Концепция динамической структуры личности К.К. Платонова

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 09:45, реферат

Описание работы

Существует статистическая и динамическая структура личности. Под первой подразумевается абстрактная модель отдельная от функционирующей в реале личности. Такая модель характеризует основные составляющие человеческой психики. Основополагающим моментом определения параметров личности в ее статистической модели является несхожесть компонентов психики. Различают такие составляющие:

Работа содержит 1 файл

платонов.docx

— 19.92 Кб (Скачать)

Концепция динамической структуры личности К.К. Платонова

Данная концепция  – это наиболее яркий образец  реализации идей структурного подхода  к пониманию личности человека. К. К. Платонов рассматривает личность как динамическую систему, т.е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов  и связей между ними, при сохранении функции.

Существует статистическая и динамическая структура личности. Под первой подразумевается абстрактная  модель отдельная от функционирующей  в реале личности. Такая модель характеризует основные составляющие человеческой психики. Основополагающим моментом определения параметров личности в ее статистической модели является несхожесть компонентов психики. Различают  такие составляющие:

  • общие свойства психики для всех людей (эмоции, восприятие, ощущения);
  • характерные только для определенных социальных групп особенности психики благодаря различным ценностным ориентациям и социальным установкам;
  • индивидуальные свойства психики, они неповторимы, присущи только конкретному человеку (характер, способности, темперамент).

В отличие от статистической модели структуры личности модель динамической структуры фиксирует основные компоненты в психике индивида уже не отвлеченно от каждодневного существования  человека, а наоборот, лишь в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности. В каждый конкретный момент своей  жизни человек предстает не как  набор тех или иных образований, а как личность, пребывающая в  определенном психическом состоянии, которое так или иначе отражается в сиюминутном поведении индивида. Если мы начинаем рассматривать основные компоненты статистической структуры личности в их движении, изменении, взаимодействии и живой циркуляции, то тем самым совершаем переход от статистической к динамической структуре личности.

Наиболее распространенной является предложенная К.К. Платоновым концепция динамической функциональной структуры личности, которая выделяет детерминанты, определяющие те или  иные свойства и особенности психики  человека, обусловленные социальным, биологическим и индивидуальным жизненным опытом.

К. К. Платонов предложил  свою концепцию динамической структуры  личности. Он выделяет в динамической структуре личности следующие подструктуры:

  1. социально-обусловленные особенности (направленность, моральные качества);
  2. опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек);
  3. индивидуальные особенности различных психических процессов (ощущения, восприятие, память);
  4. биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности).

Критериями выделения  подструктур являются:

  • отношение биологического и социального, врожденного и приобретенного, процессуального и содержательного;
  • внутренняя близость черт личности, входящих в каждую подструктуру;
  • каждая подструктура имеет свой особый, основной для нее инструмент формирования (воспитание, обучение, тренировка, упражнение);
  • объективно существующая иерархическая зависимость подструктур;
  • исторические критерии, используемые для сущностного понимания личности: личность как сумма психических свойств, личность как опыт человека, биологизация личности, социологизация личности.

1. Подструктура направленности  и отношений личности (социально-обусловленные  особенности), которые проявляются  в виде моральных черт. Они  не имеют врожденных задатков  и формируются путем воспитания. Поэтому она может быть названа  социально обусловленной. Она  включает желания, интересы, склонности, стремления, идеалы, убеждения, мировоззрение.  Все это – формы проявления  направленности, в которых проявляются  отношения личности. Однако К.  К. Платонов рассматривает отношение  не как свойство личности, а  как «атрибут сознания, наряду  с переживанием и познанием,  определяющим различные проявления  его активности». По К. К.  Платнову параметры этой подструктуры следует рассматривать на социально-психологическом уровне:

1. Общая направленность:

  • уровень
  • широта
  • интенсивность
  • устойчивость
  • действенность

2. Профессиональная  направленность 
3. Атеистическая направленность 
4. Отношение:

  • к труду
  • к людям
  • к себе

2. Подструктура опыта,  которая «объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные  путем обучения, но уже с заметным  влиянием биологически, и даже  генетически обусловленных свойств  личности». К. К. Платонов, признает  что «далеко не все психологи  рассматривают указанные свойства  как свойства личности». Но  закрепление их в процессе  обучения, делает их типичными,  что и позволяет их считать  свойствами личности. Ведущая форма  развития качеств этой подструктуры  – обучение обусловливает и  уровень их анализа – психолого-педагогический.

3. Подструктура индивидуальных  особенностей психических процессов  или функций памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. К.  К. Платонов намеренно устанавливает  такой порядок их следования, подчеркивая тем самым силу  биологической и генетической  обусловленности психических процессов  и функций. В наибольшей мере  это характерно для памяти, поскольку  психическая память развивалась  на основе физиологической и  генетической памяти, а без нее  не могли бы существовать другие  психические процессы и функции.  Что касается эмоций и ощущений, то они свойственны как человеку, так и животным. Уже поэтому  видно отчетливое влияние на  их развитие биологического фактора.

Процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процессов осуществляется путем упражнения, а изучается  данная подструктура в основном на индивидуально-психологическом уровне.

Подструктура индивидуальных особенностей психических процессов:

1. Эмоциональная  возбудимость 
2. Эмоционально-моторная устойчивость 
3. Стеничность эмоций 
4. Внимательность 
5. Критичность мышления 
6. Продуктивность памяти 
7. Сообразительность 
8. Творческое воображение 
9. Дисциплинированность 
10. Воля:

  • самообладание
  • целеустремленность
  • инициативность
  • настойчивость
  • решительность

4. Подструктура биопсихических  свойств, в которую входят «половые  и возрастные свойства личности, типологические свойства личности (темперамент: сила, подвижность,  уравновешенность), патологические  изменения личности. Процесс формирования  черт этой подструктуры, а точнее  их переделки, осуществляется  путем тренировки. «Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от  физиологических особенностей мозга,  а социальные влияния их только  субординируют и компенсируют». Поскольку активность этой подструктуры определяется силой нервной системы, то изучаться она должна на психофизиологическом и нейропсихологическом, вплоть до молекулярного, уровне.

Таким образом, по мнению К. К. Платонова, в эти подструктуры «могут быть уложены все известные  свойства личности. Причем часть этих свойств относится в основном только к одной подструктуре, например, убежденность и заинтересованность – к первой; начитанность и умелость – ко второй; решительность и сообразительность – к третьей; истощаемость и возбудимость – к четвертой. Другие, а их больше, лежат на пересечениях подструктур и являются результатом взаимосвязей различных собственных подструктур. Примером может являться морально-воспитанная воля, как взаимосвязь 1-й и 3-й подструктур; музыкальность, как взаимосвязь 3, 4 и обычно 2-й подструктур».

Таблица. Динамическая структура личности по К. Платонову

 
Название подструктур
Подструктуры подструктур Отношение социального к биологическому Аналитический уровень Виды формирования и развития
Социально-обусловленные (психология, философия) Иерархия ценностей, мировоззрение, мотивы, идеалы, стремление, интерес, желания Биологическое почти отсутствует Социально-психологический Воспитание
Опыт (психология, социология) Умения, навыки, знания Социального гораздо больше, чем биологического Психо-педагогический Обучение
Индивидуальные  особенности психики Память, воля, внимание, чувства, восприятие, мышление, ощущение, эмоции Чаще больше биологического, чем социального Индивидуально-психологический Упражнения
Психобиологические  свойства Половые и возрастные особенности, темперамент Социальное почти  отсутствует Психо-физиологический, нейро-психологический Тренировки

Информация о работе Концепция динамической структуры личности К.К. Платонова