Коммуникативные проблемы. Виды проблем, пути их преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 10:43, реферат

Описание работы

Все мы постоянно находимся в ситуациях общения – дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем незнакомыми.
И, конечно же, огромное количество контактов, в кото¬рые ежедневно вступает человек, требует от него выпол¬нения целого ряда условий и правил, позволяющих ему общаться, сохраняя личное достоинство и дистанцию по отношению к другим людям.
В целом взаимодействие с обществом сегодня должно строится на глубоком анализе и понимании всех факторов, способных повлиять на людей и на их отношение к компании, к ее товару или услугам......

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Коммуникативные проблемы. Виды проблем, пути их преодоления………6
Заключение………………………………………………………………………17
Список литературы……………………………………………………………....18

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 99.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение…………………………………………………………………………3

Коммуникативные проблемы. Виды проблем, пути их преодоления………6

Заключение………………………………………………………………………17

Список  литературы……………………………………………………………....18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Все мы постоянно находимся в ситуациях  общения – дома, на работе, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем незнакомыми.

     И, конечно же, огромное количество контактов, в которые ежедневно вступает человек, требует от него выполнения целого ряда условий и правил, позволяющих ему общаться, сохраняя личное достоинство и дистанцию по отношению к другим людям.

     В целом взаимодействие с обществом  сегодня должно строится на глубоком анализе и понимании всех факторов, способных повлиять на людей и на их отношение к компании, к ее товару или услугам.

     В последние годы многие предприятия  и организации получили право  непосредственного выхода на внешний  рынок, что заставляет фиксировать  внимание на особенностях общения, связанных  с этническими особенностями.

     В наше время происходит постоянное расширение контактов на всех уровнях, что означает большую социальную мобильность. Многие специалисты утверждают, что чтобы  не совершать ошибок, необходимо изучать  психологические особенности своих  партнеров, сослуживцев, подчиненных, конкурентов.

     Именно  по этому актуальность выбранной  нами темы не вызывает сомнений.

     Деловое общение - это сложный многоплановый  процесс развития контактов между  людьми в служебной сфере. Его  участники выступают в официальных  статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.

     Общим требованием считается приветливое  и предупредительное отношение  ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий.

     Регламентированность  делового взаимодействия выражается также  во внимании к речи. Обязательно соблюдение речевого этикета - разработанных обществом норм языкового поведения, типовых готовых "формул", позволяющих организовать этикетные ситуации приветствия, просьбы, благодарности и т. д. (например, "здравствуйте", "будьте добры", "разрешите принести извинения", "счастлив познакомиться с Вами"). Эти устойчивые конструкции выбираются с учетом социальных, возрастных, психологических характеристик. Очевидно, что в деловом общении важную роль играет правильная речь.

     Правильная  речь – это манера говорить, складывающаяся из верного тона, артикуляции, произношения, громкости и точного подбора слов. Речь – центральный элемент имиджа делового человека, поскольку воспринимается в совокупности с манерой одеваться, а в телефонном разговоре и вовсе является тем единственным каналом, через который можно внушить собеседнику представление о себе. Голос и используемые выражения – это ещё один компонент образа делового человека как профессионала

     Общение как взаимодействие предполагает, что  люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.

     Служебные контакты должны строиться на партнерских  началах, исходить из взаимных запросов и потребностей, из интересов дела. Бесспорно, такое сотрудничество повышает трудовую и творческую активность, является важным фактором технологического процесса производства, бизнеса.

     Анализируя  процесс общения мы на каждом шагу убеждаемся, что общение – это  коммуникация, т.е. обмен мнениями, переживаниями, соображениями, настроениями, желаниями и др. Другими словами под этой стороной общения понимается, как правило, процесс обмена информацией. Но такой подход будет несколько упрощенным, т.к. мы акцентируем внимание лишь на формальной стороне проблемы. На самом деле только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

     Эта вторая сторона общения имеет  свои особенности, а именно:

  1. Содержание конкретной коммуникации может быть чрезвычайно разнообразным: от разговора трех летних малышей до беседы специалистов на научном симпозиуме;
  2. Эффективность общения связывается, прежде всего, с этой функцией;
  3. Коммуникация в общении всегда значима для его участников, поэтому, что обмен информацией происходит не «просто так», а ради достижения каких-то целей, удовлетворения каких-то потребностей;
  4. Коммуникация в общении – это, прежде всего влияние: в случае успеха коммуникации происходит изменение в представлении о мире того, кому она адресована.

       Формы межличностного общения  разнообразны. К ним можно отнести  и мимолетный разговор накоротке, и обстоятельную беседу «по душам» и разъяснение своих требований, и с пор по ряду вопросов, и попытку добиться согласия по какой-либо проблеме.

     Однако  в процессе общения нередко возникают  затруднения, непонимания. Причиной их могут быть коммуникативные барьеры, возникающие в процессе управленческого общения.

     Речь, любого рода информация всегда была и  является способом внушения чего-либо. Однако часто мы являемся свидетелями  и встречной психологической  активности, называемой противовнушением, т.е. человек как бы защищается от неумолимого действия речи другого человека. Механизм противовнушения воздвигает пути речи, информации многочисленные барьеры.

 

      Коммуникативные проблемы. Виды проблем, пути их преодоления. 

     Коммуникативный проблема – это психологическое препятствие на пути адаптивной информации между партнерами по общению. Какие же это барьеры и как их преодолевать?

     К преградам, возникающим в организационных  коммуникациях относятся такие:

     1) недостаточное внимание важности  коммуникации;

     2) искажение сообщений;

     3) информационные перегрузки;

     4) неудовлетворительная структура  организации.

     Недостаточное внимание важности коммуникации.

     Неоднократно  проведённые исследования показали, что сотрудники организации ставят осведомлённость об общем состоянии дел на второе или третье место в перечни из десяти важнейших моральных факторов, сказывающихся на их работе. Сами же управляющие осведомленность подчиненных о состоянии дел в организации ставит на последнее место. Если те, кто знают, не дают ответов на вопросы работников, тогда работники будут искать ответы там, где отсутствует достоверная информация. Вследствие этого рождаются слухи.

     Искажение сообщений.

     Проходит  чаще всего, тогда когда информация движется вверх и вниз. Это обусловлено рядом причин. Сообщения могут искажаться непреднамеренно в силу затруднений в межличностных контактах. Сознательное искажение информации может иметь место, когда информация вступает в противоречие с опытом и ранее установившимся понятиями получателя информации. В этом случае менеджер модифицирует сообщение так, чтобы изменение смысла происходило в его интересах.

     Искажение сообщения могут возникать вследствие «фильтрации». В организации существует потребность фильтровать сообщения, чтобы с одного уровня на другой направлялись только те сообщения, которые его касаются. Для ускорения движения информации или придания сообщению большей ясности различные сведения приходится суммировать и упрощать перед передачей в разные секторы организации.

     Иногда  причиной искажения информации, поступающей наверх, является тенденция снабжать вышестоящих менеджеров только положительно воспринимаемой информацией.

     Подчиненный не хочет сообщать начальнику «плохие  новости» или сообщает им то, что  те хотели бы услышать.

     Информационные перегрузки.

     Преграды  в обмене информацией могут быть следствием перегрузки каналов коммуникации.

     Менеджер, поглощенный переработкой поступающей  информации, не в состоянии эффективно реагировать на всю информацию. Он вынужден отсеивать менее важную информацию и оставлять только ту, которая кажется ему более важной. Здесь также происходит потеря информации.

     Неудовлетворительная  структура организации.

     В организации с многочисленными  уровнями управления растет вероятность  неправильности информационных сообщении. Это происходит вследствие коррекции и фильтрации сообщений на каждом уровне управления. Поэтому некоторые из наиболее эффективно управляемых американских компаний перешли к структуре «с малым числом уровней управления и каналами сравнительно прямого информационного обмена».

     В процессе делового общения возможно возникновение, по крайней мере, трех коммуникативных проблем - барьеров и их различные модификации:

  1. «авторитет»;
  2. «избегание»;
  3. «непонимание».

     Первые  два обеспечивают защиту от источника  информации, последней защиту от самого сообщения.

  1. Проблема барьера «авторитет».

     Разделив  всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и  отказывает в доверии другим. Доверие  и недоверие как бы персонифицируются  и зависят не от особенностей передаваемой информации, а от того, кто говорит.

     Отношения человека к авторитетным зависят  от следующих факторов:

  1. Социального положения (статус);
  2. Привлекательного внешнего вида (аккуратная ли прическа, расчесан ли, выглажен ли, застегнуты ли все пуговицы и др.);
  3. Доброжелательного отношения к адресату воздействия (улыбка, приветливость, простота в обращении и др.)
  4. Компетентности;
  5. Искренности, причем если слушающий доверяет говорящему, то он очень хорошо воспринимает и запоминает выводы и практически не обращает внимания на ход рассуждений. Если же доверия меньше, то к выводам он относится прохладней, зато очень внимателен к аргументам и ходу рассуждений.
  6. Проблема барьера «избегание».

     Человек избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником. Если уклониться невозможно, то он прилагает все усилия, чтобы не воспринимать сообщение (невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, использует любой предлог для прекращения разговора).

     Как же преодолеть этот барьер?

     Установлено, что чаще всего барьер обусловленной той или иной степенью невнимания. Поэтому, только управляя вниманием собеседника, аудиторией можно преодолеть этот барьер.

     Главное при этом разрешить две взаимосвязные  проблемы:

  1. Привлечь внимание;
  2. Удержать внимание.

     На  наше внимание больше всего влияют следующие факторы:

  1. Актуальность информации;
  2. Важность информации;
  3. Новизна информации;
  4. Нестандартность подачи информации;
  5. Неожиданность информации;
  6. Интенсивность подачи информации;
  7. Звучность голоса и его модуляция.

     Привлечь  внимание можно при использовании трех основных приемов. К ним относятся:

  1. Прием «нейтральной фазы». В начале выступления беседы произносится фраза, прямо не связанная с основной темой, но зато наверняка по каким-либо причинам имеющая смысл, значение, ценность для собеседника или для всех присутствующих;
  2. Прием «завлечения». Говорящий произносит нечто, что трудно воспринимается, например, говорит очень тихо, монотонно или неразборчиво, а слушающему приходится прилагать специальные усилия, чтобы хоть что-то понять. Эти усилия и предполагают концентрацию внимания. В результате говорящий как бы «завлекает» слушающего в свои «сети». Другими словами, говорящий провоцирует слушателя самого применить способы концентрации внимания, а потом их использует;
  3. Прием «зрительного контакта». Говорящий обводит аудиторию взглядом, смотрит пристально на кого-нибудь, выбирает несколько человек в аудитории и кивает им и т.д. Не менее важна и проблема поддерживания внимания. Она решается рядом приемов. Наиболее важные из них следующие.
  4. Прием «изоляции». Когда отводят собеседника в сторону, уединяются, закрывают двери.
  5. Прием «навязывания ритма». Постоянное изменение характеристик, голоса и речи, т.е. говоря то громче, то тише, то быстрее, то медленнее, то выразительно, «с нажимом», то скороговоркой, то нейтрально, говорящий как бы навязывает собеседнику свою последовательность переключения внимания. Этим приемом ликвидируется монотонность звучания.
  6. Прием «акцентировки». Употребление различных служебных фраз, призванных привлечь внимание, типа «прошу обратить внимание», «важно отметить, что…», «необходимо подчеркнуть, что…» и др.
  7. Проблема барьера «непонимание».

Информация о работе Коммуникативные проблемы. Виды проблем, пути их преодоления