Коллективный труд как условие формирования самосознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 09:56, реферат

Описание работы

В процессе развития трудовой деятельности, и прежде всего совершенствования руки, уточнялись и обогащались осязательные ощущения, формировался слух, способный воспринимать тончайшие нюансы звуков человеческой речи. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления. Человек учился думать. И, прежде чем приступить к делу, он мог мыс­ленно представить и его результат, и способ осуществления, и средства достижения этого результата. Таким образом, ключ к разгадке, которую представляет для каждого человека происхождение его сознания, заключается в одном слове — труд.

Содержание

Введение…………………………...………………………………….3
Глава 1 Основные «предрассудки» о труде и психике……………..……..4
Глава 2 Характеристики коллективного труда…...……….……………...6
Заключение……………………………………..….……………........7
Список использованной литературы……...…..…………..……...8

Работа содержит 1 файл

Коллективный труд как условие формирования самосознания.doc

— 44.50 Кб (Скачать)

Федеральное государственное образовательное  учреждение высшего профессионального образования

«Уральский  Государственный  Университет Физической Культуры»

Кафедра Психологии 
 
 
 
 
 
 
 
 

Р Е Ф  Е Р А Т 

на тему: «Коллективный труд как условие  формирования самосознания»  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил:  

Проверил:  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2011 

Содержание.

            Введение…………………………...………………………………….3

      Глава 1    Основные «предрассудки» о труде и психике……………..……..4

      Глава 2    Характеристики коллективного труда…...……….……………...6

          Заключение……………………………………..….……………........7

          Список  использованной литературы……...…..…………..……...8 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     В процессе развития трудовой деятельности, и прежде всего совершенствования руки, уточнялись и обогащались осязательные ощущения, формировался слух, способный воспринимать тончайшие нюансы звуков человеческой речи. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась в логику мышления. Человек учился думать. И, прежде чем приступить к делу, он мог мыс­ленно представить и его результат, и способ осуществления, и средства достижения этого результата. Таким образом, ключ к разгадке, которую представляет для каждого человека происхождение его сознания, заключается в одном слове — труд.

     Вместе  с возникновением труда формировался человек и человеческое общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и тем самым хотя бы элементарное разделение трудовых действий между его участниками. Разделение трудовых усилий возможно лишь в том случае, если участники как-то осмысливают связь своих действий с действиями других членов коллектива и тем самым с достижением конечной цели. Формирование сознания человека связано с возникновением общественных отношений, которые требовали подчинения жизни индивида социально-фиксированной системе потребностей, обязанностей, исторически сложившихся обычаев и нравов.1 
 
 
 
 
 
 

     1 ОСНОВНЫЕ «ПРЕДРАССУДКИ»  О ТРУДЕ И ПСИХИКЕ 

     Профессиональная  деятельность - это, прежде всего, трудовая деятельность. В этой связи полезно разобраться, что может помешать реализовать себя человеку в труде. В частности, какие предрассудки могут стать препятствием для полноценной самореализации в профессии. Е.А. Климов выделил следующие основные "предрассудки" о труде и психике [3]:

          1. Идеал "легкого труда". Например, таким "идеалом" мог бы стать образ человека, не прилагающего никаких усилий в своей работе (тогда спрашивается, зачем ему нужны способности, умения), не напрягающего свою память (зачем тогда знания и способы ориентировки в мире науки), не переживающего и не волнующегося за свою работу (зачем тогда нужны чувства) и т.п. Получается что-то страшное, что-то вообще не похожее на человека. Именно способность переживать, мучиться (знаменитые "муки творчества"), рисковать, мобилизовывать свою волю отличает человека от машины, от робота. Но все это предполагает определенные усилия.

          2. Наивный антиэнтропизм, проявляющийся  в стремлении все раскладывать по порядку и превращать сложные объекты и явления в простые (и даже примитивные) схемы. Но тогда не остается места для творчества: все "разложено по полочкам", во всем есть "порядок" и любая инициатива, любое творчество могут этот "порядок" разрушить… Но любая настоящая общественная и психологическая система (в отличие от структуры) находится в движении, а части этой системы находятся в противоречивых отношениях. И именно это обеспечивает настоящую жизнь с ее проблемами и сложностями. Поэтому труд психолога не сводится к тому, чтобы во всем "наводить порядок". Более интересная задача психолога - помогать человеку обнаруживать противоречия жизни (включая и противоречия собственной души) и использовать энергию этих противоречий для саморазвития.

          3. Душеведческая "слепота" проявляется  в неспособности "со-переживать  и со-веселиться другому человеку" (по А.Н. Радищеву). Поскольку психика непосредственно не наблюдаема, психологу приходится по внешним проявлениям и высказываниям, по анализу различных обстоятельств составлять правдивый образ другого человека. И очень часто психолог опирается не только на свои "методики" (тесты, опросники), но и на данные бесед, наблюдений, а то и просто на свою способность понять и прочувствовать проблемы данного человека.

          4. Презумпция превосходства "ученого"  над "практиком" проявляется в том, что те, кто считают себя "учеными", начинают учить "практиков". Хотя так называемые "практики" часто имеют гораздо больший (и даже более обобщенный) опыт решения тех или иных человеческих проблем. Поэтому речь может идти лишь о взаимообогащении психологической науки и психологической практики. Заметим, что большинство выдающихся психологов (З. Фрейд, К.Г. Юнг, А. Адлер, К. Роджерс и др.) - "выходцы из практики".2    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 ХАРАКТЕРИСТИКИ КОЛЛЕКТИВНОГО  ТРУДА 

     В советской России, где долгое время некоторые направления психологической практики были под запретом (как "ненужные"), многие психологи, сами вынужденно оказавшиеся "теоретиками" и "исследователями", относились к практике с большим уважением и надеждой. А если вспомнить 20-е начало 30-х гг., когда в РСФСР активно развивалось такое практическое направление, как "психотехника" ("советская психотехника"), то ее успехи сразу же были оценены мировым психологическим сообществом.

     Подходы К. Маркса и Ф. Энгельса, по сути, и легли в основу разработки деятельностных теорий в отечественной психологии советского периода. В частности, А.Н. Леонтьев связывал с возникновением и развитием коллективного труда появление человеческого сознания. При этом сам коллективный труд (по А.Н. Леонтьеву) в психологическом плане характеризуется следующим:

          1) это разделенный труд, где каждый член группы выполняет отдельные трудовые операции, которые сами по себе, взятые в отдельности, бессмысленны;

          2) именно с возникновением коллективного труда появляется представление о промежуточном результате труда - это позволяет выделить новую единицу - отдельное трудовое действие;

          3) в плане психологического отражения данная деятельность сопровождается переживанием смысла действия;

          4) наконец, для координации коллективных действий неизбежно стали развиваться речь и язык.3 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Само развитие человека и человеческого  труда связано с появлением  возможности для большего выбора, с увеличением степеней свободы  действия и всей деятельности (в основе чего лежало высвобождение передних конечностей еще у предшественников человека и т.п.). Все это сопровождалось развитием способности выбирать, а значит - и планировать свою деятельность, что и послужило формированием человеческого сознания и его особой трудовой субъектности. При этом все равно остается множество проблем, связанных с психологическим изучением человека как субъекта труда, поэтому есть смысл попытаться разобраться с психологическими характеристиками если не человека во всей его сложности и противоречивости, то самого трудового процесса.4 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

      1 Замфир, К. Удовлетворенность трудом. Мнение социолога /

      К. Замфир. - М.: Политиздат, 1983. 142 с.

      2 Зеер, Э. Ф. Психология профессий / Э. Ф. Зеер. - Екатеринбург: УГППУ, 1997. 244 с.

      3 Климов, Е. А. Введение в психологию труда / Е. А. Климов. - М.: Изд-во МГУ. 1988. 199 с.

      4 Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. 512 с.

      5 Климов, Е. А. История психологии труда в России / Е. А. Климов, О. Г. Носкова. - М.: МГУ, 1992. 221 с.

      6 Маркс, К. О коммунистическом труде / К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. - М.: Политиздат, 1984. 158 с.  
       
       
       

Информация о работе Коллективный труд как условие формирования самосознания