Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 15:43, доклад
Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определяют конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами
Критерии конфликта:
1)
взаимозависимость сторон, т. е.
обе стороны зависят друг от
друга, активность одного
2)
осознание ситуации как
3)
выбор стратегии дальнейшего
поведения: к поиску
В конфликте нет виноватых и правых, каждый хочет достичь своих целей. Конфликт — такой вид взаимодействия, где результат принадлежит всем участникам конфликта, свой вклад в конфликт вносит каждый участник. Но обычно человек думает: "В конфликте виноват не я, а другой человек”, "Я прав, а другой — не прав, он плохой”, и каждый собирает вокруг себя союзников, чтобы доказать: "Я прав!”. Так происходит расширение конфликта.
Окончание конфликта не всегда однозначно. Он может быть исчерпан в случае примирения или выхода из конфликта одной из сторон, а также пресечения и прекращения конфликта в ходе вмешательства третьих сил.
Относительно внутрисистемных параметров конфликта необходимо сказать, что он всегда происходит в определенной системе: семье, группе сослуживцев, трудовом коллективе, государстве, международном сообществе стран. Выявление внутрисистемных границ конфликта связано с определением конфликтующих сторон, выступающими его главными участниками, а также выделением других лиц или организаций, прямо в конфликте не замешанных, но являющимися элементами системы. В таком случае границы конфликта в системе будут зависеть от того, какое число участников в него вовлечено.
Было уже отмечено, что конфликт представляет собой предельно обостренную форму противоречия, но он также еще и служит способом выявления и разрешения противоречий. В этой связи возникает вопрос: а что предшествует конфликту, каковы стадии его развития? Можно ответить, что предшествует ему объективная жизненная ситуация, в которой находятся противоборствующие стороны, и сами эти стороны имеют определенные интересы, потребности, цели. Естественно, что посягательство одной стороны на какую-либо из таких потребностей другой стороны создает социально-психологическую основу конфликта. Это и есть структура противоречия, пока еще не перешедшего в конфликт, — конфликтная ситуация. Таким образом, конфликтная ситуация — это такое совмещение человеческих потребностей и интересов, которое объективно создает почву для реального противоборства между различными социальными субъектами.
Конфликтная ситуация может складываться объективно, помимо воли и желания будущих противоборствующих сторон (сокращение штатов в трудовом коллективе), а может быть создана или намеренно спровоцирована одной или обеими сторонами. Но каждая ситуация определяется действительными событиями и ее субъективное значение зависит от того, какое объяснение дает этим событиям каждая сторона, в соответствии с которыми она и начинает действовать в ходе развития конфликта. Главная черта этой ситуации — возникновение предмета конфликта.
Предмет конфликта — это то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в борьбу.
Поскольку в ходе конфликта разрешаются противоречия, происходит поиск путей выхода из тупиковой ситуации, то возникает вопрос о его функции — положительной или отрицательной, плохой или хорошей. Другими словами, плохо это или хорошо, что происходит конфликт? С обыденной точки зрения здесь может быть дан только отрицательный ответ, потому что конфликт связан с такими явлениями, как бытовые ссоры и неурядицы, служебные неприятности, межнациональные, территориальные, общественно-политические противостояния и противоборства, связанные со страданиями и потерями. Отсюда и оценка конфликта в качестве явления нежелательного.
Но при более внимательном взгляде в существо этой проблемы вырисовывается другой подход, другая точка зрения, согласно которой конфликт не только негативное социальное явление, но также еще и позитивное. Ход рассуждений здесь примерно следующий. Да, конфликт это нежелательное явление, начинающее разъедать нормально функционирующую социальную систему, но в его ходе появляются такие силы, которые смогут вернуть ее в состояние баланса и стабильности, а также поддержания ее в устойчивом состоянии.
Наряду с этим существует также тенденция рассматривать конфликт не как отклонение от нормы, а как норму социальных отношений, нормальное состояние общества. Это отчетливо просматривается в произведениях Аристотеля, Гоббса, Гегеля, Маркса, Вебера, Дарендорфа.
Мортон Дойч, осуществляя мотивационный анализ конфликтного поведения, отмечал, что конфликт — это такое взаимодействие двух сторон, когда достижение целей одного препятствует достижению целей другого, т. е. конкуренция, соперничество выступает как объективная ситуация конфликта, а с другой стороны, эмоциональное неприятие другого человека, тенденция к конкурентному взаимодействию людей, как их психологическая особенность, способствует конфликтному поведению. Поскольку конфликты неизбежны во взаимодействии людей, то они могут выполнять позитивную конструктивную функцию:
— конфликт способствует определенному движению вперед, предотвращает застой;
— в процессе конфликта происходит объективация источника разногласия и возможно его разрешение, "снятие”, находятся средства предотвращения будущих конфликтов;
— конфликт — это определенное отрицание старых, "отживших” отношений, что приводит к формированию новых отношений, коррекции взаимодействия;
—
в конфликте "изживается” внутренняя
напряженность, "выплескиваются”
агрессивные чувства, "разряжаются”
фрустрации, неврозы;
—
конфликт — способ самоутверждения
личности, особенно у подростка конфликт
— необходимая форма поведения
для поддержания статуса в группе;
—
внутригрупповой конфликт в научной
деятельности создает необходимый
уровень напряженности, нужный для
творческой активности; так, исследование
показало, что продуктивность творческой
научной деятельности выше у конфликтных
личностей;
—
межгрупповые конфликты могут способствовать
групповой интеграции, росту сплоченности,
солидарности группы;
—
необходимость решения
Признаки
деструктивного конфликта:
1)
расширение конфликта;
2)
эскалация конфликта (т.е.
3)
увеличение затрат, потерь, которые несут
участники конфликта;
4)
рост ситуативных высказываний,
агрессивных действий
Но
вернемся к вопросу о полезности
или вредности конфликтов. Нами уже
было сказано о том, что конфликт
является способом выявления и разрешения
противоречий. В этом и коренится ответ
на поставленный вопрос. Полезен конфликт
тем, что, так или иначе, разрешает противоречие.
Но из этого вытекает следующий вопрос:
а какова цена разрешения противоречия
путем конфликта? Она, как правило, очень
высокая. В виде разрушения или серьезного
повреждения системы, а то и вовсе уничтожения
одной из сторон. Налицо социальный иллюзионизм,
о котором писал Питирим Сорокин. Думается,
что лучшим разрешением объективно существующего
противоречия является не его конфликтный
способ, а мирный, консенсусный вариант,
который происходит мирными цивилизованными
путями и средствами, когда противостоящие
стороны и все участники конфликта приходят
к пониманию необходимости этого раньше,
прежде чем развитие событий пойдет по
конфликтному руслу. Поэтому следующая
наша задача будет и состоять в том, чтобы
рассмотреть объективные причины и психологию
участников зарождающихся конфликтов.
Важным
моментом в изучении проблемы конфликтов
и их природы является выявление
их причин. Анализ социологических и социально-психологических
исследований позволяет выделить следующие
основные причины конфликтов:
—
социально-экономические —
—
социально-психологические —
—
социально-демографические —
Люди
так или иначе, реагируют на изменение
социально-экономической
Социальный
конфликт всегда сопровождается особой
социально-психологической атмосферой,
которая получила название социальной
напряженности. Социальная напряженность
— это особое состояние общественного
сознания и поведения, специфическая ситуация
восприятия и оценки действительности
(см.: Дмипгриев А.В., Кудрявцев В.Н., Кудрявцев
С. В. Введение в общую теорию конфликтов
(Юри-дическаяконфликтология,ч.
Конфликт
и способы его разрешения.
Часть
2. Кодекс поведения в конфликте.
Разрешение t конфликта
Этапы
развития конфликта
Если
менеджер "входит и управляет
конфликтом” в начальной фазе,
он разрешается на 92%; если на фазе подъема
— на 46%, а на стадии пик — менее
5%, на стадии спада — около 20%, на
стадии вторичный период роста —
менее 7%, на стадии вторичный пик — менее
2%.
Кодекс
поведения в конфликте. Пятнадцать
правил:
1.
Дайте партнеру "выпустить пар”.
Если он раздражен и
Во
время его "взрыва” следует
вести себя спокойно, уверенно, но не
высокомерно. Он — страдающий человек
независимо от того, кто он. Если человек
агрессивен, значит, он переполнен отрицательными
эмоциями. В хорошем настроении люди
не кидаются друг на друга.
Наилучший
прием в эти минуты — представить,
что вокруг тебя есть оболочка (аура),
через которую не проходят стрелы
агрессии. Ты изолирован, как в защитном
коконе. Немного воображения, и этот
прием срабатывает. 2. Потребуйте от
него спокойно обосновать претензии. Скажите,
что будете учитывать только факты и объективные
доказательства. Людям свойственно путать
факты и эмоции. Поэтому эмоции отметайте
вопросами: "То, что вы говорите, относится
к фактам или мнению, догадке?”.
3.
Сбивайте агрессию неожиданными
приемами. Например, попросите доверительно
у конфликтующего партнера совета. Задайте
неожиданный вопрос, совсем о другом, но
значимом для него. Напомните о том, что
вас связывало в прошлом и было очень приятным.
Сделайте комплимент ("В гневе вы еще
красивее... Ваш гнев гораздо меньше, чем
я ожидал, вы так хладнокровны в острой
ситуации...”). Выразите сочувствие: например,
тому, что он (она) потерял слишком много.
Главное,
чтобы ваши просьбы, воспоминания, комплименты
переключали сознание разъяренного
партнера с отрицательных эмоций на положительные.
4.
Не давайте ему отрицательных
оценок, а говорите о своих
чувствах. Не говорите: "Вы меня
обманываете”, лучше звучит:"Я
чувствую себя обманутым”.
Не
говорите: "Вы грубый человек”, лучше
скажите: