Компоненты общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 19:41, реферат

Описание работы

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

Работа содержит 1 файл

психология(общение).docx

— 20.66 Кб (Скачать)

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным  вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

Выделяют  следующие функции:

- общение является формой существования  и проявления человеческой сущности, оно играет в коллективной  деятельности людей коммуникативно-соединительную  роль;

- представляет собой важнейшую  жизненную потребность человека, условие его благополучного существования , обладает психотерапевтическим, подтверждающим значением (подтверждение собственного «Я» другим лицом) в жизни индивида любого возраста.

1. Информационно-коммуникативная функция охватывает процессы формирования, передачи и приема информации, ее реализация имеет несколько уровней: на первом осуществляется выравнивание различий в исходной информированности людей, которые вступают в психологический контакт; второй уровень предусматривает передачу информации и принятие решений (здесь общение реализует цели информирование, обучение и др.); третий уровень связан со стремлением человека понять других (общение, направленное на формирование оценок достигнутых результатов).

2. регуляционно-коммуникативная - заключается в регуляции поведения. Благодаря общению человек осуществляет регуляцию не только собственного поведения, но и поведения других людей, и реагирует на их действия, то есть происходит процесс взаимного налаживания действий.

При таких условиях проявляются  феномены, свойственные совместной деятельности, в частности, совместимость людей, их сработанность, осуществляется взаимная стимуляция и коррекция поведения. Эту функцию выполняют такие  феномены, как имитация, внушение и  др.

3.аффективно-коммуникативная - характеризует эмоциональную сферу человека, в которой выявляется отношение индивида к окружающей среде, в том числе и социальное.

Виды общения

Контакт масок - формальное общение, когда  отсутствует стремление понять и  учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т.п.) – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

Светское общение – его суть в беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации. Например: формальная вежливость, ритуальное общение.

Формально-ролевое общение –  когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся  знанием его социальной роли.

Деловое общение – это процесс  взаимодействия в общении, при котором  происходит обмен информацией для  достижения определенного результата. Т.е. это общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При  деловом общении учитывают особенности  личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем  возможные личностные расхождения.

Духовное межличностное общение (интимно-личностное) – раскрываются глубинные структуры личности.

Манипулятивное общение - направлено на получение выгоды от собеседника.

 

1.1.Компоненты  общения

Коммуникация - это значительно  больше, чем те слова, которые мы говорим. Они составляют лишь малую  часть того, что мы выражаем как  человеческие существа. Исследования показывают, что 55% воздействия определяется языком ваших телодвижений: позы, жесты  и контакт глазами, 38% определяется тоном вашего голоса и лишь 7% - содержанием  того, о чем вы говорите [Арджайл: 1970].

Компоненты общения

 

Физиология 55% невербальное

Тон голоса 38% 

Слова             7% вербальное

Если слова (7%), т.е. вербальные компоненты общения, являются содержанием сообщения, то позы, жесты, выражение лица и  тон голоса (93%), т.е. невербальные компоненты общения, представляют собой контекст, в который помещаются сообщения. А вместе они образуют смысл коммуникации.

Вы неосознанно воспринимаете  невербальную часть сообщения, даже если ваше сознание занято тем, что  вы очень внимательно слушаете все, что вам говорят. К примеру, начальник  говорит сотруднику: "Я СПОКОЙНО отношусь к тому, что выполнение этого проекта занимает у вас  ТРИ месяца", но тело и тон голоса передадут большую часть сообщения, хотя слова будут говорить о противоположном. Сотрудник подсознательно воспримет эти 93 процента вашего сообщения, которые говорят "На самом деле я совсем не спокойно к этому отношусь".

 

 

 

 

1.2.Барьеры  коммуникации

Процесс коммуникации довольно сложен, существуют различные модели коммуникации, которые дают возможность изучать  его, а также использовать эти  знании в практике.

Так, опираясь на модели коммуникации, которые разрабатывались физиками с целью достижения более высокого качества связи, мы можем заключить  следующее.

Коммуникация состоит из компонентов:

  • отправитель (кто передает сообщение)
  • сообщение (что передается)
  • канал коммуникации (средство передачи сообщения)
  • получатель (человек, который получает сообщение)
  • эффект (какое воздействие оказало сообщение на получателя)
  • обратная связь (ответное сообщение, передаваемое получателем, который превращается в отправителя)
  • шум:
  • помеха физического характера, которая оказывает воздействие на передаваемое сообщение
  • функциональное и эмоциональное состояние получателя, которое выступает в качество внутренней помехи
  • поле опыта (весь накопленный опыт общения, который привносится отправителем и получателем в актуальный процесс коммуникации)
  • контекст (условия, в которых протекает коммуникации)

 

Перед отправлением сообщения отправитель  его кодирует помощью слов, символов или знаков; получатель сначала воспринимает, декодирует полученное сообщение, а  потом интерпретирует его, то есть пытается понять, найти смысл, значение принятого  сообщения.

Каждый из этих компонентов коммуникации может стать барьером, препятствием, мешающим процессу, снижающим эффективность, достоверность, точность коммуникации.

Рассматривая коммуникацию как  деятельность, можно сказать, что  на нее влияют внешние и внутренние факторы. Условно барьеры коммуникации можно разобрать на внутренние и внешние.

К внешним барьерам коммуникации относится  канал коммуникации и шум как  помеха физического характера, контекст.

К внутренним барьерам коммуникации относится отправитель; получатель; их поле опыта; шум как функциональное и эмоциональное состояние; процесс  восприятия, кодирования, декодирования  и интерпретации сообщения, которые  они осуществляют при передаче и  приеме информации с помощью познавательных психологических процессов восприятия, внимания, памяти, мышления; само сообщение  и эффект, который оно оказывает  на получателя; а также обратную связь.

Наибольшую сложность представляет сами участника коммуникации, так  как у каждого есть дополнительные психологические барьеры:

 

  • восприятие людей
  • работоспособность органов чувств
  • уровень развития познавательных психологических процессов (внимания, памяти, ощущения, восприятия, мышления), интеллекта в целом
  • эмоциональное состояние, чувства, настроение; функциональное состояние всего организма;
  • структура ценностей и мотивов
  • актуальные мотивы и потребности, интересы

знание этих компонентов и того, что они влияют на качество коммуникации, могут помочь установить контакт, баз  искажений принять информацию и  понять контакт, без искажений принять  информацию и понять собеседника, а  могут и вызвать конфликт, - позволяет  сделать вывод, что необходимо учитывать  их влияние. В связи с этим рассмотрим их подробнее, каждый в отдельности  с соответствующими рекомендациями для преодоления тех или иных барьеров.

Заключение

Общение — специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей.

Общение порождается социальными, общественными и другими потребностями  человека, проявляющимися в стремлении выполнять совместную деятельность. Общение также порождено мотивами, образующимися в ходе осуществления  процесса совместной деятельности.

Под целью общения понимается то. ради чего люди вступают в общение.

Функции общения многообразны. Существуют разные основания для их классификации. Общение чрезвычайно многогранно, и оно может быть различных  видов

Феномены общения чрезвычайно  многообразны, уникальны по многим своим параметрам, часто совершенно не подходят под привычные стереотипы. Количество попыток создать единую и универсальную классификацию  видов общения растёт. К сожалению, в них, как правило, абсолютизируется какое – либо одно, хотя и действительное качество, свойство, сторона или  функция общения, при этом другие как бы не учитываются, оставаясь несправедливо незамеченными. Поэтому большинство их существующих типологий общения совершенно не способствуют анализу самого общения, ибо их авторы сами того, наверное, не желая, навешивают такие ярлыки, которые в ряде ситуаций полезны, но по существу ни чего не дают для целостного понимания содержания и сущности общения.

Дальнейшее развитие общения можно  представить как постепенное  накопление человеком культуры общения  на основе рефлексии, обратной связи  и саморегуляции. Психологически высокоразвитый человек отличается от менее развитого не только выраженной потребностью в общении с разнообразными людьми, но также богатым содержанием, множественностью целей и широким выбором средств общения.


Информация о работе Компоненты общения