Когнитивная психология

Автор: g*************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 11:40, контрольная работа

Описание работы

Исследования в области психологии и этики делового общения, проводимые в странах Запада, опираются на те, или иные положения существующих там направлений общей и социальной психологии при решении теоретических и методологических проблем. Для этого используются основополагающие положения таких направлений, как бихевиоризм, когнитивная психология, гештальт-психология, теория поля, психоанализ, гуманистическская психология, интеракционизм.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Сущность бихевиоризма как науки изучающей поведение объективным путем……………………………………………………………..4-7
Основные положения когнитивной психологии……………….7-12
Практическое задание…………………………………………..12-14
Заключение……………………………………………………...15-16
Список литературы……………………………………………………….17

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

      Ряд содержательных положений высказан Альбертом Бандурой и Джулианом Роттером в рамках их социально-когнитивного подхода в изучении психики людей и их поведения. Бандура полагает, что психическое функционирование лучше понимать в терминах непрерывного взаимодействия между факторами поведенческими, когнитивными и средовыми. Это означает, что поведение, личностные аспекты и социальные воздействия - это взаимозависимые детерминанты, то есть на поведение влияет окружение, но люди также играют активную роль в создании социальной окружающей среды и других обстоятельств. Наиболее отличительной чертой социально-когнитивной теории Бандуры является убеждение в том, что в основном поведение человека формируется через наблюдение или на основе примеров.

    Бандура обосновывает способность человека к саморегуляции, в частности, к тому, чтобы, действуя в соответствии с обстановкой, учитывать характер влиянии своих действий на других людей и их возможные реагирования на эти действия. Тем самым появляется возможность предвидеть последствия собственных действий и самому регулировать, соответственно менять свое поведение.

    Большое значение в сознательном поведении  личности, кроме наблюдений, ученый отводит таким проявлениям сознания человека, как внимание и мотивы, побуждающие его действовать в том, или ином направлении. Речь идет о побудительной мотивации поведения людей, вытекающей из их потребностей, интересов, целей и тд. Оценивая прошлый опыт успехов и неудач в попытке достичь желаемых результатов, человек сам выстраивает свое поведение в соответствии со своими потребностями и интересами.

    Вполне  определенно А. Бандура «отдает  приоритет сознательному мышлению над бессознательными детерминантами поведения». Другими словами, он ставит осмысленные цели над инстинктами или интуицией. Тем самым повышается возможность самоконтроля в поведении и деятельности людей.

    Джулиан Роттер  подчеркивал роль социальных и познавательных переменных в понимании личности. Как и Бандура, он полагает, что люди – активные участники событий, влияющих на их жизнь. Его теория социального научения – это попытка объяснить, как научаются поведению путем взаимодействия с другими людьми и элементами окружения. Говоря словами Роттера: "Это теория социального научения, потому что она подчеркивает тот факт, что главным или основным типам поведения можно научиться в социальных ситуациях, и эти типы поведения сложным образом соединены с нуждами, требующими удовлетворения в посредничестве с другими людьми".

    В центре внимания теории социального научения Роттера лежит прогноз поведения человека в сложных ситуациях. Роттер полагает, что нужно тщательно проанализировать взаимодействие четырех переменных:

    1) Потенциал поведения - вероятность данного поведения, "встречающегося в какой-то ситуации или ситуациях в связи с каким-то одним подкреплением или подкреплениями".

    2) Ожидание - относится к субъективной вероятности того, что определенное подкрепление будет иметь место в результате специфического поведения. С точки зрения Роттера, величина силы ожидания может варьировать от 0 до 100.

    3) Ценность подкрепления - степень, с которой мы при равной вероятности получения предпочитаем одно подкрепление другому. Используя эту концепцию, он утверждает, что люди различаются по своей оценке важности той или иной деятельности и ее результатов.

    4) Психологическая ситуация - с точки зрения индивидуума. Роттер утверждает, что социальные ситуации таковы, какими их представляет наблюдатель.

    1. Практическое задание.

     Укажите, какое психологическое положение из перечисленных следует отнести к гештальтпсихологии:

     а) «восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как и устройство организма генотипом»;

     б) «если приспособления вызваны стимулом внутреннего характера и относятся к телу субъекта, то мы имеем эмоцию, например, покраснение; если стимул приводит к приспособлению организма, то имеем инстинкт – например, хватание»;

     в) «наша задача заключается в накоплении наблюдений над поведением человека, чтобы в каждом данном случае при данном стимуле можно было сказать наперед, какая будет реакция».

  1. Когнитивная психология. Её представители У.Найссер, А. Пайвио и др. отводят в поведении субъекта решающую роль знаниям (от лат. Cognito - знание). Для них центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных (словесных) и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Эта психология возникла под определенным влиянием теоретиков - информационного подхода. Основное понятие когнитивной психологии - «схема». Она представляет собой имеющийся в голове человека план сбора и программу переработки информации об объектах и событиях. Восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как устройство организма генотипом.
  2. Уотсон производит классификацию всех реакций по двум основаниям: являются ли они приобретенными или наследственными; внутренними (скрытыми) или внешними (наружными). В последующем Уотсон произвел различение между инстинктивными и эмоциональными реакциями: «…если приспособления вызваны стимулом внутреннего характера и относятся к телу субъекта, то мы имеем эмоцию, например, покраснение; если стимул приводит к приспособлению организма, то имеем инстинкт — например, хватание». – Бихевиоризм.
  3. «Основная задача бихевиоризма заключается в накоплении наблюдений над поведением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном случае при данном стимуле (или лучше сказать – ситуации) бихевиорист мог сказать наперед, какая будет реакция или – если дана реакция – какой ситуацией данная реакция вызвана». Таковы две проблемы бихевиоризма. »- Бихевиоризм .

     Тезис «наша задача заключается в накоплении наблюдений над поведением человека, что бы в каждом  данном случае при данном стимуле можно было сказать наперед, какая будет реакция» характерен для гештальтпсихологии, где главное внимание уделяется внутренней психической деятельности человека.

     Гештальтитсты  применяют метод моделирования, с помощью которого изучают процесс  образования в сознании людей  целостного образа. В основу гештальтпсихологии легли исследования зрительного восприятия, доказавшие, что люди склонны воспринимать окружающий мир в виде упорядоченных целостных конфигураций, а не отдельных фрагментов.

     Идея  о том, что внутренняя системная  организация целого определяет свойства и функции образующих его частей, была применена первоначально к экспериментальному изучению восприятия (преимущественно зрительного). Это позволило изучить ряд его важных особенностей: константность, структурность, зависимость образа предмета ("фигуры") от его окружения ("фона") и др. При анализе интеллектуального поведения была прослежена роль сенсорного образа в организации двигательных реакций. Построение этого образа объяснялось особым психическим актом постижения, мгновенного схватывания отношений в воспринимаемом поле. Эти положения гештальтпсихология противопоставила бихевиоризму, который объяснял поведение организма в проблемной ситуации перебором "слепых" двигательных проб, случайно приводящих к удачному решению. При исследовании процессов человеческого мышления основной упор был сделан на преобразование ("реорганизацию", новую "центрировку") познавательных структур, благодаря которому эти процессы приобретают продуктивный характер, отличающий их от формально логических операций, алгоритмов. 

     Заключение.

     Осуществленный  бихевиоризмом поворот к объективному изучению психики, разработанные им новые методики эксперимента, широкое  привлечение в психологию математических средств составили сильную сторону  бихевиоризма. Однако в советской и зарубежной психологии бихевиоризм был подвергнут серьёзной критике (она была начата гештальтпсихологией и продолжена в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Ж. Пиаже и др.) за устранение из психологии таких фундаментальных понятий, как сознание, мышление, воля и т.д., за игнорирование социальной природы психики, за огрубление и примитивизацию вследствие этого поведения человека, и, в конечном счёте, за утрату собственно предмета психологии. Всё же наивысшего развития бихевиоризм, в его классической форме, достиг в 1920-х годах. Основные идеи, методики исследования и термины бихевиоризма были перенесены в антропологию, социологию, педагогику. В США эти науки, объединяемые изучением поведения, получили общее название "бихевиоральных наук"; это название сохраняется и до сих пор, хотя теперь в большинстве случаев оно уже не выражает непосредственного влияния идей бихевиоризма. В послевоенное время традиции бихевиоризма были продолжены в ряде исследований по машинному переводу, а также в американских концепциях так называемого программированного обучения.

     Возникновение когнитивной психологии является логическим следствием философской мысли того времени. Определенную роль в развитии современной когнитивной психологии сыграли такие философы как Декарт, Юм и Кант. Основоположниками когнитивной психологии являются не только философы, но и ученые других отраслей знания, которые внесли свой вклад в становление и развитие когнитивной психологии.

     Идеи  когнитивной психологии дают новый  взгляд на вещи, который находит свое практическое воплощение в рамках искусственного интеллекта и разработки программного обеспечения. Например, в проекте по созданию автономной интеллектуальной платформы указывается исключительная важность идей когнитологии. НАТО проводит множество конференций, посвященных различным проблемам когнитологии. Работы в области когнитологии активно взаимодействуют с исследованиями познавательных процессов, проводимых в смежных областях. Так, когнитивные исследования функций понятия в познавательной деятельности человека позволили по - новому взглянуть на учения классической семантики и формальной логики как модели мыслительных процессов человека. 
 

 

     Литература:

  1. Большой психологический словарь. /Сост.  Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – 3-е изд. - М.: Олма - Пресс, 2002
  2. Когнитивная психология / Р. Солсо. — 6-е изд. — СПб.: Питер, 2006.
  3. Когнитивная психология. Учебник для вузов. / Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2002
  4. Магазов С.С. "Когнитивные процессы и модели" - М.: Издательство ЛКИ, 2007
  5. Психология и этика делового общения: учебник для вузов /Под ред. В.Н.Лавриненко. – 3-е изд.,- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер, 2007.
  7. Соколова Е.Е. Введение в психологию. М., 2007.

Информация о работе Когнитивная психология