Концепция Эльконина

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 22:29, контрольная работа

Описание работы

Д. Б. Элькониным был открыт закон чередования, периодичности разных типов деятельности: за деятельностью одного типа, ориентации в системе отношений следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия. Они и становятся причиной развития. Каждая эпоха детского развития построена по одному принципу. Она открывается ориентацией в сфере человеческих отношений. Действие не может дальше развиваться, если оно не вставлено в новую систему отношений ребенка с обществом. Пока интеллект не поднялся до определенного уровня, не может быть новых мотивов.

Работа содержит 1 файл

Реферат по психологии.docx

— 21.65 Кб (Скачать)

Введение

 

Д. Б. Эльконин сделал исключительное по своей психологической глубине  и прозорливости предположение. Согласно его гипотезе в процессе развития ребенка сначала должно происходить освоение мотивационной  стороны деятельности (иначе предметные действия не имеют смысла!), а затем  операционально–технической; в развитии можно наблюдать чередование этих видов деятельности. В концепции Д. Б. Эльконина преодолевается один из серьезных недостатков зарубежной психологии, где постоянно возникает проблема расщепления двух миров: мира предметов и мира людей. Д. Б. Эльконин показал, что это расщепление ложно, искусственно. На самом деле человеческое действие двулико: оно содержит собственно человеческий смысл и операциональную сторону. Всякий предмет содержит в себе общественный предмет. В человеческом действии всегда нужно видеть две стороны: с одной стороны, оно ориентировано на общество, с другой – на способ исполнения. Эта микроструктура человеческого действия согласно гипотезе Д. Б. Эльконина отражается и в макроструктуре периодов психического развития.

Д. Б. Элькониным был открыт закон чередования, периодичности  разных типов деятельности: за деятельностью  одного типа, ориентации в системе  отношений следует деятельность другого типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов. Каждый раз между этими  двумя типами ориентации возникают  противоречия. Они и становятся причиной развития. Каждая эпоха детского развития построена по одному принципу. Она  открывается ориентацией в сфере  человеческих отношений. Действие не может  дальше развиваться, если оно не вставлено  в новую систему отношений  ребенка с обществом. Пока интеллект  не поднялся до определенного уровня, не может быть новых мотивов.

 

Сущность гипотезы Д.Б. Эльконина о периодизации психического развития

1.1. Понятие о периодизации. Основные моменты подхода Д.Б. Эльконина

Периодизация – деление  онтогенеза на отдельные периоды  в соответствии с общим для  всего онтогенеза законом.

В процессе онтогенеза –  от рождения до зрелых лет ребенок  проходит через несколько возрастных периодов, имеющих свои характерные  признаки. К ним относятся условия  жизни, деятельность, отношения с  окружающими, особенности структуры  личности и познавательной сферы, анатомо-физиологические  особенности и многое другое. Поэтому  различные периодизации психического развития базируются на разных основаниях.

Наиболее известной в  российской психологической науке  является возрастная периодизация Даниила  Борисовича Эльконина, основанная на подходе  к психологии развития, сложившемся  в школе Л.С. Выготского.

Ключевыми моментами концепции  являются:

Социальная ситуация развития – это та система отношений, в  которую ребенок вступает в обществе, и то, как он в ней ориентируется.

Основной, или ведущий  вид деятельности ребенка в этот период, определяющий основное направление  развития в том или ином возрасте.

Основные психологические  новообразования развития, т.е. та способность, которая складывается у ребенка  в ходе осуществления ведущего вида деятельности.

Кризисы – переломные моменты, отделяющие один возраст от другого.

Исходя из классических принципов  периодизации, Эльконин подверг тщательному  анализу содержательно-предметную сторону деятельности и пришел к  выводу о том, что единый по своей  природе процесс жизни ребенка  в обществе в ходе исторического  развития раздваивается, расщепляется на две стороны:

Усвоение мотивационно-потребностной  сферы личности (усвоение мира общения);

Усвоение операционно-технической  сферы (усвоение предметного мира).

Д.Б. Эльконин открыл закон  чередования, периодичности разных типов деятельности: на определенном этапе активность ребенка направлена на познание взаимоотношений с людьми, затем наступает этап познания способов употребления предметов – предметно-манипулятивная деятельность. Каждый раз между этими двумя типами деятельности возникают противоречия, которые становятся причиной развития. Кризисами развития называются переходы от одного ведущего вида деятельности к другому. Кризис – своеобразное, поведенческое указание ребенка на возникшую у него потребность перемен: изменения системы отношений со взрослыми, появление нового предмета совместной деятельности со взрослыми, т.е. новой ведущей деятельности. Каждая эпоха детского развития построена по одному принципу, она открывается деятельностью в сфере общения.

Учитывая закон периодичности, Эльконин по-новому объясняет содержание кризисов развития. Так, 3 года и 12 лет  – кризисы отношений, вслед за которыми формируется ориентация в  человеческих отношениях; 1 год и 7 лет  – кризисы, открывающие ориентацию в мире вещей.

Эпоха

Период

Кризисы

Ведущая деятельность

Основные новообразования

Раннее детство

Младенчество (от рождения до 1 года)

Новорожденности

Непосредственное эмоциональное  общение

Формирование потребности  в общении, эмоциональном отношении

Раннее возраст (1-3 лет)

1 года

Предметно-манипулятивная

Развитие речи и наглядно-действенного мышления

Детство

Дошкольный возраст (3-6 лет)

3 лет

Ролевая игра

Стремление к общественно  значимой деятельности

Младший школьный возраст (6) 7-11 лет)

7 лет

Учебная

Произвольность психических  процессов, внутренний план действий

Подростничество

Подростничество (11-14 лет)

11-12 лет

Интимно-личностное общение

Самооценка, критическое  отношение к людям, стремление к  взрослости, подчинение коллективным нормам

Ранняя юность (15-17 лет)

15 лет

Учебно-профессиональная

Формирование мировоззрения, профессиональных интересов, самосознания. Мечты и идеалы.


 

Итак, периодизация психического развития Д.Б. Эльконина представляется следующим образом:

1.2 Характеристики возрастных  эпох по Д.Б. Эльконину

I. Эпоха раннего детства  (до 3-х лет).

Младенчество (до 1 года). Младенец живет в специфической социальной ситуации развития полной беспомощности  и единственным средством, опосредующим все его проявления, является взрослый. Именно мать всегда находится рядом  с ребенком, поэтому отношения  ребенка к действительности с  самого начала имеют социальный характер: ведущий вид деятельности младенца – эмоциональное общение. К 2 месяцам  у ребенка появляется комплекс оживления  на появление взрослого: улыбка, двигательная реакция; к 6 месяцам деятельность общения  развивается: ребенок узнает маму. Взрослые развивают руку ребенка: дают ему  игрушку, включают в общение через  предмет, побуждают к действиям  с ним.

На границе младенчества и раннего возраста происходит переход  к предметным действиям. Начинается формирование практического и сенсомоторного интеллекта.

Ранний возраст (1-3). Ведущий  вид деятельности этого периода  – предметно-манипулятивный. Ребенок  овладевает действиями с предметами (ложкой, карандашом, ведром и т.д.), самостоятельно открывает дверь, пересыпает песок. Это опеперационально-техническая  фаза.

В этом возрасте предметные действия служат для ребенка способом налаживания межличностных контактов. Общение, в свою очередь, опосредуется предметными действиями ребенка  и практически не отделено от них. Но к 3-м годам ребенок начинает сравнивать себя со взрослыми («Я», «Я сам»).

II. Эпоха детства (3-11 лет).

Дошкольный возраст (3-7лет). Стремление к самостоятельности выводит ребенка на ролевую игру, имитирующую отношения людей в процессе труда. Благодаря игровым приемам ребенок принимает на себя роль взрослого и моделирует в игре их межличностные отношения. Таким образом, ролевая игра, объединяя общение и предметную деятельность, обеспечивает их совместное влияние на развитие ребенка. У него возникает потребность занять новую социальную позицию, и к концу этого периода у ребенка появляется стремление чему-то научиться, он хочет получить результат своей деятельности в качестве оценки, тянется к учению.

Младший школьный возраст (7-11 лет). Это фаза операционно-технической деятельности, в основном учебной. Ребенок учится читать, писать. В процессе учения формируются интеллектуальные и познавательные способности, развивается система отношений ребенка с окружающими – его собственная практика взаимоотношений с другими людьми. Но приходит время, и он хочет подражать поведению взрослых, хочет равноправного отношения к себе.

III. Подростничество (11-17 лет).

Младшее подростничество (11-17 лет). Появляется новая деятельность – деятельность интимно-личностного, эмоционального общения со сверстниками, возникает объединение с себе равными, появляются лидеры. Возникает «чувство взрослости» - особая форма новообразования сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими, находит образцы для подражания, перестраивает свою деятельности и отношения.

Важно, чтобы круги общения  ребенка не выходили из-под контроля взрослых («трудный возраст», «переходный  возраст»).

Ранняя юность – старшее  подростничество (14-17 лет). У ребенка вновь появляется потребность к сапопознанию, формируется самосознание, ставятся задачи саморазвития, самосовершенствования, самоактуализации. Осуществляется профессиональное и личное самоопределение, ему важно знать, кем он будет. Ведущая деятельность – учебно-профессиональная (вновь операционно-техническая фаза), в процессе которой формируются мировоззрение, профессиональные интересы, идеалы.

Таким образом, в каждом возрастном периоде существуют оптимальные  возможности для наиболее эффективного формирования и развития определенных психологических и поведенческих  свойств и качеств – возрастная сензетивность т.е. повышенная чувствительность для развития определенного свойства психики.

Так, раннее детство –  наиболее благоприятный возраст  для развития речи, младший школьный – для развития учебных навыков  и умений.

В каждый возрастной период следует проводить амплификацию, т.е. насыщение возраста тем, что  ему требуется для развития нужных в этот момент функций. Но нельзя применять  искусственную акселерацию (ускорение), так как это не приведет к желаемым результатам и может затормозить развитие.

Заключение

 

Гипотеза Д.Б. Эльконина  о периодизации психического развития считается общепринятой в современной  возрастной психологии.

По мнению Л.С. Выготского, гипотеза Д.Б. Эльконина связана, со стремлением перейти от «чисто симптоматического  и описательного принципа к выделению  существенных особенностей самого детского развития».

Для создания новой возрастной периодизации психического развития ребенка  Д.Б. Эльконин взял за основу идеи Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, но исходил и  из собственных заключений:

Возрастное развитие –  это общее изменение личности, формирование нового плана отражения, изменение в деятельности и жизненной  позиции, установление особых взаимоотношений  с окружающими, формирование новых  мотивов поведения и ценностных установок.

Развитие – это диалектический процесс, определяемый внутренними  противоречиями, целенаправленный, неравномерный, имеющий на своем пути определенные критические периоды.

Природу детства следует  рассматривать в ее конкретно-историческом понимании.

В основе периодизации лежат  закономерности развития деятельности и растущего человека.

Таким образом, вся психическая  деятельность человека была рассмотрена  ученым как процесс непрерывной  смены деятельности, в которой  выделяются ведущая деятельность, новообразования  и кризисы данного возраста.

Д.Б. Эльконин внес огромный вклад в развитие отечественной  психологической науки. В своей  статье «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте» (1971 г.) Эльконин впервые последовательно  представил возраст в логике деятельностного  подхода, по-новому объяснил содержание кризисов развития, открыл закон чередования, периодичности разных типов деятельности:

Подход этого ученого  считается общепринятым в современной  возрастной психологии, а проблема периодизации навсегда останется актуальной.

 

 

Список использованной литературы

 

1.         Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.

2.         Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 2000.

3.    Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития M., 1995.


Информация о работе Концепция Эльконина