферой, которая получила название социальной напряженности. Социальная напряженность — это особое состояние общественного сознания и поведения, специфическая ситуация восприятия и оценки действительности (см.: Дмипгриев А.В., Кудрявцев В.Н., Кудрявцев С. В. Введение в общую теорию конфликтов (Юри-дическаяконфликтология,ч.1). М.,1993. С.95).

     Конфликт  и способы его разрешения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Часть 2. Кодекс поведения в конфликте. 

     Разрешение t конфликта

     Этапы развития конфликта 

     Если  менеджер "входит и управляет  конфликтом” в начальной фазе, он разрешается на 92%; если на фазе подъема  — на 46%, а на стадии пик — менее 5%, на стадии спада — около 20%, на стадии вторичный период роста —  менее 7%, на стадии вторичный пик — менее 2%. 
 

     Кодекс  поведения в конфликте. Пятнадцать правил: 

     1. Дайте партнеру "выпустить пар”. Если он раздражен и агрессивен, то нужно помочь ему снизить  внутреннее напряжение. Пока это  не случится, договориться с ним  трудно или невозможно. 

     Во  время его "взрыва” следует  вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно. Он — страдающий человек  независимо от того, кто он. Если человек  агрессивен, значит, он переполнен отрицательными эмоциями. В хорошем настроении люди не кидаются друг на друга. 

     Наилучший прием в эти минуты — представить, что вокруг тебя есть оболочка (аура), через которую не проходят стрелы агрессии. Ты изолирован, как в защитном коконе. Немного воображения, и этот прием срабатывает. 2. Потребуйте от него спокойно обосновать претензии. Скажите, что будете учитывать только факты и объективные доказательства. Людям свойственно путать факты и эмоции. Поэтому эмоции отметайте вопросами: "То, что вы говорите, относится к фактам или мнению, догадке?”. 

     3. Сбивайте агрессию неожиданными приемами. Например, попросите доверительно у конфликтующего партнера совета. Задайте неожиданный вопрос, совсем о другом, но значимом для него. Напомните о том, что вас связывало в прошлом и было очень приятным. Сделайте комплимент ("В гневе вы еще красивее... Ваш гнев гораздо меньше, чем я ожидал, вы так хладнокровны в острой ситуации...”). Выразите сочувствие: например, тому, что он (она) потерял слишком много. 

     Главное, чтобы ваши просьбы, воспоминания, комплименты  переключали сознание разъяренного партнера с отрицательных эмоций на положительные. 

     4. Не давайте ему отрицательных  оценок, а говорите о своих  чувствах. Не говорите: "Вы меня  обманываете”, лучше звучит:"Я  чувствую себя обманутым”. 

     Не  говорите: "Вы грубый человек”, лучше  скажите: 

Информация о работе Конфликт и способы его разрешения