Когнитивно-физиологическая теория эмоций С. Шехтера

Автор: v********@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 15:14, доклад

Описание работы

Эта теория разработана С. Шехтером (Schachter, 1964) с коллегами в рамках когнитивистских теорий эмоций. Было выявлено, что висцеральные реакции, обусловливающие увеличение активации организма, хотя и являются необходимым условием для возникновения эмоционального состояния, но недостаточны, так как определяют лишь интенсивность эмоционального реагирования, но не его знак и модальность.

Работа содержит 1 файл

Биологическая теория эмоций П.docx

— 20.01 Кб (Скачать)

 южжКогнитивно-физиологическая теория эмоций С. Шехтера. Эта теория разработана С. Шехтером (Schachter, 1964) с коллегами в рамках когнитивистских теорий эмоций. Было выявлено, что висцеральные реакции, обусловливающие увеличение активации организма, хотя и являются необходимым условием для возникновения эмоционального состояния, но недостаточны, так как определяют лишь интенсивность эмоционального реагирования, но не его знак и модальность. В соответствии с этой теорией, какое-то событие или ситуация вызывают возбуждение и у человека возникает необходимость оценить его содержание, т. е. ситуацию, которая вызвала это возбуждение. По представлениям Шехтера, на возникновение эмоций, наряду с воспринимаемыми стимулами и порождаемыми ими физиологическими изменениями в организме, оказывают влияние прошлый опыт человека и оценка им наличной ситуации с точки зрения имеющихся в данный момент потребностей и интересов. Таким образом, висцеральная реакция вызывает эмоцию не прямо, а опосредованно.

В пользу этой точки зрения говорит то, что  возникновение эмоций может обусловливаться  словесными инструкциями и эмоциогенной информацией, предназначенной для изменения оценки возникшей ситуации (т. е. при использовании феномена приписывания).

Так, в  одном эксперименте людям давали в качестве «лекарства» физиологически нейтральный раствор, причем в одном  случае им говорили, что данное «лекарство»  будет вызывать у них эйфорию, а в другом - состояние гнева. И  действительно, после принятия «лекарства»  через отведенный инструкцией временной  промежуток у испытуемых появились  ожидаемые эмоциональные переживания.

В пользу когнитивных теорий эмоций говорит  и тот факт, что висцеральные реакции, вызванные введением адреналина, зависели от ситуации эксперимента и  характера инструкций: в одном  случае они вызывали реакцию гнева, в другом - страха, в третьем - радости и т. д. (Schachter, Singer, 1962).

Показательны  и эксперименты с ложной обратной связью. Эмоциональное отношение  испытуемых к воспринимаемым объектам определялось в таком опыте не реальными висцеральными изменениями, а оценкой ложной информации о  висцеральных изменениях, якобы возникающих  при восприятии некоторых объектов (Valins, 1970).

Было  также показано, что характер и  интенсивность эмоциональных переживаний  человека в значительной степени  зависит от того, как сопереживают этому человеку другие находящиеся  рядом люди. Причем этот эффект зависит  от того, как сопереживающий относится  к тому человеку, которому сопереживает.

По мнению Шехтера, эмоциональные состояния - это результат взаимодействия двух компонентов: активации (arousal) и заключения человека о причинах его возбуждения на основе анализа ситуации, в которой появилась эмоция.

Однако  проверка гипотезы Шехтера во многих случаях не подтверждала ее. Например, приписывание причины эмоционального состояния нейтральному фактору  не во всех случаях приводило к  снижению интенсивности переживания. Отрицательные результаты в этих экспериментах были получены на лицах  с высокой личностной тревожностью, а также на находящихся в состоянии стресса. Данный метод не . сработал и в клинике, что объясняют сильной концентрацией внимания больных на истинных причинах их болезней. X. Левенталь и А. Томаркен (Leventhal, Tomarken, 1986) показали, что феномен приписывания возникает только в новых условиях и при среднем уровне негативных эффектов. 

Теория  дифференциальных эмоций К. Изарда

Объектом  изучения в этой теории являются частные  эмоции, каждая из которых рассматривается  отдельно от других как самостоятельный  переживательно-мотиваци-онный процесс. К. Изард (2000, с. 55) постулирует пять основных тезисов:

1)  основную  мотивационную систему человеческого  существования образуют 10 базовых  эмоций: радость, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд/смущение, вина, удивление, интерес;

2)  каждая  базовая эмоция обладает уникальными  мотивационными функциями и подразумевает  специфическую форму переживания;

3)  фундаментальные  эмоции переживаются по-разному  и по-разному влияют на когнитивную  сферу и на поведение человека;

4)  эмоциональные  процессы взаимодействуют с драйвами, с гомеостатическими, перцептивными,  когнитивными и моторными процессами  и оказывают на них влияние;

5)  в  свою очередь, драйвы, гомеостатические, перцептивные, когнитивные и моторные  процессы влияют на протекание эмоционального процесса.

В своей  теории К. Изард определяет эмоции как сложный процесс, включающий нейрофизиологические, нервно-мышечные и чувственно-переживательные аспекты, вследствие чего он рассматривает эмоцию как систему. Некоторые эмоции, вследствие лежащих в их основе врожденных механизмов, организованны иерархически. Источниками эмоций являются нейронные и нервно-мышечные активаторы (гормоны и нейромедиаторы, наркотические препараты, изменения температуры крови мозга и последующие нейрохимические процессы), аффективные активаторы (боль, половое влечение, усталость, другая эмоция) и когнитивные активаторы (оценка, атрибуция, память, антиципация).

Говоря  о базовых эмоциях, К. Изард выделяет их некоторые признаки:

1)   базовые эмоции всегда имеют  отчетливые и специфические нервные  субстраты;

2)  базовая  эмоция проявляет себя при  помощи выразительной и специфической  конфигурации мышечных движений  лица (мимики);

3)  базовая  эмоция сопровождается отчетливым  и специфическим переживанием, осознаваемым  человеком;

4)  базовые  эмоции возникли в результате  эволюционно-биологических процессов;

5)  базовая  эмоция оказывает организующее  и мотивирующее влияние на  человека, служит его адаптации.

Однако  сам К. Изард признает, что некоторые эмоции, отнесенные к базовым, не обладают всеми этими признаками. Так, эмоция вины не имеет отчетливого мимического и пантомимического выражения. С другой стороны, некоторые исследователи приписывают базовым эмоциям и другие характеристики.

Очевидно, что базовыми можно называть те эмоции, которые имеют глубокие филогенетические корни, т. е. имеются не только у человека, но и у животных. Так, С. Шевалье-Скольников (S. Chevalier-Skolnikoff, 1973) справедливо указывает, что способы эмоционального выражения свидетельствуют о фундаментальности эмоции только в том случае, если прослеживается их филогенетическое происхождение, т. е. если имеется экспрессивное сходство выражения эмоции в мимике у человека и у других приматов. Поэтому такие дискретные эмоции, присущие только человеку, как стыд и вина, к ним не относятся. Вряд ли можно назвать эмоциями также интерес и застенчивость.

Не отрицая  мотивационного значения эмоций, трудно согласиться с К. Изардом в том, что эмоции являются основной мотивационной системой организма и в качестве фундаментальных личностных процессов придают смысл и значение человеческому существованию. Мотивация гораздо сложнее, чем это представляется К. Изар-ду, и эмоции выступают лишь в качестве одного из мотиваторов, влияющих на принятие решения и поведение человека. Точно так же смысл и значение человеческого существования определяется не только эмоциями, но и ценностями, социальными потребностями и т. п. Несколько странно рассмотрение эмоций, с одной стороны, как мотивационной системы организма, а с другой - как фундаментального личностного процесса

Информация о работе Когнитивно-физиологическая теория эмоций С. Шехтера