Компоненты тренинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 17:13, реферат

Описание работы

Цель работы изучение компонентов тренинга: групповой дискуссии, упражнения, демонстрации.

Содержание

Введение
Тема
Актуальность вопроса
Цель работы
Задачи работы
Аналитический обзор
Материалы и методы

Специальная часть
1. Понятие психологического тренинга
2. Различные виды упражнений, используемых в тренинге
3. Групповая дискуссия в тренинге
4. Демонстрация как компонент тренинга
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Компоненты тренинга.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

Групповая дискуссия, упражнения, демонстрация как компоненты тренинга.

План 
 
Введение 
Тема 
Актуальность вопроса 
Цель работы 
Задачи работы 
Аналитический обзор 
Материалы и методы 
 
Специальная часть 
1. Понятие психологического тренинга  
2. Различные виды упражнений, используемых в тренинге 
3. Групповая дискуссия в тренинге  
4. Демонстрация как компонент тренинга 
Заключение 
Список литературы 
 
 
 
  
Введение

Тема: Групповая дискуссия, упражнения, демонстрация как компоненты тренинга.

Актуальность темы. Тренинг, как показывает опыт его проведения профессиональными психологами, является эффективным средством решения проблем общения, особенно среди молодежи. В то же время, от того, как мы общаемся, зависит очень многое в нашей жизни: успехи в работе и в учебе, в семейной жизни, то, как мы приживаемся в коллективе, и даже наша самооценка. Неумение общаться приводит к одиночеству, невротическим состояниям и является одной из причин алкоголизма, наркомании, самоубийств. Поэтому люди, работающие с молодежью, занимающиеся ее досугом, а также те, кто занимается решением проблем алкоголизма и наркомании, могли бы использовать в своей работе элементы тренинга личностного роста. Поскольку, с одной стороны, это предотвратит возникновение отмеченных выше проблем, а, с другой стороны, там, где эти проблемы существуют, поможет их решить. 
Цель работы изучение компонентов тренинга: групповой дискуссии, упражнения, демонстрации.  
Задачами работы являются: 
•    Дать определение психологического тренинга  
•    Описать различные виды упражнений, используемых в тренинге 
•    Изучить групповую дискуссию в тренинге  
•    Рассмотреть демонстрацию как компонент тренинга 
Аналитический обзор: В отечественной психологии исследования, посвященные проблемам психологического тренинга, появились в начале 80-х годов XX века. В работах Л.А. Петровской по данной тематике психологический тренинг определяется как форма психологического воздействия в процессе интенсивного обучения в групповом контексте. В западной психологии этот подход разработан в гуманистической психологии, основы которой заложили А. Маслоу, Р. Мэй, Э. Фромм, К. Роджерс и др. Основной целью психологического тренинга, как считает В.П. Захаров, является овладение психологическими знаниями в активной форме. Макаров Ю.В. считает, что тренинг – это комплекс активных групповых методов, применяющихся в процессе преобразующего воздействия на личность. Макаров Ю.В. предлагает такую классификацию компонентов психологического тренинга: дискуссионные методы (групповые дискуссии, мозговой штурм, анализ конкретных поведенческих ситуаций и т.д.); игровые методы (ролевые и деловые игры, психодрама, транзактный анализ и т.д.); релаксационные методы (техники релаксации и медитации); психогимнастические упражнения. Иную классификацию компонентов предлагает Яценко Т.С.: групповые дискуссии, разыгрывание ролевых ситуаций, психодрама, психорисунок, психогимнастика. Емельянов Ю.Н. активные методы обучения разделяет на три группы: дискуссионные методы (групповая дискуссия, разбор казусных случаев из практики и т.д.); игровые методы (ролевые игры, дидактические и творческие игры, контр-игра); сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства). 
Материалы и методы: В качестве материала для исследований были использованы материалы по теории и практике психологии, монографии и статьи в переодических изданиях и интернет. В работе использовались аналитические,  теоритические  и описательные методы исследований.  
 
 
 

1. Понятие психологического  тренинга 

Тренинг– это определенное психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы. Это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования навыков общения с людьми, оказания психологической помощи и поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников. 
Естественно, что трудно рассчитывать на глубокие изменения личности. В то же время у человека происходит смена внутренних установок, расширяются знания, появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям. 
Задача группы тренинга – помочь участнику выразить себя своими индивидуальными средствами. Тренинг поможет людям научиться воспринимать и лучше понимать себя. 
Основная же гуманистическая идея тренинга заключается в том, чтобы не заставлять, не подавлять, не ломать человека, а помочь ему стать самим собой, приняв и полюбив себя, преодолеть стереотипы, мешающие жить радостно и счастливо, прежде всего, в общении с окружающими. 
Изначально тренинг предназначен для передачи знаний, которые невозможно передать словами. Тренинг – это, прежде всего, познание через переживание, т.е. на тренинге человек, испытывая сильные положительные эмоции, сам находит эффективные способы общения. Преимущество тренингов в том, что их можно использовать как в малых группах, состоящих из 5-10 человек, так и в больших группах до 100 человек. 
Тренинг – это необычные ситуации с некоторыми ограничениями – правилами общения. Назначение правил состоит в обеспечении психологической безопасности участников тренинга. Задача тренера в том, ...


Групповая дискуссия, упражнения, демонстрация как компоненты тренинга.

чтобы объяснить эти правила  участникам тренинга перед его началом  и контролировать их соблюдение в  дальнейшем. При этом важно получить согласие на введение этих правил для группы у самой группы. Так, с самого начала, будет закладываться доверие и понимание в отношениях тренера с участниками тренинга. 
В тренинге желательно отсутствие жесткого сценария. Эффективнее всего не думать, когда и какие ситуации организовывать, лучше это делать спонтанно. Необходимо видеть (или чувствовать) атмосферу в группе и поступать соответственно ей. Конечно, степень неопределенности можно варьировать в зависимости от задач вашего тренинга. Если вы хотите обучить людей простым, стандартным навыкам общения, то вам такая неопределенность ни к чему. Но, чем более глубокие уровни общения вы затрагиваете, тем больше поможет вам эта неопределенность. 
Созданию доверительной и непринужденной обстановки на тренинге способствует помещение, изолированное не только от посторонних звуков и шумов, но и от случайных зрителей. 
И еще один важный момент. Активность и добровольность участников являются еще одним необходимым условием проведения тренинга. 
Помимо этого, можно использовать некоторые развлекательные упражнения, не несущие серьезной смысловой нагрузки, включая их в различные досуговые вечера для молодежи (см. каталог упражнений). Это поднимет интерес к таким вечерам и встречам, поможет подросткам “раскрепоститься”. 
Большой интерес вызывают у подростков упражнения, связанные с раскрытием их внутреннего мира, лежащего в подсознании человека и расшифровка символических образов, увиденных с помощью медитационных упражнений (см. раздел “Упражнения для творческой визуализации”). Но подходить к проведению таких упражнений нужно осторожно. 
Необычная атмосфера, которая возникает на тренингах, способствует раскрепощению ее участников, вызывая огромный интерес и желание стать постоянным участником тренинга.

2. Различные виды упражнений, используемых в тренинге

Игровые упражнения создают раскрепощенную, непринужденную атмосферу среди  участников тренинга. Группа заметно  оживляется, участники как бы “снимают маски”, в которых они были вначале, маски равнодушия и отчуждения. И  это помогает ведущему в создании атмосферы, которая способствует творческому общению в группе. 
С самого начала, для создания определенного климата в группе рекомендуется использовать игровые упражнения. Большинство игр несут в себе глубокий подтекст, поэтому после их исполнения ведущий может предложить участникам проанализировать проделанное. Существуют различные виды упражнений, служащие тем или иным целям. 
Развлекательные упражнения. Эти упражнения не несут серьезной смысловой нагрузки. Они могут применяться в самых разных аудиториях без предварительной разминки. Возможно их применение для эмоциональной разрядки и снятия напряжения. 
Разминочные упражнения. Для проведения многих упражнений требуется особая игровая атмосфера. Разминочные упражнения способствуют созданию такой атмосферы, помогают снять шаблоны и привычные стереотипы повседневного общения, помогут в изменении среды общения. Эти упражнения направлены на изменение двигательно-пространственных стереотипов. 
Танцевально-песенные упражнения. Эти упражнения помогают участникам стать более активными. Благодаря этим упражнениям у них пропадает страх выделиться из группы, пропадает скованность и зажатость. Эти упражнения также хорошо сплачивают членов группы. 
Упражнения на развитие несловесных “языков” общения. Наряду со словесными, принято выделять невербальные (несловесные) “языки” общения. Сюда входят тактильные контакты (прикосновения), визуальные (контакт глаз), мимические и пантомимические контакты, сопереживание (молчание). Культура в общении предполагает знание этих “языков”, умение их применять в зависимости от ситуаций. Например, тактильный контакт способствует развитию межличностной близости, влияет на оценку партнера, превращая ее в более положительную. 
В этот раздел входят и упражнения, рассчитанные на развитие умений эмоционального сопереживания, отдачи “душевного тепла”. При организации этих упражнений ведущему следует выделить три этапа: подготовка к упражнению (накопление душевного потенциала), сам процесс эмоционального согревания, анализ в группе переживаний после окончания упражнения. 
Упражнения для медитации. Эти упражнения предназначены для отдыха и расслабления, когда ведущий видит, что участники тренинга устали. Кроме того, они направлены на изучение самого себя и очень нравятся участникам, особенно подросткового возраста. 
Упражнения группы “Психогимнастика”. В психогимнастических упражнениях участники должны выразить ситуацию и отношение к другим людям только жестами и прикосновениями, без слов. Ценность этих упражнений состоит в том, что несловесное поведение трудно контролировать. Неречевой контакт общения более правдиво отражает наше внутренне состояние. Кроме того, эти упражнения способны устранить у участников скованность, зажатость и неуверенность. 
Упражнения группы “Психодрама”. Психодрама используется для вскрытия внутренних проблем участников. Конечная цель – увеличение спонтанности, активности их поведения в жизни, вне тренинга. Психодрама состоит из трех частей: разминка, психодраматическая пьеса, обмен мнениями. 
Можно начать с вопроса: “У кого-нибудь есть неприятный момент или проблема? Давайте сыграем”. Иногда начинают с разыгрывания обычных сцен из домашней или случайной жизни, ...


Групповая дискуссия, упражнения, демонстрация как компоненты тренинга.

где обнаруживается достаточное количество тем для дальнейшей драматизации. Здесь ведущий может сам предложить следующие темы: 
•    в транспорте, визиты (семейное торжество и т.д.), магазин (нехватка товара, кто-то пытается встать без очереди), в приемной у врача; 
•    из семейной жизни; 
•    родители и дети; 
•    из жизни на работе, в школе и т.д. 
Упражнения для изучения межличностных ролей. Все мы “играем” в жизни какие-то роли: ребенка, мужа или жены, ученика, представителя той или иной профессии. И для того, чтобы в жизни успешнее играть эти роли, можно попытаться сначала это сделать в игровой форме. Цель этих упражнений: с их помощью выработать у участников более пластичное поведение в жизни, помочь стать более гибкими, снять стереотипы, которые многим мешают жить полноценной жизнью. 
Упражнения с элементами аутотренинга и изменения сознания. Задачи аутотренинга – снятие нервно-психической напряженности, быстрое восстановление сил, управление эмоциональными состояниями. Применяется для ослабления неприятных ощущений. 
Упражнения группы “Гештальт-терапия”. Основная цель гештальт-терапии – увеличение личностного потенциала, повышение сил и возможностей человека путем его развития и становления целостности. Мобилизация собственных ресурсов, умение находить правильные формы взаимосвязи с окружением является важной задачей гештальт-терапии. Основой игрового процесса является переживание участниками контакта с самим собой и другими людьми. Задача ведущего – создание атмосферы для проведения участниками поиска и экспериментов с собственным поведением, в которых он сам проверяет, что может быть для него подходящим, а что – вредным. 
Упражнения по типу “ассоциации”. Эти упражнения на самопознание участников тренинга. Ассоциации могут быть одной из успешных форм обратной связи. Ведущий должен активно стимулировать процесс ассоциирования. В результате каждый участник получает свой портрет, ценность которого для самопознания трудно переоценить, ибо ассоциации отражают реакцию человека на других людей не только через разум, но больше через чувство, через интуицию. 
Упражнения по типу “ранжирование”. Эти упражнения связаны с выбором, демонстрацией участникам их индивидуальных предпочтений. 
Упражнения на измерение психологической дистанции. Эти упражнения помогают устанавливать оптимальную дистанцию с другими людьми. 
Упражнения открытого самоизучения. Цель упражнений этой группы – изучение и понимание человеком самого себя, увеличение с их помощью его знаний о самом себе.

3. Групповая дискуссия  в тренинге 

Метод гупповой дискуссии: 
1)    Применяемый в практике руководства коллективами способ организации совместной деятельности, имеющий целью интенсивное и продуктивное решение групповой задачи,  
2)    Прием, позволяющий, используя систему логически обоснованных доводов, воздействовать на мнения, позиции и установки участников дискуссии в процессе непосредственного общения.  
Использование метода дискуссии групповой позволяет:  
1)    сопоставляя противоположные позиции, позволить участникам увидеть проблему с разных сторон;  
2)    уточнить взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации;  
3)    нивелировать скрытые конфликты, ибо в ходе открытых высказываний есть возможность устранить эмоциональную предвзятость в оценке позиции партнеров;  
4)    выработать решение групповое, придав ему статус нормы групповой; если решение разделяется всеми участниками, происходит нормализация групповая, если нет - возможна поляризация групповая;  
5)    использовать механизм возложения и принятия ответственности, увеличивая включенность участников в последующую реализацию решений групповых;  
6)    повысить эффективность отдачи и заинтересованность участников в решении групповой задачи, предоставляя возможность проявить компетентность и тем самым удовлетворить потребность в признании и уважении.  
Дискуссия – это важная, очень значимая часть любого тренинга. Она может возникнуть спонтанно, обсуждаются какие-то ситуации, которые требуют прояснения. Начать такую дискуссию могут даже сами участники тренинга. Дискуссия может быть организована специально ведущим, например, для разнообразия, между играми. Вопросы, выдвинутые на дискуссию, могут быть самыми разными. Здесь можно и нужно подойти творчески. Ведущий может обратиться к участникам с вопросом, о чем бы им хотелось поговорить, чем поделиться, что обсудить. Но дискуссия не должна превратиться в “светскую болтовню”. Ведущий организует дискуссию после проведения некоторых видов игровых упражнений, где требуется анализ сыгранных ситуаций. 
Для успешного и эффективного проведения групповой дискуссии необходимо соблюдение правил поведения, “норм общения”, которые были приняты группой в начале тренинга. Нет необходимости напоминать участникам перед началом групповой дискуссии эти правила, но следует контролировать их соблюдение и, в случае их нарушения участниками тренинга, напоминать о них. 
Для проведения дискуссии участникам вместе с ведущим нужно сесть кругом. Каждый участник тренинга имеет право голоса и может высказать свою точку зрения. Здесь, ...


Групповая дискуссия, упражнения, демонстрация как компоненты тренинга.

как правило, обнаруживаются лидеры. Желательно, чтобы все участники  тренинга принимали участие в  дискуссии, но не надо насильно “тормошить”  кого-то, чтобы услышать его мнение. 
Минимум, что может сделать ведущий, если дискуссия “не идет” – организовать опрос мнений каждого участника по кругу, задавая наводящие вопросы: “А ты как считаешь? А ты как думаешь?” Ведущему желательно поблагодарить за откровенность и искренность каждого, кто изъявил желание высказаться: “Спасибо.” Это будет стимулировать участников на дальнейшую открытость и искренность, да и просто вызовет положительные эмоции. 
Опыт показывает, что не следует предлагать участникам “поговорить” в самом начале тренинга – это может вызвать скуку и не заинтересует никого. Желательно это сделать после какого-то игрового упражнения, когда после активных движений участникам тренинга хочется “поговорить”. 
Дискуссия не должна быть слишком затянута по времени, иначе времени у вас ни на что больше не останется. Оптимальная продолжительность дискуссии 5-15 минут в зависимости от числа участников тренинга.

4. Демонстрация как  компонент тренинга

Показ образца (или демонстрация) определяется как научение через наследование, имитацию. Демонстрация проверялось  многими исследованиями и получило много названий: копирование, емпатийное научение, обсервационное научение, идентификация, викарное научение, парнозависимое (matched-dependent) поведение и т.п.. Эти исследования убедительно свидетельствуют, что демонстрация являются эффективным и надежным приемом как для быстрого усвоения нового поведения, так и усиления или ослабление предварительно приобретенных умений. Есть три типа научения посредством показа образца. Научение через наблюдение касается научения новому поведению.  
Эффекты торможения и растормаживание связанные с усилением или ослаблением предшествующего поведения человека, что имели место в его жизни лишь изредка и были обусловлены наказаниями. Демонстрирование образцов, предлагаемых человеку, являются основной причиной эффектов торможение и расторможение. Люди, которые знают как быть альтруистичными, заботливыми и т.п., могут тормозить такое свое поведение в присутствии образцов, которые ведут себя егоцентричнее и за такое свое поведение получают поощрение. Агрессивные модели могут также привнести эффект расторможения и заставить наблюдательного человека вести себя агрессивно. Такие умения, как "Отстаивание своих прав" и "Реагирование на давление со стороны группы" оказывают содействие избежанию этих растармаживающих эффектов. 
Ускорение поведения имеет отношение к выполнению предварительно приобретенного поведения, которое отнюдь не является новой, и не является первопричиной возможных отрицательных реакций со стороны других. Один человек покупает какую-то вещь и радуется этому, а потому товарищ также покупает эту вещь. Девочка хорошо ведет домашнее хозяйство, поэтому брат наследует ее поведение. Ученик старается обсудить с учительницей проблему, которая возникла на занятии. Если обсуждение прошло удачно, его одноклассник решает также обратиться к учительнице. Мы привели примеры эффектов ускорения поведения (или поведенческой фасилитации). 
Исследование показали, что разнообразное поведение может приобретаться, усиливаться, ослабляться ли ускоряться посредством демонстрации кем-нибудь его образцов в поле зрения человека. Этот поведенческий спектр может иметь в своем составе агрессию, помощь другим, независимость в своих действиях, выбор профессии, "легковоспламеняемость" относительно эмоционального возбуждения, особенности социального взаимодействия, моды, проявления зависимости от других, определенных языковых нюансов, емпатийное отношение, самораскрытие перед собеседником и много другого. Из этих исследований стало ясно, что показ образцов может быть важным инструментом в обучение новому поведению и укреплении или ослаблении того, что уже существует. 
Подавляющее большинство людей ежедневно наблюдает за сотнями действий, которые не наследует. Многие люди подвергаются влиянию (телевидения, радио, журналов и газет) весьма "отшлифованной" рекламы того ли другого продукта, но позже его не покупают. И немало людей смотрят дорогие, мастерски снятые учебные фильмы, но остаются ненаученными. Бесспорно, люди учатся посредством демонстрации при определенных обстоятельствах. Лабораторными исследованиями выяснена тождественность усилителей демонстрации, или условий, которые улучшают моделирования. Этими усилитилями являются образцовые характеристики, присущие процессу демонстрирования образца тренированному (наблюдателю), что, как было доказано, весомо влияют на научение наследованием. 
Давнейшая демонстрация обнаруживается тогда, когда образец (лицо, которому подражают): а) оставляет впечатление очень умелого; б) имеет высокий статус; в) контролирует желательные для тренируемого вознаграждения, поощрение; г) имеет одинаковый пол, приблизительно того же возраста и занимает такое же положение в обществе, как и тренируемый; д) дружелюбный и готовый всегда прийти на помощь; е) что в особенности важно — получает на глазах наблюдателей вознаграждение за определенные действия, поступки, поведение. Иначе говоря, нам все свойственно наследовать, копировать, имитировать знатоков, экспертов или сильных, но все-таки приятных людей, ...


Групповая дискуссия, упражнения, демонстрация как компоненты тренинга.

которых делают авансы, вознаграждают именно за то, что они делают, а в особенности, если эти вознаграждения являются такими, которые позарез нужны тренируемому. 
Демонстрация   обнаруживается   тогда,   когда   действия,   которые демонстрируются:  
а) выразительны и детальны;  
б) в порядке от наименее к наиболее трудным;  
в) с достаточным повторением, чтобы сделать возможным перенаучение;  
г) с минимумом лишних деталей (которых не надо перенимать наблюдателю);  
д) используется несколько образцов. 
Демонстрация обнаруживается если занятое наблюдением лицо: а) должен подражать образцу поведения; б) дружелюбно к модели умения ли симпатизирует ей; в) важнейшее — получило вознаграждение за выполнение продемонстрированного поведения. 
Эффективность этих усилителей демонстрации, а также собственные демонстрации могут лучшее пониматься благодаря анализу трех стадий научения посредством показа образца поведения. 
Тренируемые не способные учиться посредством наблюдения за образцом до тех пор, пока они не обратят свое внимание на показ образца и в особенности на конкретные действия, которые демонстрируются. Такое внимание достигается с помощью указываний тренера на каждый шаг во время его демонстрирования, изымая неуместные детали из этого показа, сводя к минимуму сложность материала, который демонстрируется, делая показ ярким и используя усилитили демонстрации. 
Чтобы помочь участникам относиться с вниманием к ролевым играм, перед показом образцов тренеры раздают карточки умений. Тренируемые должны внимательно наблюдать за демонстрированием умений. Особым объектом заботы может стать помощь участникам тренинга распознавать поведенческие шаги. Тренеры обращают внимание членов группы на то, что во время изображения некоторых поведенческих шагов в определенных умениях протагонисты будут "думать вслух" относительно суждений, о которые обычно не говорят. 
Что бы позже воссоздавать продемонстрированные действия, участнику тренинга необходимо запомнить или сохранить их. Сохранение может происходить по помощи памяти, которая получает вспомогательные средства в том случае, если показанное поведение классифицируется или кодируется наблюдателем. Такое кодирование облегчается незримой репетицией (то есть просмотром, мисленным проигрыванием показанных действий). Исследование удостоверили, однако, что важнейшим средством помощи для сохранения есть открытая репетиция (ролевая игра). Такая практика конкретных поведенческих шагов имеет решающее значение для научения. Следует указать, что вероятность сохранения с помощью незримой или открытой репетиции значительно возрастает вследствие вознаграждения модели и тренируемого. 
Исследователи большей частью определяют отличие между научением и выполнением. Если тренируемый направлял свое внимание и запомнил те действия, которые демонстрировались образцами, можно сказать, что здесь имело место научение. Основной интерес, однако, составляет не столько то, способная ли лицо воссоздать увиденные действия, сколько то, воссоздает ли он их. Как и в случае с сохранением, вероятность того, что лицо будет в самом деле совершать именно это зависит преимущественно от ожидания получить вознаграждение за приобретенное поведение. Экспектация вознаграждения определяется ее объемом, последовательностью, новизной и частотой.  
 
 

Заключение

Общество все больше склоняется к тому, что люди, которым необходимая психологическая помощь, скорее требуют психологического воспитания (psychoeducation), чем психотерапии или лечения. Эти понятия различаются не только семантикой. Психотерапия — это применения психологических принципов с целью изменить ментального здоровье людей. В противоположность ей, психовоспитательные подходы — это средства прививания, тренинг основных умений, способностей и знаний, которые должны противостоять великому множеству недостатков, на исправление которых человек возлагает надежды и нацелены определенные программы, процедуры и материалы.  
Психологические тренинги дают возможность взглянуть на самого себя со стороны и увидеть свои сильные и слабые стороны. Найти в этом ресурс для дальнейшего развития. Обратная связь от других участников позволяет осознать неосознанное в своём поведении и установках. 
В тренингах имеется уникальная возможность, вооружившись теоретическими знаниями, прожить старую ситуацию по-новому, осознавая самого себя и ошибки при взаимодействии с окружающим миром. 
В работе рассмотрены такие компоненты психологического тренинга: дискуссионные методы (групповые дискуссии); игровые методы (различные игры, психодрама и т.д.); упражнения.. 
 
 
 
 
  
Список литературы 
1.    Большаков В.Ю. Психотренинг: социодинамика, упражнения, игры. СПб, 1996. 
2.    Гольдштейн А., Хомик В. Тренінг умінь спілкування: як допомогти проблемним підліткам / Пер. з англ. В.Хомика. - К.: Либідь, 2003.  
3.    Грецов А. Г. Групповая дискуссия и ролевая игра в социально-психологическом тренинге с подростками // Психология и шк.. 2002 . N 2. - С. 73-81  
4.    Захаров В.П. Социально-психологический тренинг. Л., 1989. 
5.    Макаров Ю.В., Исаков В.В. Тренинг как объект психологического анализа. СПб, ...

Информация о работе Компоненты тренинга