Коммуникативная деятельность детей с интеллектуальной недостаточностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 19:28, реферат

Описание работы

На современном этапе развития общества дети с нарушениями интеллекта уже не остаются наедине со своими трудностями. Проводятся многочисленные исследования с целью улучшения условий жизни таких ребят, создаются коррекционные классы для обучения таких детей, сегодня они даже имеют возможность получить профессию и работать.
Таким образом, усилия педагогов, психологов, государства и общества в целом направлены на социализацию детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Большое значение придается подготовке таких детей к школе, где ведущую роль играет наличие навыков общения со сверстниками и со взрослыми.

Работа содержит 1 файл

Общение.doc

— 37.00 Кб (Скачать)

     Введение 

     На  современном этапе развития общества дети с нарушениями интеллекта уже  не остаются наедине со своими трудностями. Проводятся многочисленные исследования с целью улучшения условий  жизни таких ребят, создаются  коррекционные классы для обучения таких детей, сегодня они даже имеют возможность получить профессию и работать.

     Таким образом, усилия педагогов, психологов, государства и общества в целом  направлены на социализацию детей с  проблемами в интеллектуальном развитии. Большое значение придается подготовке таких детей к школе, где ведущую роль играет наличие навыков общения со сверстниками и со взрослыми.

     Вопросам  коммуникативной деятельности детей  разного возраста сегодня посвящено  огромное количество исследований (напр. работы З.М. Богуславской, Л.Н. Галигузовой, М. И. Лисиной, Е.О. Смирновой и др.). Однако проблема общения детей с нарушениями интеллекта освящена довольно слабо. 

     Коммуникативная деятельность как  основной фактор психического развития ребенка 

     Общение - важнейший фактор психического развития ребенка, важнейшее условие развития нормальной речи, адекватных реакций.

     Развитие  ребенка понимается как процесс  присвоения детьми общественно-исторического  опыта, накопленного предшествующими  поколениями человечества, а присвоение этого опыта, в свою очередь, происходит не стихийным образом, а посредством именно общения, общения со взрослыми.

     Дефицит общения, особенно в младенческом и раннем возрасте, приводит, как правило, к задержкам и отклонениям в психическом развитии. Дефицит общения — снижение интенсивности и качества общения ребенка с другими людьми, обычно связанное с нахождением ребенка в детских учреждениях закрытого типа (больницах, детских домах, интернатах) или в семьях, в которых родителями не уделяется ребенку достаточного внимания.

     Однако  возникает и обратная ситуация. Дети с нарушениями интеллекта чаще всего  нелюбознательны, недружелюбны, у них отсутствует устойчивый интерес к игровой деятельности, к отношениям со сверстниками.

     Согласно  М.И. Лисиной «общение – взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата». Общение есть не просто действие, но именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах (К. Обуховский, 1972; А. А. Леонтьев, 1979а; К. А. Абульханова–Славская // Проблема общения…, 1981). Однако ребенок с нарушениями интеллекта не ставит перед собой цели как таковые и для него не свойственно проявлять так необходимую в общении активность.

     Известно, что дети с нарушением интеллекта отстают по уровню сформированности социально-коммуникативных навыков от своих сверстников с нормальным темпом психического развития.

     Основным  средством общения является речь. Исследователи  изучения соотношения речи и мышления у детей (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия), показали, что все психические процессы у ребенка (мышление восприятие, память, внимание, воображение, целенаправленное поведение) развиваются с прямым участием речи.

     С другой стороны, известно, что у детей  с нарушением речи может замедлиться интеллектуальное развитие. Те же исследователи утверждают, что речевые нарушения (в том числе и общее недоразвитие речи), у детей с задержкой психического развития или с умственной отсталостью встречаются гораздо чаще, чем у детей с нормальным интеллектом. Поэтому принято рассматривать речевую недостаточность в тесном единстве с особенностями психического развития ребенка.

     В.С. Мухина подчеркивает: «Формирование активной речи служит основой для всего психического развития ребенка».

     Таким образом, общение – один из важнейших  факторов общего психического развития ребенка, что, в свою очередь, еще больше затрудняет ситуацию для детей с нарушениями интеллекта, которые в силу своих особенностей не стремятся, а иногда и не могут, общаться. 

     Основные  трудности в общении  у детей с нарушениями  интеллекта 

     Исследователи называют следующие специфические трудности, сдерживающие развитие общения у детей 5–6 лет с нарушением интеллекта:

     1) несформированность возрастных форм общения, а также общая неразвитость структурных компонентов общения у детей с нарушением интеллекта;

     2) недостаточное внимание со стороны родителей к специальному формированию социально-коммуникативных навыков у детей;

     3) преобладание у педагогов образовательных учреждений авторитарного стиля общения с воспитанниками. В работе с детьми такие методы работы не применимы, а при обучении детей с нарушениями интеллекта просто губительны. 
 

     Коррекционно-педагогическая работа с детьми с  нарушениями интеллекта 

     Сегодня большое внимание уделяется коррекционной работе с детьми, у которых имеются проблемы в интеллектуальном развитии, с целью повышения эффективности их общения с окружающими, а, следовательно, и улучшения условий жизнедеятельности в целом.

     Дети  с нарушением интеллекта в большинстве случаев не отличаются любознательностью, они плохо воспринимают новую информацию. Такие дети не имеют физических недостатков (имеют нормальное зрение и слух), однако не умеют слышать и видеть. Их интерес к окружающим предметам является кратковременным, поэтому к концу дошкольного возраста (если мы говорим о детях 4-6 лет), без специальных усилий педагогов, психологов, дефектологов, ведущей деятельностью у детей с нарушениями интеллекта становится не игровая, как того требуют общие законы развития ребенка, а предметная. Продуктивная деятельность у таких ребят вне обучения практически не возникает.

     Основными направлениями совершенствования  коррекционно-педагогической работы в  дошкольных учреждениях для детей  с нарушением интеллекта по формированию социально-коммуникативных навыков являются:

     1) коррекционно-развивающие занятия с детьми по овладению знаниями и представлениями о различных средствах коммуникации;

     2) широкое использование театрализованных игр и специальных упражнений для целенаправленного формирования социально-коммуникативных навыков;

     3) активное включение родителей в коррекционный процесс путем их целенаправленного обучения умению взаимодействовать со своими детьми;

     4) повышение квалификации педагогов в сфере построения учебного общения и продуктивного взаимодействия с такими детьми.

     Содержание  коррекционной психолого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста включает: эмоционально-личностное развитие, речевое развитие, формирование навыков  самообслуживания, развитие внимания, памяти, мышления, сенсорной сферы, развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики, развитие всех видов деятельности (предметной, игровой, продуктивной).

 

     Заключение 

     Подводя итог вышеизложенному,  

Информация о работе Коммуникативная деятельность детей с интеллектуальной недостаточностью