Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 12:54, реферат
Цель написания реферата: изучить особенности когнитивной психологии.
Задачи:
1. Исследовать становление когнитивной психологии.
2. Рассмотреть особенности современных подходов к когнитивной психологии.
Введение…………………………………………………………………………
1.Становление когнитивной психологии……………………………………..
2.Особенности современных подходов к когнитивной психологии………...
Заключение……………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………….
Р.Л. Солсо, исследуя когнитивную психологию, пишет, что бихевиоризму, который вообще изучал внешние реакции на стимулы, не удалось объяснить разнообразие человеческого поведения. Стало, таким образом, очевидным, что внутренние мысленные процессы, косвенно связанные с непосредственными стимулами, влияют на поведение. Некоторые полагали, что эти внутренние процессы можно определить и включить их в общую теорию когнитивной психологии.
Возникновение теории связи. Теория связи спровоцировала проведение экспериментов по обнаружению сигналов, вниманию, кибернетике и теории информации - т.е. в областях, существенных для когнитивной психологии.
Современная
лингвистика. В круг вопросов, связанных
с познанием, были включены новые
подходы к языку и
Изучение памяти. Исследования по вербальному научению и семантической организации создали крепкую основу для теорий памяти, что привело к развитию моделей систем памяти и появлению проверяемых моделей других когнитивных процессов.
Компьютерная
наука и другие технологические
достижения. Компьютерная наука и
особенно один из ее разделов - искусственный
интеллект (ИИ) - заставили пересмотреть
основные постулаты, касающиеся обработки
и хранения информации в памяти,
а также научения языку. Новые
устройства для экспериментов значительно
расширили возможности
От
ранних концепций репрезентации
знаний и до новейших исследований
считалось, что знания в значительной
степени опираются на сенсорные
входные сигналы. Эта тема дошла
к нам еще от греческих философов
и через ученых эпохи ренессанса
- к современным когнитивным
Несколько более аналитичный подход к теме когнитивных карт и внутренних репрезентаций избрали Норман и Румельхарт (1975). В одном из экспериментов они попросили жителей общежития при колледже нарисовать план своего жилья сверху. Как и ожидалось, студенты смогли идентифицировать рельефные черты архитектурных деталей - расположение комнат, основных удобств и приспособлений. Но были также упущения и просто ошибки. Многие изобразили балкон вровень с наружной стороной здания, хотя на самом деле он выступал из нее.
Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896-1980), стремясь выяснить, каким образом человек познает реальный мир, изучал закономерности развития мышления у ребенка и пришел к выводу, что когнитивное развитие — результат постепенного процесса, состоящего из последовательных стадий. Развитие интеллекта ребенка происходит в результате постоянных поисков равновесия между тем, что ребенок знает, и тем, что хочет понять. Все дети проходят такие стадии развития в одной и той же последовательности, причем некоторые все из них, тогда как у других развитие тормозится или блокируется на каком-то этапе из-за недостатка одного или нескольких необходимых факторов. Это продвижение вперед определяется совместным воздействием становления нервной системы, опыта обращения с различными предметами и таких социальных факторов, как язык и воспитание.
Когнитивные теории личности исходят из осмысления человека как «понимающего, анализирующего», поскольку он находится в мире информации, которую надо понять, оценить, использовать. Поступок человека включает три компонента:
- само действие;
- мысли;
-
чувства, испытываемые при
Внешне
похожие поступки могут быть разными,
так как различными оказываются
мысли и чувства.
2.
Особенности современных
подходов к когнитивной
психологии
Развитие
когнитивной психологии как научного
направления привело к
Кроме
того, когнитивное движение преобразовало
и структуру общенаучного знания.
Возникла единая дисциплина под названием
когнитивной науки. В ее структуру
полностью или отдельными своими
отраслями входят психология познания,
лингвистика, антропология, эпистемология
(философская теория познания), нейронаука,
направление «искусственного
В
1967 г. появилась книга У. Найссера,
давшая название новому направлению
психологической науки. Когнитивная
психология рассматривает человека
как познающую систему и
Попытки
описать работу мозга и ее психические
проявления с помощью различных
технических или физических аналогий
были характерны практически для
всех психологических концепций, пытавшихся
найти механизмы психической
деятельности. При этом в каждый
исторический период исследователи
искали наиболее сложный аналог. Так,
взгляды Павлова были непосредственно
связаны с представлением о работе
мозга как коммутаторной
У
истоков возникновения
В
соответствии с компьютерной метафорой
гипотезы о непосредственно не наблюдаемых,
внутренних процессах должны быть таковы,
чтобы их можно было конструктивно
интерпретировать в терминах организации
вычислительных систем. Компьютерная
метафора не заменяет психологическую
теорию, она лишь призвана помочь сформулировать
теорию в конструктивных понятиях.
М. Н. Раговин рассматривает
Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше поведение.
Результаты
исследований в области когнитивной
психологии, как правило, представляют
в виде моделей переработки
Когнитивный
подход имеет в своей основе ряд
аксиоматических предпосылок. Во-первых,
это представление о поэтапной
переработке информации, т.е. о том,
что стимулы внешнего мира проходят
внутри психики через ряд
Наиболее плодотворной компьютерная метафора оказалась в области исследований структурной организации памяти. Область психологии памяти стала центральной для когнитивного подхода. В когнитивной психологии память сравнивалась с библиотекой, мастерской, хранилищем и т. д. Главной аналогией при этом всегда оставались блоки оперативной и внешней памяти вычислительного устройства. У. Найссер следующим образом представляет процесс переработки информации в памяти. Первыми этапами на пути преобразования сенсорной информации являются периферические виды памяти: «иконическая» для зрения и «эхоическая» для слуха. Затем информация попадает в вербальную кратковременную память, где сохраняется с помощью процессов скрытого или явного проговаривания, после чего становится возможным ее долговременное запоминание. Различают две фазы познавательных процессов. Первая фаза – фаза предвнимания – связана с относительно грубой и параллельной обработкой информации. Вторая – фаза фокального внимания – имеет характер осознанной внимательной детальной и последовательной обработки. Здесь становится возможным вербальное кодирование информации, служащее предпосылкой для ее сохранения в памяти и последующей реконструкции.
Центральным
становится вопрос об организации знания
в памяти субъекта, в том числе
о соотношении вербальных и образных
компонентов в процессах
Благодаря
когнитивной психологии был сделан
значительный шаг вперед по сравнению
с предыдущими периодами
С позиций когнитивной психологии эффективное обучение возможно лишь в том случае, когда новый материал, связанный с уже имеющимися знаниями и умениями, включается в существующую когнитивную структуру. В качестве важного условия обучения рассматривается внутренняя мотивация, связанная с интересом учащихся к изучаемому предмету.
В
настоящее время это
В
когнитивной психологии психика
рассматривается как система
когнитивных реакций и