Коллективные способы обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 03:40, доклад

Описание работы

На этой фазе все признаки группового способа обучения (классно-урочной и лекционно-семинарской систем) сохраняются. Учебные занятия являются групповыми, для них характерен общий фронт: все учащиеся занимаются изучением одной и той же темы, одного и того же раздела. В основе занятия лежит групповая организационная форма обучения: учитель предъявляет новый мате

Работа содержит 1 файл

педогогика.pptx

— 190.80 Кб (Скачать)

Коллективные способы  обучения

    • индивидуально-опосредованная форма обучения. Она соответствует опосредованному общению участников обучения (осуществляется индивидуальная работа обучающегося с учебным материалом, посредством которого он находится в ситуации общения с другим человеком);
    • парная — соответствует взаимодействию в паре (результаты его не используются в других парах);
    • групповая — соответствует общению в группе, когда каждый говорящий направляет сообщение одновременно всем;
    • коллективная — соответствует взаимодействию в группе, когда общение происходит в парах сменного состава.

 

Основные способы  обучения:

    • Первый этап

Это период использования приёмов работы в парах.

 На этой  фазе все признаки группового  способа обучения (классно-урочной  и лекционно-семинарской систем) сохраняются. Учебные занятия  являются групповыми, для них  характерен общий фронт: все  учащиеся занимаются изучением  одной и той же темы, одного  и того же раздела. В основе  занятия лежит групповая организационная  форма обучения: учитель предъявляет  новый материал сразу всем  учащимся, организует общегрупповые обсуждения и т. д. Но для закрепления, повторения изученного использует другие формы, в том числе и работу в парах сменного состава. Таким образом, коллективная организационная форма используется как дополнительная, вспомогательная, улучшающая качество занятий.

 

этапы перехода к коллективному способу обучения

Второй этап

Коллективные  занятия организуются по отдельным  предметам в рамках класса. Коллективная организационная форма обучения, то есть работа в парах сменного состава, становится основным средством  освоения материала. Общий фронт  обычно отсутствует в пределах какого-либо раздела, ученики в классе могут  изучать различные вопросы этого  раздела по разным маршрутам. Это  позволяет в большей мере, чем  на предыдущей фазе, индивидуализировать  обучение.

 Остальные  предметы изучаются по-старому  — на групповых занятиях. При  этом один и тот же учитель  в одних классах может вести  коллективные занятия, а в других  — групповые.

 Для второго этапа характерна одиночная деятельность учителя, отсутствие у него понимания, что его собственные результаты зависят от действий других учителей.

 Серьёзное  ограничение связано с тем,  что по истечении положенного  времени все ученики класса  должны изучать новый раздел. Очевидно, добиться того, чтобы все  из них усвоили раздел полностью  и были готовы вместе с другими  перейти к следующему, часто не  удаётся.

 Ещё одно  из ограничений — столкновение  интересов учителей, ведущих коллективные  занятия и их не организующих. В частности, это может проявляться  в разных требованиях к поведению  обучающих на занятиях.

Третий этап

Коллективные  занятия организуются по всем предметам (или практически по всем) в рамках какого-либо класса. Коллективные занятия  заменяют групповые занятия (уроки). Изменяется традиционный режим работы, практикуется погружение в отдельные  предметы: учащиеся какой-либо период (неделю, месяц) изучают только часть (один, два или несколько) предметов.

 Общий фронт  отсутствует в пределах годовой  программы, содержание которой  разные ученики класса проходят  по отличающимся последовательностям.

 Важно, что  создаётся специальная структура  учительско-ученического самоуправления для планирования, проведения и рефлексии учебных занятий.

 Класс как  тип учебной группы ещё сохраняется,  а программа учебного предмета  делится на годичные блоки.

 Если во  всех классах школы организуются  коллективные занятия, то это  значит, что вся школа перешла  на 3 этап. Тогда существенно меняется управление школой.

Четвёртый этап

 

Коллективные  занятия организуются в отдельных  разновозрастных, разноуровневых учебных группах. Эти группы выделяются в образовательном учреждении наряду с одновозрастными классами.

 Содержание  учебных предметов, изучаемых  в разновозрастном коллективе, не  делится на годичные блоки.  Последовательности и методы  её освоения у разных школьников  разные. К окончанию учебного  года учащиеся осваивают материал, неодинаковый по объёму и составу.

 Учащиеся  такой группы могут в одно  и то же время изучать разные  предметы: одни математику, другие  физику, третьи химию и т. д.  У каждого обучающегося и педагога  есть свой план деятельности  на занятии (которые все вместе  взятые заменяют традиционное  расписание, свойственное классам). Важно, что речь идёт о разновозрастной, разноуровневой группе, то имеются в виду отсутствие деления содержания программ курсов на годичные блоки. Когда в программе предмета исчезает привязка к конкретному классу и году обучения, тогда мы освобождаемся от классной системы. Поскольку на этой фазе в школе выделяются только отдельные учебные группы разновозрастного состава, то само управление образовательным учреждением особо не меняется.

Пятый этап

 

Коллективные  занятия обучения в школе в  разновозрастных учебных группах.

Пятом этапе вся школа переходит на разновозрастные учебные группы.

 В управлении  школой происходят существенные  изменения.

    • сложность осуществления индивидуального подхода к учащимся;
    • ограниченность возможности работать с учеником, имеющим высокие индивидуальные способности;
    • трудность получения своевременной обратной связи об уровне усвоения учебного материала и продвижения в умственном развитии учащихся;
    • ориентация учителя на ученика среднего уровня возможностей и подготовленности;
    • усреднение темпа прохождения учебного материала.

 

Недостатки коллективного  способа обучения :


Информация о работе Коллективные способы обучения