Классификация ощущений

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 20:34, доклад

Описание работы

Пять основных видов ощущений: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус — были известны уже древним грекам. В настоящее время расширены представления о видах ощущений человека, можно выделить около двух десятков различных анализаторных систем, отражающих воздействие внешней и внутренней среды на рецепторы.

Работа содержит 1 файл

Классификация ощущений.doc

— 52.00 Кб (Скачать)

Классификация ощущений

Пять основных видов  ощущений: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус — были известны уже древним грекам. В настоящее время расширены представления о видах ощущений человека, можно выделить около двух десятков различных анализаторных систем, отражающих воздействие внешней и внутренней среды на рецепторы.

Классификацию ощущений производят по нескольким принципам. Основная и самая значительная группа ощущений доводит до человека информацию из внешнего мира, и связывает его  с внешней средой. Это экстерорецептивные — контактные и дистантные ощущения, они возникают при наличии или отсутствии непосредственного контакта рецептора с раздражителем. Зрение, слух, обоняние относятся к дистантным ощущениям. Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку в ближайшей среде. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения — контактные.

По расположению рецепторов на поверхности тела, в  мышцах и сухожилиях или внутри организма  различают соответственно:

  • экстероцепцию — зрительная, слуховая, тактильная и другие;
  • проприоцепцию — ощущения с мышц, сухожилий;
  • интероцепцию — ощущения голода, жажды.

В ходе эволюции всего  живого чувствительность претерпевала изменения от самой древней до современной. Так, дистантные ощущения можно считать современнее контактных, но в структуре самих контактных анализаторов также можно выявить более древние и совсем новые функции. Так, например, болевая чувствительность более древняя, чем тактильная.

Такие принципы классификации  помогают сгруппировать все виды ощущений в системы и увидеть  их взаимодействие и связи. 

Восприятие — это следующий за ощущением, более высокий уровень познания окружающих предметов и явлений. Восприятие происходит одновременно с ощущением. Информация от органов чувств — различные ощущения, — являются «материалом» для процесса восприятия, его элементами. Если ощущение — это отражение отдельных свойств и качеств предмета (что-то блеснуло вдалеке, какой-то звук донесся), то в процессе восприятия у человека возникает целостный образ вещей и событий. Образно можно сказать, что ощущение отвечает на вопрос «какое?», а восприятие — на вопрос «что это?». Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных частей и свойств при непосредственном их воздействии на органы чувств. Широко известна притча о мудрецах, которые с завязанными глазами ощупывали слона, пытаясь определить, что это. Один обхватил ногу и сказал: «Это столб». Другой ощупал кончик хобота и сказал: «Это рот». Третий провел по хвосту: «Это веревка». А четвертый попытался обхватить туловище и уверенно изрек: «Это стена». Когда же с них сняли повязки, то все хором воскликнули: «Да ведь это слон — как же мы не узнали!». Эта метафора очень точно характеризует сущность восприятия.

Образ предмета, получаемый в результате восприятия не только целостен, но и субъективен — одну и ту же совокупности свойств или качеств предмета разные люди объединяют в разные целые, особенно если предмет трудно узнаваем (в силу размытости контуров, неопределенности формы, нечеткости изображения, неизвестности и т. п.). Известны «пятна Роршаха» — чернильные пятна неопределенных очертаний. Психиатр Роршах случайно капнул чернилами в середину сложенного пополам листа бумаги; развернув лист, он увидел симметричное бесформенное изображение. В дальнейшем такие изображения стали одной их методик исследования личности, так как оказалось, что бессмысленные пятна воспринимаются как что-то осмысленное (собака, озеро, облако). Причем каждый человек видит в фигурах что-то свое, отражающее его индивидуальные особенности, характер, жизненный опыт, взгляды на жизнь. В одном и том же изображении кто-то видит «мрачную старуху с длинным носом», а кто-то — «тянущуюся руку». Каждый из нас смотрел на облака и узнавал в них какие-то особенные изображения, между тем как другие люди видели в них другие фигуры. 

Восприятие  предметов происходит, в основном, за счет восприятия формы, так как она является наиболее надежным признаком вещи, остающимся неизменным при изменениях цвета, величины, положения предмета. Формой называются характерные очертания и взаимное расположение деталей предмета. Форма бывает трудно различимой, и не только в силу сложных очертаний самой вещи. На восприятие формы может влиять множество других объектов, обычно находящихся в поле зрения и могущих образовывать самые причудливые сочетания. Иногда непонятно, принадлежит ли данная часть этому предмету или другому, какой предмет эти части образуют. На этом построены многочисленные иллюзии восприятия, когда предмет воспринимается не таким, какой он есть на самом деле, — по объективным характеристикам (больше или меньше, легче или тяжелее, светлее или темнее).

Например, иллюзии  зрения.

А. Диаметр какого кружка на рис.1 больше? (Кружок, окруженный кружками поменьше, кажется больше диаметром, чем кружок, окруженный большими кругами).

 
Рис. 1

Б. Одинаковы ли средние отрезки на рис. 2? А короткие отрезки? (Отрезки одинаковы, но кажутся разными).

 
Рис. 2

Интересны в этом отношении эксперименты с детьми 1,5-2 лет. Две шоколадки одинакового размера окружались: одна — бумажками большого размера, другая — маленькими бумажками. Дети всегда тянулись за той, которая казалась им больше. За какой тянулись дети? (вопрос ученикам).

В другом опыте с детьми их сажали на пол, разукрашенный особым образом: как будто там ступенька (рис. 3). В этом направлении им показывали яркую игрушку. Дети ползли за ней, но неизменно останавливались перед «спуском на ступеньку». А помните ли вы подобный эпизод притчи о царе Соломоне и царице Савской? Царь Соломон, желая увидеть ноги царицы (которые она почему-то всегда скрывала), сделал в одном из залов своего дворца, сразу за порогом, стеклянный пол, куда налили воды и пустили плавать рыб. Царица, входя, инстинктивно отпрянула назад от водной глади, приподняв платье, чтобы не замочить его. И все увидели, что у прекраснейшей царицы Савской ноги не столь совершенны, как все остальное.

 
Рис. 3

При восприятии времени минута кажется длиннее, если мы пристально следим за бегом секундной стрелки. При воздействии алкоголя или наркотиков оно замедляется (отсюда множество историй о «заторможенности» восприятия наркоманов). Время, насыщенное приятными эмоциями, событиями, активной деятельностью, вспоминается как более продолжительное. Отрезок времени, в течение которого ничего не произошло, помнится «пустым», «бесследно пролетевшим». Все воздействия, ускоряющие процессы в организме (медикаменты, эмоции, события), ускоряют для нас и течение времени.

Упражнение  «Чувство времени». Все закрывают глаза. Учитель подает сигнал: «Начали!». Надо постараться уловить тот момент, когда пройдет минута. При этом не надо считать про себя. Просто откройте глаза и поднимите руку, как только, с вашей точки зрения, прошла минута. Каждый продолжает сидеть молча до тех пор, пока все не откроют глаза. В зависимости от того, раньше, вовремя или позже ученик поднял руку, учитель знаком показывает, какой значок ему следует отметить в тетради: -, 0 или +.

Обсуждение. Как у вас развито чувство времени? Хотелось бы вам что-либо изменить в связи с этим и как это можно сделать (пусть подскажут одноклассники)? Приведите примеры случаев искажения восприятия времени в вашей жизни.

Известна  иллюзия при восприятии движения, когда сидя в вагоне стоящего поезда и наблюдая в окно движущийся другой поезд, кажется, будто едешь сам.

Женщинам  хорошо известно влияние на восприятие отношений между предметами — например, предметов гардероба: их цвета, размера, рисунка и пр. Синяя кофточка делает бледно-голубые глаза ярко-голубыми. Черная одежда «стройнит», то есть делает объем тела зрительно меньше. Вертикальные полосы на одежде делают вас как будто выше, а горизонтальные — «короче». Высокий каблук «удлиняет» ногу. Все искусство макияжа, одежды, прически, походки, поз, жестов и т. п. призвано создавать иллюзии восприятия человека как более красивого, стройного, рослого, уверенного и какого-то там еще, нежели он есть на самом деле. В принципе, этот обман невинен, а зачастую даже необходим.

Размер предметов  может искажать восприятие пространства. На рис. 4 маленький квадрат кажется более удаленным, чем большой. Определенное сочетание линий может давать искаженное восприятия формы предмета и его расположения в пространстве (рис. 5). 
Обсуждение. Приведите примеры иллюзий восприятия из вашей жизни.

 
Рис. 4

 
Рис. 5

Информация о работе Классификация ощущений