Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 20:38, доклад
Когнитивный подход в психологии. Когнитивная психология позволяет исследовать когнитивную систему человека, следуя за внешним стимулом, получить информацию, обработать, сохранить или потерять, затем управлять сохраненной информацией, использовать и выражать.Согласно концепции Брунера наше познание мира носит прежде всего чувствительный и двигательный характер, потому что ничто не может быть включено в мысль, не пройдя сначала через наши чувства и двигательную активность.
Когнитивный подход в психологии. Когнитивная психология позволяет исследовать когнитивную систему человека, следуя за внешним стимулом, получить информацию, обработать, сохранить или потерять, затем управлять сохраненной информацией, использовать и выражать.Согласно концепции Брунера наше познание мира носит прежде всего чувствительный и двигательный характер, потому что ничто не может быть включено в мысль, не пройдя сначала через наши чувства и двигательную активность. Жан Пиаже пришел к выводу, что когнитивное развитие представляет собой результат постепенного процесса, который состоит из последовательных стадий, а развитие интеллекта ребенка происходит в результате постоянных поисков равновесия между тем, что ребенок знает и тем, что он стремится понять.
Когнитивные теории личности рассматривают человека как «понимающего и анализирующего» , потому как человек находится в мире информации , которую необходимо, понять, оценить и использовать. А поступок человек включает в себя 3 компонента: 1.Само действие. 2.Мысли. 3.Чувства. Внешне поступки могут быть разные, в то время как мысли и чувства могут быть иными. Разные люди по- разному «видят» и оценивают ситуации, в которых они действуют. Оказавшись в реальной ситуации человеку необходимо решать. Он делает выбор и совершает поступок (бихевиористы тут заканчивают анализ поведения), когнитивная же часть поступка еще не завершена, потому что сам поступок является источником информации, которая позволяет формулировать или изменять мнение о себе или о других. Получается, что после реакции человек в той или иной степени осуществляет субъективный анализ своего поведения, его успешности, вследствие чего делаются выводы на будущее и необходимую коррекцию.
Психолог Зимбардо сделал вывод, что большая часть отрицательных поступков объясняется с помощью ситуационных и межличностных факторов, он говорит о том, что даже хорошие люди могут совершать отрицательные поступки в сложных обстоятельствах и ситуациях. Психолог Эллис в свою очередь считает, что неправильное поведение человека вызвано прежде всего иррациональными мыслями, которые порождены «активизирующей ситуацией». В этом же случае ситуацию и выводы необходимо анализировать вместе с человеком, так как в задачи терапевта входит изучение мыслительных процессов пациента и доведение до его сознания иррациональных моментов, которые содержаться в его мыслях. А выработка у человека более объективного восприятия событий приводит его к поиску новых, уже действенных решений. А это значит, что неадаптивные формы поведения постепенно будут заменяться новыми, более эффективными формами, и как следствие будет меняться поведение.
Психолог А.Бек
указывал на то, что «как люди думают,
определяет - что они чувствуют
и как действуют». Из чего делается
вывод, что цель когнитивной терапии
заключается в «модификации дисфункциональных
убеждений и ошибочных способов переработки
информации». Изменения восприятия и мышления
влечет за собой модификацию болезненных
переживаний и поведенческих реакций.
Бек вычислил и описал феномен «автоматических
мыслей», которые связаны с переработкой
текущей информации, они непроизвольны,
быстротечны, бессознательны и непосредственно
ведут к эмоциональным и поведенческим
реакциям. Лица с психическими расстройствами
имеют определенные дисфункциональные
базисные посылки, которые заставляют
их искаженно воспринимать и оценивать
текущие ситуации и испытывать отрицательные
эмоции и неадаптивно действовать. Базисные
посылки - это система глубинных представлений
человека о себе и об окружающем мире,
это своеобразная жизненная философия
человека, в которой зафиксирован весь
его жизненный опыт (здесь особую роль
играют детские впечатления и воздействия
семьи). Психотерапевту необходимо помочь
пациенту представить его идеи в виде
гипотез и совместно с пациентом осуществить
поиск альтернатив.