Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:28, реферат
Когнитивная психология (англ. cognition - знание, познание) возникла в 60-е годы в США и была направлена против бихевиористского исключения психического компонента из анализа поведения, против игнорирования познавательных процессов и познавательного развития. Когнитивная психология выросла из исследований необихевиористов.
1. Что такое когнитивная психология?
2. Сфера когнитивной психологии
3. Когнитивная нейронаука
4. Когнитивная психология сегодня
• Компьютерная наука и другие технологические достижения. Компьютерная наука, и особенно один из ее разделов — искусственный интеллект, заставили психологов пересмотреть основные постулаты, касающиеся решения проблем, обработки и хранения информации в памяти, а также обработки языка и овладения им. Новое экспериментальное оборудование значительно расширило возможности исследователей.
• Когнитивное развитие. Специалисты, интересующиеся психологией развития, обнаружили упорядоченное, последовательное разворачивание способностей в ходе взросления. Одним из известных психологов своего времени был Жан Пиаже, описавший процесс формирования у детей различных понятий в период от младенчества до юности. Такое развитие способностей представляется естественным.
От ранних
концепций репрезентации знаний
и до новейших исследований считалось,
что знания в значительной степени
опираются на сенсорные входные
сигналы. Эта тема пришла от древнегреческих
философов и ученых эпохи Возрождения
к современным когнитивным психологам.
Но идентичны ли внутренние репрезентации
мира его физическим свойствам? Существует
все больше свидетельств того, что многие
внутренние репрезентации реальности
— это не то же самое, что сама внешняя
реальность, то есть они не изоморфны.
Работа Толмена с лабораторными животными
и эксперименты Бартлетта, проведенные
с участием людей, заставляют предположить,
что информация, полученная от органов
чувств, хранится в виде абстрактных репрезентаций.
Кроме того, исследования нервной системы
ясно показывают, что мы получаем и храним
информацию, приходящую из внешнего мира,
с помощью нейрохимического кода.
Современная
когнитивная психология состоит
из многих разделов: восприятие, распознавание
образов, внимание, память, воображение,
речь, психология развития, мышление и
принятие решения, в целом естественный
интеллект и отчасти искусственный интеллект.
Модели познавательных процессов позволяют
по-новому взглянуть на сущность психической
жизни человека. «Когнитивная, или иначе
познавательная, активность — это активность,
связанная с приобретением, организацией
и использованием знания. Такая активность
характерна для всех живых существ, и в
особенности для человека. По этой причине
исследование познавательной активности
составляет часть психологии» (Ульрик
Найссер «Познание и реальность»).
С расширением
предметной области исследований когнитивной
психологии обнаружилась ограниченность
информационного подхода, особенно
при анализе речевой деятельности, мышления,
долговременной памяти и структуры интеллекта.
Поэтому когнитивисты начали обращаться
к генетической психологии (Ж. Пиаже), культурно-исторической
психологии (Л. С. Выготский и др.), деятельностному
подходу (А. Н. Леонтьев и др.).
С другой стороны,
разработанная ими методическая
база экспериментальных исследований
привлекла внимание многих европейских,
в том числе российских ученых,
которые адаптировали ее для развития
своих традиций (микроструктурный и
микродинамический анализ, микрогенетический
метод). (А. И. Назаров.)
Исследования
когнитивной психологии охватывают
как сознательные, так и бессознательные
процессы психики, при этом и те и
другие трактуются как различные
способы переработки
Когнитивная
психология имеет в своей основе
ряд аксиоматических
Представление
о поэтапной переработке
Допущение об
ограниченной емкости системы переработки
информации. Именно ограниченность способности
человека осваивать новую информацию
и прообразовывать уже существующую заставляет
искать наиболее эффективные и адекватные
способы работы с ней. Эти стратегии (в
гораздо большей степени, чем соответствующие
им мозговые структуры) моделируют когнитивные
психологи.
Вводится
постулат о кодировании информации
в психике. Данный постулат фиксирует
предположение о том, что физический
мир отражается в психике в
особой форме, которую нельзя свести к
свойствам стимуляции.
Вариантом когнитивной
психологии, завоевывающим все большую
популярность в последние годы, является
теория уровней переработки информации
(Ф. Крейк, Р. Локхард, 1972). В настоящее
время когнитивная психология все
еще находится в стадии становления, но
уже стала одним из самых влиятельных
направлений мировой психологической
мысли.