Кодекс профессиональной этики психологов общества психологов ВНР

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 16:44, доклад

Описание работы

Целью Кодекса профессиональной этики психологов (КПЭП) является установление системы основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из принадлежности к профессии психолога. КПЭП должен служить авторитетным руководством для разрешения проблемных или конфликтных ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности психологов.

Работа содержит 1 файл

Кодекс психолога.doc

— 58.50 Кб (Скачать)

   2. При сотрудничестве с представителями  других отраслей науки психолог  должен основываться на положениях  психологии и соответственно  отказываться от участия в любой дискуссии, касающейся первенствующего положения какой-либо области знания.

   3. Осознание комплексности своей  деятельности должно побуждать  психолога совершенствовать свои  познания в экономике и теории  организации, а также в той области производства, в которой он занят.

   4. Психолог должен быть в курсе  новейших достижений в своей  области, по возможности принимать  участие в научных разработках  и создании новых методик. Прежде  чем применить на практике  полученные результаты, не прошедшие научной и практической апробации, следует ознакомить с ними научную общественность и принять во внимание сделанные замечания. 

ОБЯЗАННОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К  ПРЕДПРИЯТИЮ И  К ОБСЛЕДУЕМЫМ  ЛИЦАМ 

   1. Психологи, работающие непосредственна  на предприятии, или психологи, выполняющие исследования на предприятии по поручению научной организации на основании договора между последней и предприятием, должны перед началом обследования информировать обследуемых в том, что результаты будут сообщены администрации предприятия. В случае приема на работу новых сотрудников и их обследования на предмет профессиональной пригодности психолог должен сообщить им о цели обследования и получить их согласие, несмотря на то, что сама явка на обследование может уже рассматриваться как согласие.

   2. При обследовании добровольцев  результаты могут быть сообщены  другим лицам (администрации предприятия  и т. д.) только с согласия  обследованных или с согласия  лиц, официально на это уполномоченных. Как исключение могут рассматриваться  лишь случаи, упомянутые в соответствующем разделе Кодекса.

   3. Сообщая психологические результаты  обследования заинтересованным  лицам, психологу следует тщательно  взвесить объем и форму сообщаемой  информации с тем, чтобы для  обследуемого в ней не содержалось  травмирующих факторов (больше плохого, чем хорошего).

   4. Заключения других специалистов  могут быть доведены до сведения  обследуемого только в случае  их официального на это согласия.

   5. При направлении предприятием  вновь зачисляемого работника  на обследование по поводу профессиональной пригодности психолог, выступающий в роли эксперта, при вынесении отрицательного решения должен указать возможные сферы профессиональной деятельности для данного лица. Если на основании полученных им данных психолог не может решить этот вопрос, он должен направить обследуемого в компетентный орган профессиональной ориентации.

   6. Если при обследовании психолог  обнаружит, что данное лицо  нуждается в психиатрическом  (или любом другом медицинском)  освидетельствовании или лечении,  он должен в соответствующей форме предложить это обследуемому или ответственному за него по закону лицу.

   7. Психолог может давать персональные  советы или проводить психотерапию  только в том случае, если он  имеет необходимую квалификацию  и соответствующим образом зарегистрирован. 

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО СОХРАНЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТАЙНЫ 

   1. При любом обследовании, успешность  которого определяется откровенностью  обследуемого, психолог должен заверить  его в том, что конфиденциальные  сведения будут сохранены в  тайне. Отчеты психолога должны составляться таким образом, чтобы нельзя было установить личность обследованного.

   2. Администрация предприятия, по  чьему распоряжению проводится  психологическое обследование, должна  быть предупреждена о, том,  что на нее распространяется  обязательство хранить профессиональную тайну. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, не имеющих отношения к служебной ситуации, интересам предприятия и самого работника.

   3. Если в процессе обследования психолог должен пользоваться магнитофоном, скрытым микрофоном или приспособлением для скрытого визуального наблюдения, он обязан удостовериться в том, что некомпетентные лица не получат к ним доступа.

   4. Психолог ответствен за сохранение в секрете конфиденциальных сведений об обследуемом. Психолог отвечает в этом плане за действия своего персонала, не имеющего психологической квалификации. Прерывая или оканчивая работу на определенном предприятии, психолог должен принять меры к сохранению секретности.

   5. Психолог ответствен за то, чтобы  тесты или другие психологические  материалы не попали в руки  некомпетентных лиц. Передача  таких материалов возможна только  специалистам-психологам. 

ПРАВИЛА СООБЩЕНИЙ И ПУБЛИКАЦИЙ 

   1. В отчетах, предназначенных для непсихологов — представителей администрации предприятия, психолог должен исходить из того, что его цель — оказание помощи в решении возникающих перед предприятием проблем. По этой причине, не поступаясь научной строгостью, он должен сделать свое сообщение ясным для читателей-непсихологов. Если употребление специальных терминов неизбежно, их смысл должен быть объяснен. Отчеты психолога должны быть применимы к практическим нуждам предприятия.

   2. Отчеты о работе, выполненной  в соответствии с договором, должны касаться лишь пунктов, оговоренных в договоре, и не давать оснований для неправильного толкования или применения полученных результатов.

   3. При проведении индивидуальных  или групповых обследований, а  также при оценке отношений  в коллективе (между коллегами или между начальником и подчиненным) психолог тщательно взвешивает, что, в какой мере и кому он может сообщить, принимая во внимание ожидаемую реакцию на сообщение.

   4. Несмотря на то что первоочередная  задача психолога, работающего  на предприятии, — помощь в разрешении конкретных проблем, он должен стремиться вносить вклад в развитие науки путем ознакомления коллег со своими достижениями и разработками (чтение лекций, публикации).

   5. При заключении любого договора  психолог сохраняет право на  публикацию, однако сведения о предприятии могут быть опубликованы им только с устного или письменного согласия администрации. 

ПРАВИЛА ПРЕПОДАВАНИЯ И ПОПУЛЯРИЗАЦИИ 

   1. При любых сообщениях, предназначенных  для людей, не имеющих психологического  образования (лекции, популярные статьи), следует избегать раскрытия методов (тесты и т. п.), применимость которых может пострадать, если они станут известны. Сообщение о таких методах возможно только в лекциях и публикациях для специалистов.

   2. Во всех лекциях или популяризаторских сообщениях психолог должен отражать возможности и ограничения практической психологии в соответствии с реальным положением дел. Он обязан представлять достижения психологии профессионально, точно и в соответствии с действительным состоянием науки на данный момент. Следует воздерживаться от любых преувеличений, могущих повлечь неоправданные ожидания.

   3. Психолог проводит в жизнь  те же принципы применительно  к своим публикациям в специальных  изданиях той отрасли производства, в которой он работает.

Информация о работе Кодекс профессиональной этики психологов общества психологов ВНР