Когнитивная психология памяти

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 09:38, реферат

Описание работы

Когнитивная психология занимается исследованиями в области психологии мышления и сознания, изучает все познавательные психические процессы(память, восприятие, мышление, внимание, речь и т.д.).

Работа содержит 1 файл

Володя.docx

— 36.93 Кб (Скачать)

Во взглядах на семантическую организацию доминировал  ассоцианизм доктрина, утверждающая, что психологические явления  функционально связаны. Несмотря на эти важные достижения, никакой последовательной теории семантической памяти разработано  не было. За последние несколько  лет в подходе в семантической  памяти произошел сдвиг от ассоцианистских позиций к когнитивным. Хотя эти две позиции имеют общие черты, акцент в последней делается на детальном описании когнитивных структур, которое отражало бы способ организации семантической информации в памяти. В некотором смысле работа когнитивного психолога заключается в абстрагировании данных из семантических экспериментов и систематизации этих данных в виде детальной структуры памяти. Чтобы это сделать, надо объединить и согласовать данные многих экспериментов, в результате чего модель семантической памяти может стать весьма сложной.

Можно представить, что представление  знаний в виде сети семантических  ассоциаций это основной вопрос когнитивной  психологии: "Самая фундаментальная проблема из тех, с которыми сегодня встречается когнитивная психология, это как теоретически представить знания, имеющиеся у человека: что представляют собой элементарные символы или понятия, и как они связаны, состыкованы между собой, как из них строятся более крупные структуры знаний, и как осуществляется доступ к столь обширной "картотеке ", как ведется в ней поиск, и как она используется при решении рядовых вопросов повседневной жизни ".[6] Чтобы найти связь между повседневными проблемами и репрезентацией знаний, Андерсон и Бауер использовали пропозиции утверждения или высказывания о сущности этого мира. Пропозиция это абстракция, которая передает фразу и похожа на нее нечто вроде отдельной структуры, связывающей идеи и понятия. Пропозиции чаще всего иллюстрируются семантическими примерами, но другие виды информации например, зрительная, также могут быть представлены в памяти в виде пропозиций. "Назначение "долговременной памяти " записывать информацию о мире и обеспечивать доступ к хранимым данным. В пропозициональных репрезентациях основная форма записи информации это конструкция "субъектпредикат ". В исследованиях семантической памяти доминируют две основные позиции, различающиеся по своей направленности: ассоцианистский подход, который сосредоточен на функциональных связях между понятиями, и когнитивный подход, который сосредоточен на мысленных структурах, характеризующих отношения между значением и памятью. Ассоцианистское направление исследует семантическую организацию памяти путем анализа особенностей свободного воспроизведения (например, то, какие слова припоминаются совместно); предполагается, что таким путем можно получить информацию о характере организации понятий и лежащей в их основе когнитивной структуры. Когнитивные модели систематизируют данные семантических экспериментов, создавая всеобъемлющие теории памяти; они подразделяются на групповые модели, модель сравнительных семантических признаков, сетевые модели и пропозициональные сети. " [7] В групповых моделях понятия организованы в виде множества "групп " информации, содержащих категории и атрибуты. Модель сравнительных семантических признаков также предполагает наличие групповой структуры, но разделяет атрибуты на определяющие, или существенные, и характерные, или описательные, признаки. Оценка понятий предположительно основана больше на определяющих признаках. Сетевые модели исходят из того, что понятия хранятся в памяти в виде независимых единиц, объединенных конкретными и значимыми связями (например, "Малиновка есть птица "). Предполагается, что воспроизведение из памяти осуществляется путем оценки достоверности целевых и связанных с ними понятий и что перемещение по структуре в процессе извлечения информации требует времени. В моделях пропозициональных сетей память организована в виде сложной ассоциативной сети пропозициональных конструкций, являющихся наименьшими значимыми единицами информации (например, "НьюЙорк (есть) большой ").

Один  из первых этапов, через который  проходит информация, называется "сенсорный  регистр ". Взрослые помещают в сенсорный  регистр большое количество зрительной информации и она на короткое время (около 250 мсек) остается там в необработанном виде. За это время некоторая информация передается в кратковременную память, посредством избирательного внимания способность сосредотачиваться на существенной информации и отфильтровывать несущественную. Когда мы смотрим на сложный по составу стимул, мы сосредотачиваемся на ряде имющихся у него аспектов и передаем их в память. Этот процесс называется "кодированием ", поскольку увиденный стимул сохраняется у нас не в виде буквальной копии, а "кодируется " или преобразуется, подобно тому как телеграфный код преобразует букву в определенную последовательность точек и тире. В кодировании сложного стимула заключены огромные и разнообразные возможности: мы можем сосредоточиться на его цвете, форме, величине или удаленности, на его названии или на многих других вещах, связанных с ним.[8]

Информация  об устройстве человеческой памяти полезна  для построеня этнопсихологической теории. При этом следует учесть, что наша память избирательна и в своей избирательности культурно детерминирована. Не все события, запечатленные в нашей памяти становятся достоянием сознания, и в целом наша память представляет нам мир так, что его образ соответствует нашей культурной картине мира.

- Когнитивная психология

[1] Tulving, E. Episodic and semantic memory. In E.Tulving, W.Donaldson (Eds.), Organisation and Memory. New York:Academic Press, 1972.

[2] Edward Shoben. Theories of Semantic Memory: Approaches to Knowledge and Sentence Comprehension. In: Rand J. Spiro, B. C. Bruce, W. F. Brewer (Eds.), Theoretical Issues in Reading Comprehension. Perspectives from Cognitive Psychology, Linguistics, Artificial Intelligence, and Education. Hillsdale, N.J.: Lawrence Erlbaum Associates Publishers, 1980, рр 311 312.

[3] Smith, E.E. Theories of semantic memory. In W.K.Estes (Ed.), Handbook of learning and cognitive processes (Vol.6). Hillsdale, N.J.: Lawrence Erlbaum Associates, 1978.

[4] Edward Shoben. Theories of Semantic Memory: Approaches to Knowledge and Sentence Comprehension. In: Rand J. Spiro, B. C. Bruce, W. F. Brewer (Eds.), Theoretical Issues in Reading Comprehension. Perspectives from Cognitive Psychology, Linguistics, Artificial Intelligence, and Education. Hillsdale, N.J.: Lawrence Erlbaum Associates Publishers, 1980, рр. 315 316, 318.

[5] Ibid., pp. 319 321.

[6] Андерсон  и Бауер (1973). Цит. по: Роберт Л. Солсо. Когнитивная психология. М., Тривода, 1996, р. 241.

[7] Роберт  Л. Солсо. Когнитивная психология. М., Тривода, 1996, р. 242.

[8] Там  же, сс. 406 407.

Информация о работе Когнитивная психология памяти