Классификация психопатий (П.Б. Ганнушкин). Теории внутренней мотивации

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 17:06, реферат

Описание работы

Классификация психопатий - разработанная в 1933 году П. Б. Ганнушкиным классификация личностных расстройств, использовавшаяся в советской и российской психиатрии до перехода на Международный Классификатор Болезней в 1997 году. Термин «психопатия» весьма неоднозначный (может употребляться одними авторами, например, как синоним антисоциального расстройства личности, другими, как обозначение психических расстройств вообще, и так далее), в связи с чем Ганнушкин употребляет выражение «конституциональная психопатия», подчёркивая статичную и, по его мнению, врождённую природу этой группы расстройств.

Работа содержит 1 файл

общая психология.doc

— 73.00 Кб (Скачать)
  1. Ганнушкин П. Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика Нижний Новгород: Издательство Нижегородской государственной медицинской академии, 1998.- 124 с. - 5000 экз. - ISBN 5-86093-015-1.

Внутренняя мотивация - конструкт, описывающий такой тип детерминации поведения, когда инициирующие и регулирующие его факторы проистекают изнутри личностного Я и полностью находятся внутри самого поведения. «Внутренне мотивированные деятельности не имеют поощрений, кроме самой активности. Люди вовлекаются в эту деятельность ради нее самой, а не для достижения каких - либо внешних наград. Такая деятельность является самоцелью, а не средством для достижения некой другой цели». 
 
Если ученик приходит домой и с восторгом говорит, что в школе был интереснейший урок, и он хочет почитать энциклопедию, чтобы завтра участвовать в обсуждении, то он демонстрирует пример внутренне мотивированного поведения. В данном случае направленность на выполнение урока проистекает из содержания самого урока и связана с интересом и удовольствием, которые сопровождают процесс познания и открытия нового. Когда все приятели бегут записываться в секцию каратэ -до, потому что это стало модным (пример внешней мотивации), а наш ученик направляется в городошную секцию, потому что только это ему интересно, он вновь демонстрирует внутренне мотивированное поведение. 
 
Для объяснения этого типа мотивации было создано множество теорий: теория компетентности и мотивации эффективностью теории оптимальности активации и стимуляции теория личностной причинности теория самодетерминации теория «потока».
 

Теории внутренней мотивации  
 
Термин «внутренняя мотивация» впервые был введен в 1950 г. К этому времени популярность бихевиористского подхода стала падать, и прежде всего потому, что, несмотря на попытки сформулировать универсальные законы человеческого поведения, многие виды человеческой активности никак не укладывались в объяснительные схемы бихевиоризма. В конце 50-х гг. появились две работы, которые как бы подвели итог этой неудовлетворенности: кни¬га Р. Вудвортса и статья Р. Уайта. 
В книге «Динамика поведения», которая явилась развитием идей, впервые изложенных в 1918 г. Р. Вудвортс провозгласил принцип Первичности поведения в противовес бихевиористскому принципу первичности драйва (побуждения). Перефразируя известную поговорку, этот принцип можно сформулировать так: «Человек ест, чтобы осуществлять поведение, а не осуществляет поведение для того, чтобы есть». Человек, согласно Р. Вудвортсу, рождается с активной тенденцией освоить мир с помощью поведения. Такое поведение понимается как постоянный поток активности по эффективному взаимодействию с окружением. Удовлетворение драйвов прерывает эту активность для того, чтобы обеспечить организм необходимой энергией. 
Р. Уайт в статье «Пересмотр мотивации: понятие компетентности» предложил концептуально более разработанную модель на эту же тему. Он ввел понятие «компетентность», объединяющее такие виды поведения, как ощупывание, осматривание, манипулирование, конструирование, игра, творчество. Он считает, что все эти виды поведения, при выполнении которых организм не получает никаких видимых подкреплений, преследуют одну цель: повышение компетентности и эффективности человека. Силой, детерминирующей это стремление к компетентности, является «мотивация через чувство эффективности». Данный вид мотивации имеет место всякий раз, когда человека побуждает потребность в эффективности, компетентности и мастерстве.  

Анализируя многочисленные работы по сравнительной и детской психологии, психоанализу, персонологии и психологии творчества, Р. Уайт убедительно показывает, что для понимания большого набора различных видов человеческого поведения конструкты «компетентность», «стремление к компетентности» и «мотивация эффективностью» (что практически равнозначно конструкту «внутренняя мотивация») являются более продуктивными, чем конструкты «оперантное обусловливание», «подкрепление» или гомеостатическая модель биологических драйвов.

 

Информация о работе Классификация психопатий (П.Б. Ганнушкин). Теории внутренней мотивации