Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 09:02, реферат
В последние годы неуклонно растет интерес к изучению познавательных процессов. До начала 50-х годов вопросы, относящиеся к теории познания, рассматривались в трудах по философии и логике. В начале 50-х исследованием механизмов познания стали интенсив-но заниматься специалисты в области психологии. Первые исследования были посвящены изучению механизмов восприятия.
1. Вступление. Когнитивная психология. Краткая история развития.
2. Моделирование когнитивных процессов в психологии.
1. Типы познавательных процессов.
2. Цель когнитивного моделирования.
3. Функциональная схема познавательного процесса.
3. Проблема восприятия в когнитологии.
3.1 Общая модель восприятия.
3.2 Структура модели восприятия.
3.3 Проблема визуального кода в работах психологов.
3.4 Механизм и закономерности процесса восприятия.
4. Заключение. Значение исследований когнитивной психологии.
5.Библиография.
Общий код объекта – это композиция двух частей. Общие коды представляют собой систему кодов. Они имеют структуру и могут включать в себя новые коды.
Предполагается, что в памяти сохраняются визуальные коды (образы) «реальных» объектов и коды (когнитивные карты) сложно устроенных сцен физического мира.
Визуальный код объекта содержит информацию о его геометрических характеристиках, его качестве, детализированную информацию возможных действий над ним.
Предложено две модели возникновения кодов: это модель экземпляров и модель реализаций. В модели реализаций каждая экспозиция стимула вызывает соответствующую внутреннюю трассировку. Адекватность модели реализации подтверждается экспериментальными результатами.
Статистически
достоверной является следующая
закономерность: чем больше было предложено
тренировочных стимулов, тем точнее и
быстрее будет опознание, т. е. тем качественней
будет построенный код.
Существуют принципы функционирования восприятия при решении следующих задач:
- выделение объекта из фона
- формирование кода объекта
- установление тождества и различий объектов
- классификация объектов по категориям
- формирование
когнитивной схемы для
- формирование репрезентации
Восприятие можно представить как процесс, который работает по двум противоположным стратегиям: декомпозиции и интеграции. Обе стратегии используются в процессе визуального кода объектов или сцен (системы объектов, расположенных в пространстве). Выбор стратегии определяется как волевым посылом индивидуума, так и природой стимульного материала. Знания – как вербального характера, так и моторные навыки – влияют на процесс восприятия.
Точность
и быстрота восприятия всех типов
стимулов совершенствуется в результате
тренировок. Это объясняется тем,
что при многократном повторении
стимула формируется и
В процессе восприятия часто используется операция установления подобия. Объекты сравниваются путем сравнения частей объектов. Этот метод называется структурным сравниванием.
В проблеме фона и объекта, деление на значимое и незначимое объект представляется как сосредоточение внимания «здесь» и «сейчас», а фон – это контекст ситуации. Деление на фон и объект относительно и динамично, т. е. фон «здесь» и «сейчас» может стать объектом где – нибудь и когда – нибудь.
Исследования психологов доказывают существование врожденных принципов разложения чувственного восприятия на объекты, приобретаемых в течение жизни критериев а так же присутствие элементов обучения.
Важный момент, на который указывает современная психология – это тесная связь восприятия с навыками субъекта (представить целое, как совокупность частей).
Тип восприятия, направленный на разложение стимула на систему подстимулов, обладающих определенной самостоятельностью, называется декомпозиция. Декомпозиция происходит автоматически, независимо от нашего сознания. Способности к дифференциации повышаются с возрастом т. е. с накоплением опыта.
Интеграция объединяет части в целое. При помощи интеграции достигается единство многообразия.
Основные закономерности процесса интеграции:
- способность к объединению вырабатывается с опытом
- части объединяются в целое, если они часто появляются вместе. Возникает обобщенный код.
- стимулы,
представляющие собой
Для точного распознания объекта необходимо перцептивные действия. Была разработана модель перцептивного цикла. Алгоритм его работы заключается в следующем:
- инициализируется определенное множество предвосхищений (гипотез) относительно воспринимаемого объекта.
- эти
предвосхищения определяют
- в результате
обследования происходит
Репрезентация – это когнитивная структура, обеспечивающая решение задач в состоянии «брошенности», когда индивидууму необходимо действовать, а интеллектуальные механизмы (логический анализ) слишком медленные и не отвечают временным ограничениям, которые накладывает ситуация.
Репрезентация
физиологически обусловлена, в
процессе ее формирования преобладают
такие автоматические механизмы, как сравнение,
автоматическая концептуализация, формирование
топологического и метрического кода
физического пространства. Репрезентация
зависит от воспринятой информации, формируется
«здесь» и «сейчас» для решения задач,
стоящих перед индивидуумом в данный момент.
В репрезентации происходит синтез знания
и сенсорной информации.
Идеи
когнитивной психологии дают новый
взгляд на вещи, который находит
свое практическое воплощение в
рамках искусственного интеллекта и
разработки программного обеспечения.
Например, в проекте по созданию
автономной интеллектуальной платформы
указывается исключительная важность
идей когнитологии. НАТО проводит множество
конференций, посвященных различным проблемам
когнитологии. Работы в области когнитологии
активно взаимодействуют с исследованиями
познавательных процессов, проводимых
в смежных областях. Так, когнитивные исследования
функций понятия в познавательной деятельности
человека позволили по - новому взглянуть
на учения классической семантики и формальной
логики как модели мыслительных процессов
человека.
Магазов С.С. «Когнитивные процессы и модели» -М.: Издательство ЛКИ, 2007