Компьютерная метафора

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 02:16, реферат

Описание работы

В данной теме мною будут рассматриваться два понятия, таких как:
1. «Компьютерная метафора»;
2. «Информационная метафора».
Актуальность данной темы определяется достаточно высоким положением когнитивной психологии в системе психологических наук. Её рассмотрение позволит не только понять сущность когнитивной психологии, но и углубленно изучить сходство между процессами переработки информации человеком и в универсальном вычислительном устройстве.
Выше несколько раз было упомянуто о когнитивной психологии, поэтому прежде чем начать рассматривать тему хотелось бы кратко определить её сущность.
Когнитивная психология — это научное изучение мыслящего разума; она касается следующих вопросов:
1. Как мы обращаем внимание на информацию о мире и собираем её?
2. Как мозг сохраняет и обрабатывает эту информацию?
3. Как мы решаем проблемы, думаем и формулируем свои мысли с помощью языка?
Когнитивная психология охватывает весь диапазон психических процессов — от ощущения до восприятия, нейронауки, распознавания паттернов, внимания, сознания, научения, памяти, формирования понятий, мышления, воображения, запоминания, языка, интеллекта, эмоций и процессов развития; она касается всевозможных сфер поведения.

Работа содержит 1 файл

Основное.docx

— 54.35 Кб (Скачать)

 Третий подход следовало бы обозначить как структурно-уровневый. Он наиболее часто используется в отечественной психологии. Психика рассматривается как система структур, сложившихся на различных этапах развития. Каждому последующему этапу соответствует новый уровень, а уровню — новая структура. Последующий уровень психики регулирует активность предыдущего, предыдущий поставляет содержание для последующего. Структура высшего уровня психической регуляции интегрирует в себе структуры низших уровней, чем обеспечивает системную (целостную) регуляцию поведения. Я.А. Пономарев обобщил эту модель, выдвинув принцип «этапы — уровни — структуры». Данный подход опирается на взгляды Н.А. Бернштейна. В области когнитивной психологии его модификацию использовал Б.М. Величковский.

 Однако со временем к психологам пришло понимание, что с помощью «блочных» схем они описывают не структуру психики, а структуру центральной нервной системы человека и животных. Отсутствие у психических функций жёсткой локализации, процессуальность психики, нерасчленённость и многомерность психической реальности, её целостность, активность познавательного процесса — все это привело исследователей к попыткам использовать в качестве метафоры, описывающей процесс переработки информации, не «железо» компьютера, а его программное обеспечение. Начало этого подхода можно найти в работах Дж. Миллера и У. Найссера, которые, собственно, и являются основателями когнитивной психологии как научного направления.

  • Информационная метафора

 Дж. Миллер по образованию был филологом. После получения диплома в течение десяти лет он работал в Гарвардском университете, изучая речевую коммуникацию. В первой его монографии «Язык и общение» были обобщены результаты его исследований в области психолингвистики. В 1950-е годы он увлёкся проблемами переработки информации и моделирования мышления человека с помощью компьютера. Вместе со своим другом Дж. Брунером он создаёт исследовательский центр по изучению процессов мышления при Гарвардском университете. Его название — Центр когнитивных исследований — послужило для обозначения всего научного направления. Название «когнитивная психология» авторы использовали для противопоставления своего направления бихевиоризму и, по словам самого Дж. Миллера, «никакого значимого предметного содержания оно не подразумевает». Речь шла о психологии, которая должна заниматься не только исследованием поведения, но и ментальными процессами, т.е. о «ментальной» или «психической» психологии. Поэтому предметом исследования Центра стали процессы восприятия, памяти, ментальных репрезентаций, мышления, понимания и порождения речи.

 У. Найссер был студентом Дж. Миллера. На выбор направления его исследований оказало влияние также знакомство с гештальтпсихологией и теорией информации. Большую роль сыграло общение с Абрахамом Маслоу—одним из крупнейших учёных современности, основоположником гуманистической психологии. Книга У. Найссера «Когнитивная психология», опубликованная в 1961 г., стала теоретическим фундаментом нового направления в исследовании познавательных процессов. Первоначально Найссер рассматривал познание как линейно-последовательный процесс постадийной переработки информации, включающий получение сенсорных данных, их редукцию, обработку, накопление, воспроизведение и использование. Процесс переработки информации человеком осуществляется по определённым программам, и в этом его сходство с переработкой информации компьютером. Программное обеспечение компьютера выступает в качестве структурной модели, а его функционирование — в качестве функционально-динамической модели человеческого познания.

 В 1976 г. У. Найссер опубликовал вторую свою фундаментальную работу «Познание и реальность». Он призвал когнитивных психологов выйти за пределы лабораторных исследований познавательных процессов и обратиться к исследованию познания человека в реальных условиях его жизнедеятельности. Декларируемая программа сближает позицию У. Найссера с позицией лидеров экологической психологии и ведёт к синтезу этих двух основных направлений психологии познания. Слабая экологическая валидность исследований когнитивных психологов была главным предметом критики этого направления со стороны основоположника экологической концепции восприятия Гибсона.

 Сам У. Найссер рассматривает человека как активную систему, а процесс познания — как непрерывный процесс проверки когнитивных гипотез. У. Найссер вводит понятие когнитивной схемы. Когнитивная схема позволяет ассимилировать информацию об окружающей среде, отделяя известное от неизвестного. Она является амодальной и обобщённой и поэтому позволяет обрабатывать и ассимилировать информацию, имеющую различную модальность. Когнитивный цикл включает процессы антиципации (предвосхищения) поступающей извне информации, её вычленения из потока, организации с помощью когнитивной («направляющей») схемы и двигательной поисковой активности, которая способствует получению новой информации.

 Индивид воспринимает целостные сцены жизни. Эти сцены распознаются и хранятся в памяти, а при необходимости используются для регуляции поведения. Таким образом возникает теория фреймов, т.е. представление о том, что психической единицей информации, которая хранится в долговременной памяти и регулирует действия индивида, является целостная сцена реальности — фрейм. Отдельные фреймы связаны между собой системой «адресов» и «ссылок». Тем самым аналогом памяти является гипертекст. Теорию фреймов мы рассмотрим ниже.

 Познание  в модели У. Найссера рассматривается как непрерывный, активный, проходящий при взаимодействии человека и среды процесс. Он всегда актуален и опирается на прежний опыт, на основе которого и возникает предвосхищающая схема. Модель У. Найссера не нуждается в «гомункулусе», ибо субъектом является сама активная когнитивная структура.

 Сторонники когнитивно-информационного подхода основываются на представлении об изоморфизме механизмов психических познавательных процессов всех уровней: от сенсорно-перцептивного до мыслительного. С их точки зрения, любой познавательный процесс имеет циклический характер и состоит из этапов выдвижения гипотезы, приёма информации, проверки гипотезы. Причём гипотез может быть несколько, каждой из которых приписывается субъективная вероятность быть подтверждённой или опровергнутой. Гипотезы строятся на основе прошлого опыта, актуальной мотивации и программы действий. За скобками остаётся механизм порождения гипотез и формирования актуального множества правдоподобных гипотез, а также механизм их опровержения и коррекции.

 Информационная метафора, используя термины из теории и практики программирования, более свободна в интерпретациях, чем компьютерная метафора (метафора «железа»). Если последняя исходила из принципа структурного изоморфизма человека и архитектуры компьютера, то никто не смеет утверждать, что «программное обеспечение» человека тождественно по структуре и функциям программному обеспечению компьютера. Более того, межу ними возможны кардинальные различия. Информационная метафора является более гибкой.

 Рассматривая процесс познания, информационный (правильнее назвать его информационно-алгоритмическим) подход ничего не говорит о механизмах порождения субъективной реальности, её функциях и природе, о природе и функциях сознания. Более того, очевидно, что и «когнитивные» схемы, и «ментальные» операции, и механизмы переработки информации не осознаются испытуемыми, а следовательно, эти сущности следует либо отнести к бессознательным психическим процессам, либо вынести за пределы психологии вообще.

 Когнитивные психологи давно пришли к выводу, что процессы познания протекают на двух уровнях — сознательном и бессознательном. О существовании реакции на подпороговые стимулы знали физиологи ещё в первой половине XX века. Когнитивные психологи пришли к выводу, что процессы переработки информации происходят быстрее и эффективнее на бессознательном уровне, независимо от её сложности. Иногда неизбежно возникает вопрос о роли сознания в регуляции человеческого поведения. В любом случае, процесс переработки информации осуществляется как процесс параллельно-последовательный, скоординированно протекающий по крайне мере на двух уровнях — сознательном и бессознательном. Несмотря на то, что психологи, ориентированные на когнитивный подход, возродили метод интроспекции и превратили его в «измеряемую интроспекцию», сегодня исследователи убеждаются в недоступности для интроспекции процессов переработки информации, в том числе выработки суждений, принятия решения, выявления причинной связи между явлениями или ситуацией и собственным поведением.

                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 Благодаря когнитивной психологии был сделан значительный шаг вперёд по сравнению с предыдущими периодами развития общей психологии. Вклад когнитивной психологии в развитие психологической науки определяется тем, что она расширила сферу исследований, открыла много новых аспектов анализа традиционных психологических проблем, дала полный анализ микроструктуры познавательных действий. Кроме того, она чрезвычайно расширила диапазон применяемых методических средств.

 С позиций когнитивной психологии эффективное обучение возможно лишь в том случае, когда новый материал, связанный с уже имеющимися знаниями и умениями, включается в существующую когнитивную структуру. В качестве важного условия обучения рассматривается внутренняя мотивация, связанная с интересом учащихся к изучаемому предмету.

 Рассмотрение  данной темы способствовало формированию  более чёткого понимания предмета  когнитивной психологии и таких  понятий как: «компьютерная метафора»  и «информационная метафора». 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

  1. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. — Т. 1 / Б. М. Величковский. — М.: Смысл : Издательский центр «Академия», 2006. - 448 с.
  2. Когнитивная психология / Р. Солсо. — 6-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 589 с:

    ил. — (Серия «Мастера психологии»).

  1. Когнитивная психология / Р.Солсо .  // Хрестоматия по курсу «Введение в психологию» / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. М.: РПО, 1999.
  2. Когнитивная психология. Учебник для вузов / Под ред. В. Н.Дружинина, Д. В. Ушакова — М.: ПЕР СЭ, 2002 — 480 с.
  3. Тринадцать диалогов о психологии. /Соколова Е.Е. М.: Смысл, 1997.
  4. www.cnit.mpei.ac.ru/textbook/01_02_00_05.htm (7.11.2010 в 17.28)
  5. www.cpsychology.ru/ (7.11.2010 в 18.40)
  6. www.effecton.ru/147.html (7.11.2010 в 17.45)
  7. www.psychology-online.net/articles/doc-949.html (7.11.2010 в 18.15)
  8. www.psychology-online.net/articles/doc-1483.html (7.11.2010 в 17.05)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление:

  1. Введение__________________________________________________________3
  2. 1.«Компьютерная метафора»._________________________________________4

    1.1. Понятие и сущность «компьютерной метафоры»._____________________4

    1.2. Предпосылки появления «компьютерной метафоры»._________________5

    1.3. Развитие «компьютерной метафоры».______________________________6

  1. 2.«Информационная метафора».______________________________________10
  2. Заключение_______________________________________________________15
  3. Список использованной литературы__________________________________16
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Компьютерная метафора