Классификация психических явлений и процессов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 18:22, практическая работа

Описание работы

Классификация психических явлений и процессов Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно: 1) психические процессы, 2) психические состояния, 3) психические свойства. Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса. Отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма. Все психические процессы подразделяются на познавательные – к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение; эмоциональные – активные и пассивные переживания; волевые – решение, исполнение, волевое усилие; и т.д. Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека. В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности. Под психическим

Работа содержит 1 файл

Распечатка.doc

— 71.00 Кб (Скачать)

37

ПРОБЛЕМЫ БИОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО В РАЗВИТИИ ПСИХИКИ И ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКАОдним из самых дискуссионных вопросов, всегда возникающих в процессе построения психологической реальности, являлся и есть вопрос о соотношении биологического и социального в психологии.Первоначально вопрос о детерминации развития человека был поставлен в философии. Традиционно выделяют биологические и социальные факторы развития человека как вида (антропогенез) и индивида (онтогенез).Действительно, с одной стороны, такие процессы, как дыхание, питание, размножение, ставят человека в один ряд с другими представителями царства животных и являются биологическими (природными, врожденными). С другой стороны, речь, промышленность, сложные общественные процессы, абстрактное мышление принципиальным образом отличают нас от всех остальных живых существ. Естественно, ученые давно задумались над вопросом об отнесении человека к какой-либо из существующих категорий. Биолог скажет, что человек - всего лишь один из представителей отряда приматов. Философ возмутится такой постановкой вопроса и потребует, чтобы биолог научил самую умную обезьяну, например, разговаривать. Примерно таким образом на протяжении нескольких последних столетий спорили друг с другом представители двух непримиримых направлений в науке – «биологизаторы» и «социологизаторы»

38

Классификация эмоций

Человеческие  чувства (эмоции) имеют разнообразные  проявления обладают различной степенью интенсивности и продолжительности. Они могут быть длительными, но слабыми (печаль), или сильными, но кратковременными (радость), или длительно протекающими сильными (любовь). Чувства также различаются по глубине, осознанности, генетическому происхождению, условиям возникновения и исчезновения, действию на организм, динамике развития, направленности, по способу их выражения и т.д. Чувства по-разному отражаются внутренней сферой и внешним обликом.

Все многообразие чувств можно условно разделить (по их субъективному переживанию) на 2 категории: на чувства положительные, связанные с удовлетворением  жизненных потребностей человека и доставляющие удовольствие, и чувства отрицательные, связанные с неудовлетворением жизненных потребностей и потому доставляющие неудовольствие. По содержанию все чувства можно классифицировать на простые и сложные в зависимости от того, какого уровня потребности удовлетворяются у человека. К простым относятся гнев, страх, радость, горе, зависть, ревность, а к более сложным - моральное, эстетическое чувство, чувство патриотизма и любви к родине и др.

В зависимости  от силы, влияния на активность человека эмоции делят на стенические ("стенос" - по-гречески означает силу) и астенические (частица "а" означает отрицание). Стенические - это те, что возбуждают, активируют (радость, гнев), а астенические, наоборот, подавляют активность, действуют угнетающе (страх, тоска).

Известно, что человек унаследовал механизм эмоций от своих животных предков. Поэтому  простейшие эмоции, связанные с удовлетворением  органических потребностей человека совпадает  с эмоциями животных (ярость, страх).

Т.о. эмоциональное реагирование характеризуется знаком (положительные или отрицательные переживания), влиянием на поведение и деятельность (стимулирующее или тормозящее), интенсивностью (глубина переживаний и величина физиологических сдвигов), длительностью протекания (кратковременные или длительные), предметностью (степень осознанности и связи с конкретным объектом).

Деление эмоций на положительные и отрицательные  во многом условно и, по крайней мере, не соответствует положительной  или отрицательной роли эмоций для  данного человека в конкретной ситуации. Например, такую эмоцию, как страх, безоговорочно относят к отрицательным, но она безусловно имеет положительное значение для животных и человека, а в некоторых случаях может доставлять человеку удовольствие. 

39

Понятие эмоций

В эмоциональной  сфере наиболее ярко проявляются  те или иные особенности каждого  человека, его отношение к себе и к окружающим. Эмоции накладывают  отпечаток практически на все  психические проявления человека, на весь его облик в виде удовлетворенности или неудовлетворенности, интереса или равнодушия, беспокойства, подавленности, опасения, страха, предвкушения приятного, воодушевления, радости и т.д.

Эмоция (от лат. emovere - возбуждать, волновать) обычно понимается как переживание, душевное волнение. Еще в первой половине XX в. говорили об аффектах как эмоциональных реакциях, направленных на разрядку возникшего эмоционального возбуждения.

Эмоции  или чувства способны существенно  повлиять на течение других психических  процессов, ускорить или замедлить  мыслительную деятельность, сделать ее более продуктивной или наоборот.

Эмоциями  называют определенные переживания, которые  выражают субъективное отношение человека к окружающему миру и к самому себе, на пути к удовлетворению своих  насущных потребностей.

Эмоции следует отграничивать от близких к ним психических проявлений. Одни ученые склонны отождествлять эмоции с потребностями живых организмов, другие с инстинктами, третьи - с так называемыми мотивациями. Однако все это хотя и близкие, но разные явления. Эмоции могут быть связаны с потребностями, инстинктами или мотивациями, входить в них в качестве составной части, но отождествлять эти понятия нельзя. Одна и та же эмоция может возникнуть но самым различным поводам, как, например, эмоция удовольствия, сопровождающая удовлетворение потребности и в пище, и в одежде, и в просмотре хорошего фильма. 

Исследователи выделяют несколько функций эмоций: отражательную (оценочную), побуждающую, подкрепляющую, переключательную, коммуникативную.

В качестве ведущей функции следует выделить отражательную (оценочную) функцию (в эволюции высшей нервной деятельности эмоции предшествовали сознанию).

Отражательная функция эмоций выражается в обобщенной оценке событий, что позволяет прежде всего определить полезность и вредность  воздействующих на организм факторов и реагировать раньше, чем будет определена локализация вредного воздействия. Примером может служить поведение человека, получившего травму конечности. Ориентируясь на боль, человек немедленно находит такое положение, которое уменьшает болевые ощущения.

Оценочная функция более очевидна для таких  переживаний, как гнев, ненависть, стыд, так как они непосредственно  соединяются с реакциями, тогда  как для переживаний удовольствия, страдания, радости, скуки не всегда удается определить их причины.

Оценочная или отражательная функция эмоции непосредственно связана с ее побуждающей функцией. Эмоция выявляет зону поиска, где будет найдено .решение  задачи, удовлетворение потребности. Эмоциональное  переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию. Два класса эмоций - ведущие и ситуативные - несут функцию побуждения. 

40

Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека, отличающаяся относительной устойчивостью. Благодаря чувству можно выяснить эмоциональное отношение человека к тем или иным вещам, определить его моральные убеждения и особенности внутреннего мира человека.

Всё новое  происходящее в жизни и деятельности человека воспринимается и выражается в новых чувствах и переживаниях. Формирование чувств является необходимым  условием развития человека как личности. Они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, образования, культуры и других факторов.

Функции чувств:

мотивационная – чувства мотивируют поведение;

сигнальная  – чувства сигнализируют человеку о потребностной значимости объектов и побуждают направлять на них деятельность;

оценочная – чувства помогают определить значимость всего, что происходит;

функция синтезирующая основы образа - отражает разнообразие раздражителей в виде целых и структурных образований;

экспрессивная функция – обеспечивает невербальную коммуникацию. 

38

Классификация чувств: чувства различают по модальности, по интенсивности, по продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм, по формам и условиям своего развития, по психическим процессам, с которыми они связаны, по потребностям, по предметному содержанию. Существующие классификации различаются по своей теоретической и эмпирической обоснованности. 
 

Информация о работе Классификация психических явлений и процессов