Концепция «человеческих отношений» Э.Мэйо

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 00:20, творческая работа

Описание работы

Джордж Элтон Мэйо (George Elton Mayo, 1880-1949)
американский психолог и социолог, исследователь проблем организационного поведения и управления в производственных организациях, один из основоположников американской индустриальной социологии и доктрины «человеческих отношений».
Основал движение «за развитие человеческих отношений» и является одним из основоположников школы человеческих отношений.

Работа содержит 1 файл

концепция человеческих отношени Мэйо.pptx

— 238.01 Кб (Скачать)

Концепция  
«человеческих 
отношений»  
Э.Мэйо

Джордж  Элтон Мэйо (George Elton Mayo, 1880-1949) 

    •  американский психолог и социолог, исследователь  проблем организационного поведения  и управления в производственных организациях, один из основоположников американской индустриальной социологии и доктрины «человеческих отношений».
    • Основал движение «за развитие человеческих отношений» и является одним из основоположников школы человеческих отношений.

Разрабатывая  теорию «человеческих  отношений», Мейо ставил следующие цели: 

    • повысить уровень  мотивации человека к труду;
    • психологически подготовить работника к принятию нововведений на производстве;
    • улучшить качество организационных и управленческих решений;
    • развивать сотрудничество среди работников и их трудовую мораль;
    • содействовать личностному развитию работника.

Этап  первый (1924) 

                                         Проведены мероприятия: 
     
     
     

    • перерывы  для всех работников цеха стали проводиться  в одно и то же время, чтобы в  течение перерыва они смогли быть вместе и поговорить;
    • станки в цехе были переставлены: если раньше они стояли в ряд, друг за другом, то теперь – полукругом, так, чтобы во время работы девушки могли общаться;
    • в штат цеха была введена медицинская сестра, к которой работницы могли обращаться за медицинской и психологической помощью и которая снимала их эмоциональное напряжение, усталость, нервные стрессы, передавала просьбы администрации цеха.
 
 
    • Текстильное предприятие
    • Текучесть кадров (25%)-каждый четвёртый работник увольнялся в течении года.
 
 

важность  процесса общения в производственных условиях.

Второй  этап 
(1928)
 

    • Организован эксперимент, цель: выяснить, как влияет на производительность труда освещенность рабочего помещения.
    • Разделение работниц цеха на экспериментальную и контрольную группы.
    • В итоге : олько улучшением освещенности рабочего места невозможно объяснить повышение производительности труда.
    • Мейо предполагает, что в эксперименте проявляет себя еще одна переменная: сам факт участия работниц в эксперименте. Осознание важности происходящего, своего участия в исследовании, внимания к своей личности – все это привело к большему включению работниц в производственный процесс и дало рост производительности труда даже в тех случаях, когда отсутствовали объективные улучшения. 
 
    • «Western Electric Company» (130 тысяч человек)
    • Снижение производительности труда сборщиц реле телефонных аппаратов.
    • Длительные исследования психологов не привели к удовлетворительному объяснению причин.
    • задача – найти стимулы для повышения производительности труда.
 

 значимость внимания к рядовому работнику со стороны администрации и исследователей.

Третий  этап 

    • Была  улучшена система  оплаты труда, введены  одновременные дополнительные перерывы и два  выходных дня в  неделю. Производительность труда повышалась, а когда все  нововведения были отменены, осталась на уровне более высоком, чем  первоначальный. 
 
    • Мэйо отобрал шесть работниц, которые были помещены в отдельную комнату, и начал эксперименты по изменению различных условий труда.
 
  • Первое –  наличие у людей особого чувства  – «социобильности», т.е. потребности в принадлежности к группе.
  • Второе – существование формальных и неформальных групп на производстве.
  • Третье – значение неформальных групп.
  • В результате :производительность труда в цехе за 2,5 года возросла на 40%.

Четвертый этап. 

         Результат:

    • В неформальной группе существует собственная внутригрупповая мораль:

         «не делай слишком  много»;

         «не делай мало»;

         «не заносись, не  выделяйся». 

    • Цель: выяснить что происходит внутри неформальной группы.
    • В бригаду, состоящую из 14 мужчин, сборщиков телефонных аппаратов, был внедрен» социальный психолог, который в течение 18 недель адаптировался и работал с ними.
 

Обнаружение внутригрупповой  морали и внутригрупповых  норм взаимоотношений  и поведения.

Каждый  работник, являясь  членом группы, ориентируется  в своем поведении  на те моральные ценности и нормы, которые  сформировались в  его группе.

Факторы повышения производительности труда: 

объективные 

    •  условия и организация труда
    • заработная плата.
 

субъективные 

    • влияние группы на поведение  личности
    • межличностные отношения
    • мотивы и ценности людей в процессе трудовой деятельности
    • механизмы функционирования группы
    • конфликты и сотрудничество

В основу доктрины «человеческих  отношений» положены следующие принципы: 

    • Человек – это «социобильное существо», ориентированное на принадлежность к определенной группе и включенное в контекст группового поведения.
    • Бюрократическая организация с ее жесткой иерархией несовместима с природой человека и его свободой.
 
 
    • Руководители  предприятий в  большей степени  должны ориентироваться  на людей, чем на продукцию. Работникам необходимо создавать благоприятные  условия труда  и общения для  того, чтобы повысить их производительность.
    • Вознаграждение за труд всей группы эффективнее вознаграждения одного человека. Социальное вознаграждение эффективнее экономического. Демократический стиль руководства, повышение удовлетворенности трудом и взаимоотношениями, создание атмосферы сотрудничества являются элементами социального вознаграждения.

Мейо  
считал:
 

что концентрация внимания управляющих на социальных и психологических  аспектах трудовой деятельности людей – это  основной путь разрешения общественных противоречий и обеспечения  социальной стабильности общества. 

          Средства повышения производительности труда:

    • паритетное управление, основанное на учете взаимных интересов администрации и работников предприятия;
    • гуманизация труда, обеспечиваемая внедрением новых техники и технологий, созданием благоприятных условий труда;
    • принятие коллегиальных решений, демократический стиль руководства предприятием;
    • просвещение работников, их профессиональное обучение и создание условий для повышения их профессиональной квалификации.

Спасибо 
за 
внимание!

Информация о работе Концепция «человеческих отношений» Э.Мэйо