Когнитивная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 12:54, реферат

Описание работы

Цель написания реферата: изучить особенности когнитивной психологии.
Задачи:
1. Исследовать становление когнитивной психологии.
2. Рассмотреть особенности современных подходов к когнитивной психологии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
1.Становление когнитивной психологии……………………………………..
2.Особенности современных подходов к когнитивной психологии………...
Заключение……………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Когнитивная психология реферат готовы материал 7 семестр.docx

— 39.26 Кб (Скачать)

       Р.Л. Солсо, исследуя когнитивную психологию, пишет, что бихевиоризму, который  вообще изучал внешние реакции на стимулы, не удалось объяснить разнообразие человеческого поведения. Стало, таким  образом, очевидным, что внутренние мысленные процессы, косвенно связанные  с непосредственными стимулами, влияют на поведение. Некоторые полагали, что эти внутренние процессы можно  определить и включить их в общую  теорию когнитивной психологии.

       Возникновение теории связи. Теория связи спровоцировала проведение экспериментов по обнаружению  сигналов, вниманию, кибернетике и  теории информации - т.е. в областях, существенных для когнитивной психологии.

       Современная лингвистика. В круг вопросов, связанных  с познанием, были включены новые  подходы к языку и грамматическим структурам.

       Изучение  памяти. Исследования по вербальному  научению и семантической организации  создали крепкую основу для теорий памяти, что привело к развитию моделей систем памяти и появлению  проверяемых моделей других когнитивных  процессов.

       Компьютерная  наука и другие технологические  достижения. Компьютерная наука и  особенно один из ее разделов - искусственный  интеллект (ИИ) - заставили пересмотреть основные постулаты, касающиеся обработки  и хранения информации в памяти, а также научения языку. Новые  устройства для экспериментов значительно  расширили возможности исследователей.

       От  ранних концепций репрезентации  знаний и до новейших исследований считалось, что знания в значительной степени опираются на сенсорные  входные сигналы. Эта тема дошла  к нам еще от греческих философов  и через ученых эпохи ренессанса - к современным когнитивным психологам. Но идентичны ли внутренние репрезентации  мира его физическим свойствам? Все  больше свидетельств того, что многие внутренние репрезентации реальности - это не то же самое, что сама внешняя  реальность - т.е. они не изоморфны. Работа Толмена с лабораторными животными заставляет предположить, что информация, полученная от органов чувств, хранится в виде абстрактных репрезентаций.

       Несколько более аналитичный подход к теме когнитивных карт и внутренних репрезентаций  избрали Норман и Румельхарт (1975). В одном из экспериментов они  попросили жителей общежития  при колледже нарисовать план своего жилья сверху. Как и ожидалось, студенты смогли идентифицировать рельефные  черты архитектурных деталей - расположение комнат, основных удобств и приспособлений. Но были также упущения и просто ошибки. Многие изобразили балкон вровень  с наружной стороной здания, хотя на самом деле он выступал из нее.

       Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896-1980), стремясь выяснить, каким образом человек  познает реальный мир, изучал закономерности развития мышления у ребенка и  пришел к выводу, что когнитивное  развитие — результат постепенного процесса, состоящего из последовательных стадий. Развитие интеллекта ребенка  происходит в результате постоянных поисков равновесия между тем, что  ребенок знает, и тем, что хочет  понять. Все дети проходят такие  стадии развития в одной и той  же последовательности, причем некоторые  все из них, тогда как у других развитие тормозится или блокируется  на каком-то этапе из-за недостатка одного или нескольких необходимых  факторов. Это продвижение вперед определяется совместным воздействием становления нервной системы, опыта  обращения с различными предметами и таких социальных факторов, как  язык и воспитание.

       Когнитивные теории личности исходят из осмысления человека как «понимающего, анализирующего», поскольку он находится в мире информации, которую надо понять, оценить, использовать. Поступок человека включает три компонента:

       - само действие;

       - мысли;

       - чувства, испытываемые при выполнении  определенного действия.

       Внешне  похожие поступки могут быть разными, так как различными оказываются  мысли и чувства. 

       2. Особенности современных  подходов к когнитивной  психологии 

       Развитие  когнитивной психологии как научного направления привело к преобразованию психологии познавательных процессов. Традиционно выделяемые психические  познавательные процессы рассматриваются  ныне в контексте функционирования единой системы, обеспечивающей познание, хранение знаний, их преобразование и  использование, а также порождение новых знаний (в виде гипотез, фантазий, продуктов творчества и пр.). Психология познания преобразуется в психологию человеческого знания. Под знанием  понимается индивидуальное знание.

       Кроме того, когнитивное движение преобразовало  и структуру общенаучного знания. Возникла единая дисциплина под названием  когнитивной науки. В ее структуру  полностью или отдельными своими отраслями входят психология познания, лингвистика, антропология, эпистемология (философская теория познания), нейронаука, направление «искусственного интеллекта», «инженерия знаний» и пр.

       В 1967 г. появилась книга У. Найссера, давшая название новому направлению  психологической науки. Когнитивная  психология рассматривает человека как познающую систему и интерпретирует протекающие в этой системе процессы как поэтапную переработку информации в поведении субъекта по аналогии с переработкой информации в ЭВМ. Эта аналогия, получившая в литературе специальное название – компьютерная метафора, – и легла в основу представлений о психической  деятельности в когнитивной психологии.

       Попытки описать работу мозга и ее психические  проявления с помощью различных  технических или физических аналогий были характерны практически для  всех психологических концепций, пытавшихся найти механизмы психической  деятельности. При этом в каждый исторический период исследователи  искали наиболее сложный аналог. Так, взгляды Павлова были непосредственно  связаны с представлением о работе мозга как коммутаторной телефонной станции. Энергетизм З. Фрейда подразумевал аналогию с электрическими процессами. А. А. Ухтомский полагал, что иррадиация возбуждения в коре головного  мозга подобна распространению  радиоволн, которые принимаются  там, где в данный момент включен  приемник. Гештальт-психологи видели единство феноменального поля сознания с реальными физическими полями наподобие электромагнитного. Поэтому  неудивительно, что в когнитивной  психологии была принята аналогия работы мозга с устройством и работой  ЭВМ. Важно отметить существенное отличие  компьютерной метафоры от других предшествовавших ей технических аналогий, с помощью  которых исследователи описывали  механизмы психической деятельности.

       У истоков возникновения компьютерной метафоры, которую приняли специалисты  в области когнитивной психологии, лежит когнитивная метафора, которую  приняли специалисты в области  вычислительной техники, информатики, искусственного интеллекта. Они обратились к развиваемым в современной  психологии представлениям о системе  субъективного опыта человека, о  способах репрезентации и хранения знаний в этой системе.

       В соответствии с компьютерной метафорой  гипотезы о непосредственно не наблюдаемых, внутренних процессах должны быть таковы, чтобы их можно было конструктивно  интерпретировать в терминах организации  вычислительных систем. Компьютерная метафора не заменяет психологическую  теорию, она лишь призвана помочь сформулировать теорию в конструктивных понятиях. М. Н. Раговин рассматривает когнитивную  психологию как психологию познания, в той или иной степени использующую компьютерную метафору. Познание, по У. Найссеру, – это обобщенное название для всех процессов, посредством которых сенсорная информация трансформируется, редуцируется, усиливается, сохраняется, извлекается и используется. Оно имеет отношение к этим процессам даже тогда, когда они разворачиваются в отсутствие релевантной стимуляции, как это имеет место при воображении или галлюцинациях. Такие термины, как «ощущение», «восприятие», «воображение», «запоминание», «припоминание», «решение задач» и «мышление», относятся к гипотетическим стадиям или аспектам процесса познания.

       Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как  эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и  преобразуется в знания и как  эти знания влияют на наше поведение.

       Результаты  исследований в области когнитивной  психологии, как правило, представляют в виде моделей переработки информации. Модель переработки информации предполагает, что процесс познания можно разложить  на ряд этапов, каждый из которых  представляет собой некую гипотетическую единицу, включающую набор операций, выполняемых над входной информацией. Модели состоят из блоков, каждый из которых выполняет строго определенные функции. Связи между блоками  означают путь прохождения информации от входа до выхода модели. В результате преобразований информации формируются  «внутренние репрезентации» воспринимаемых объектов, событий и т. д.

       Когнитивный подход имеет в своей основе ряд  аксиоматических предпосылок. Во-первых, это представление о поэтапной  переработке информации, т.е. о том, что стимулы внешнего мира проходят внутри психики через ряд последовательных преобразований. Во-вторых, это допущение  об ограниченной емкости системы  переработки информации. Именно ограниченность способности человека осваивать  новую информацию и преобразовывать  уже существующую заставляет искать наиболее эффективные и адекватные способы работы с ней. Эти стратегии (в гораздо большей степени, чем соответствующие им мозговые структуры) моделируют когнитивные психологи. И, в-третьих, вводится постулат о кодировании информации в психике. Данный постулат фиксирует предположение о том, что физический мир отражается в психике в особой форме, которую нельзя свести к свойствам стимуляции.

       Наиболее  плодотворной компьютерная метафора оказалась  в области исследований структурной  организации памяти. Область психологии памяти стала центральной для  когнитивного подхода. В когнитивной  психологии память сравнивалась с библиотекой, мастерской, хранилищем и т. д. Главной  аналогией при этом всегда оставались блоки оперативной и внешней  памяти вычислительного устройства. У. Найссер следующим образом  представляет процесс переработки  информации в памяти. Первыми этапами  на пути преобразования сенсорной информации являются периферические виды памяти: «иконическая» для зрения и «эхоическая» для слуха. Затем информация попадает в вербальную кратковременную память, где сохраняется с помощью  процессов скрытого или явного проговаривания, после чего становится возможным  ее долговременное запоминание. Различают  две фазы познавательных процессов. Первая фаза – фаза предвнимания –  связана с относительно грубой и  параллельной обработкой информации. Вторая – фаза фокального внимания – имеет характер осознанной внимательной детальной и последовательной обработки. Здесь становится возможным вербальное кодирование информации, служащее предпосылкой для ее сохранения в памяти и последующей  реконструкции.

       Центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, в том числе  о соотношении вербальных и образных компонентов в процессах запоминания  и мышления. Интенсивно разрабатываются  также когнитивные теории эмоций, индивидуальных различий и личности.

       Благодаря когнитивной психологии был сделан значительный шаг вперед по сравнению  с предыдущими периодами развития общей психологии. Вклад когнитивной  психологии в развитие психологической  науки определяется тем, что она  расширила сферу исследований, открыла  много новых аспектов анализа  традиционных психологических проблем, дала полный анализ микроструктуры познавательных действий. Кроме того, она чрезвычайно  расширила диапазон применяемых  методических средств.

       С позиций когнитивной психологии эффективное обучение возможно лишь в том случае, когда новый материал, связанный с уже имеющимися знаниями и умениями, включается в существующую когнитивную структуру. В качестве важного условия обучения рассматривается  внутренняя мотивация, связанная с  интересом учащихся к изучаемому предмету.

       В настоящее время это направление  представлено рядом вариантов. Наибольшее распространение получил вычислительный вариант, где познавательные процессы трактуются крайне механистически: психика  выступает в виде устройства с  фиксированной способностью к преобразованию сигналов. Особо подчеркивается роль внутренних когнитивных схем и активности познающего организма в процессе познания. Направление возникло под  влиянием информационного подхода. Основную область исследований в  когнитивной психологии составляют познавательные процессы - память, психологические  аспекты языка и речи, восприятие, решение задач, мышление, внимание, воображение и когнитивное развитие. Когнитивный подход распространился  и на исследование эмоциональной  и мотивационной сферы личности, а также на социальную психологию.

       В когнитивной психологии психика  рассматривается как система  когнитивных реакций и постулируется  связь этих реакций не только с  внешними стимулами, но и с внутренними  переменными, например с самосознанием, когнитивными стратегиями, селективностью внимания и т.д. Главным принципом, на основании которого рассматривается когнитивная система человека, является аналогия с компьютером, т.е. психика трактуется как система, предназначенная для переработки информации.

Информация о работе Когнитивная психология