Когнитивная психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 18:04, реферат

Описание работы

Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение. Когнитивная психология охватывает весь диапазон психологических процессов — от ощущений до восприятия, распознавания образов, внимания, обучения, памяти, формирования понятий, мышления, воображения, запоминания, языка, эмоций и процессов развития; она охватывает всевозможные сферы поведения

Работа содержит 1 файл

Психология.docx

— 25.05 Кб (Скачать)

Доклад на тему «Когнитивная психология». 
 

 
 

Работу выполнила

Студентка группы ОС 22/9

ГОУ СПО «МПК» 
                            Чичкова Татьяна.
 
 

Когнитивная психология (англ. cognitive psychology) — современное направление в исследовании познавательных процессов. Возникло в 1960-х гг. как альтернатива бихевиоризму.

Когнитивная психология изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в  памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение. Когнитивная психология охватывает весь диапазон психологических процессов — от ощущений до восприятия, распознавания образов, внимания, обучения, памяти, формирования понятий, мышления, воображения, запоминания, языка, эмоций и процессов развития; она охватывает всевозможные сферы поведения

Информационный  подход  
Модель, которой обычно пользуются когнитивные психологи, называется МОДЕЛЬЮ ПЕРЕРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ.  
Когнитивные модели, опирающиеся на модель переработки информации, — это эвристические построения, используемые для организации существующего объема литературы, стимуляции дальнейших исследований, координации исследовательских усилий и облегчения коммуникаций между учеными. Существует тенденция приписывать моделям большую структурную незыблемость, чем это может быть подтверждено эмпирическими данными.  
Модель переработки информации полезна для вышеперечисленных задач; однако, чтобы лучше отразить достижения когнитивной психологии, были разработаны и другие моделиМодель переработки информации предполагает, что процесс познания можно разложить на ряд этапов, каждый из которых представляет собой некую гипотетическую единицу, включающую набор уникальных операций, выполняемых над входной информацией. Предполагается, что реакция на событие (например, ответ: «А, да, я знаю, где эта выставка») является результатом серии таких этапов и операций (например, восприятие, кодирование информации, воспроизведение информации из памяти, формирование понятий, суждение и формирование высказывания). На каждый этап поступает информация от предыдущего этапа, и затем над ней выполняются свойственные для данного этапа операции. Поскольку все компоненты модели переработки информации так или иначе связаны с другими компонентами, трудно точно определить начальный этап; но для удобства мы можем считать, что вся эта последовательность начинается с поступления внешних стимулов.  
               Сфера когнитивной психологии  
Современная когнитивная психология заимствует теории и методы из 10 основных областей исследований : восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, языковые функции, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект.
 

       
 

  Моделирование когнитивных процессов в психологии. 

Современные исследования познавательных функций доказывают, что познание может быть познано, т. е. объект исследования может быть изучен средствами этого же объекта. Инструментом исследования могут выступать:

1.     способность к чувственному восприятию

2.     интроспекция психической и интеллектуальной жизни субъекта

Выделяется 2 методологических подхода к изучению когнитивных  процессов: феноменологический и нейрофизиологический.

Феноменологический  подход описывает наблюдаемые проявления процесса познания (область когнитивной  психологии).

Нейрофизиологический  подход объясняет процесс познания исходя из действия физиологических  механизмов.

 
                    Типы познавательных процессов. 
 

Базовой основой  когнитивных исследований является то, что перед индивидуумом есть две реальности: ментальная и «настоящая» (объективная). « Настоящая» реальность дана человеку через органы чувств. Она не меняется в результате познавательного  процесса.

Ментальная модель конструируется индивидуумом в процессе познания и дана ему от рождения как продукт эволюционного развития. Ментальная модель позволяет индивидууму  ориентироваться в «настоящей»  реальности и обеспечивает ему выживание. Это является одной из целей когнитивного процесса.

Традиционно в  психологии признается два типа когнитивных  процессов: явный и автоматический (скрытый, подсознательный). Они взаимообусловлены.

Явные механизмы  познания доступны для наблюдения с  помощью интроспекции, т. е. осознаются индивидуумом. Важной особенностью явного механизма является целенаправленный характер его деятельности, регулируемый волевым усилием. При помощи явных  механизмов решается осознаваемая задача.

Скрытые процессы изучаются с помощью психологических  экспериментов. В результате экспериментов  показано, что скрытые познавательные способности являются приобретенными, а часть их - врожденными. Современная  господствующая точка зрения – бессознательная категоризация происходит на уровне скрытых механизмов познания, которые поддаются тренировке.               

Цель  когнитивного моделирования.  

Цель когнитивного моделирования – построить модель интеллектуального поведения человека, где сознание представляется в виде информационной машины.

Информация о работе Когнитивная психология