Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 14:46, курсовая работа
Деление понятия — логическая операция, в процессе которой раскрывается объем понятия.
Например, выделив из множества студентов тех, кто является студентами стационара, студентами- заочниками и студентами вечернего отделения, мы произведем деление понятия «студент» по признаку «форма обучения».
ДЕЛЕНИЯ
ПОНЯТИЯ.
Деление понятия — логическая операция, в процессе которой раскрывается объем понятия.
Например, выделив из множества студентов тех, кто является студентами стационара, студентами- заочниками и студентами вечернего отделения, мы произведем деление понятия «студент» по признаку «форма обучения».
Каждое деление состоит из трех компонентов:
1) делимое
понятие — понятие, объем
2) члены
деления — понятия, которые
получаются в результате
3) основание деления — понятие, представляющее собой признак, по которому производится деление.
В нашем примере делимое понятие — «студент», основание деления — «форма обучения», члены деления — «студент стационара», «студент заочного отделения», «студент вечернего отделения». Заметим, что члены деления являются видовыми понятиями по отношению к делимому понятию. Поэтому наличие или отсутствие деления понятия проверяется с помощью проверочных суждений для отношения подчинения.
Деление понятия часто смешивается с другой операцией — мысленным расчленением предмета на элементы или составные части. Поскольку реальные отношения части и целого моделируются логическими отношениями несовместимости, то отличить операцию расчленения от операции деления понятия можно с помощью проверочных суждений: в случае деления осуществляется проверка для отношения подчинения, в случае расчленения — проверка для отношения несовместимости.
Например:
«Книги бывают научные и художественные».
Это пример деления понятия, потому
что всякая научная книга является книгой
и всякая художественная книга является
книгой. Возьмем другой пример: «Книга
состоит из пяти глав». В этом случае имеет
место расчленение предмета: глава книги
не есть книга.
ВИДЫ
ДЕЛЕНИЯ.
Различаются два вида деления понятий: по видоизменению признака и дихотомическое (двучленное).
При делении по видообразующему признаку предметы, входящие в объём делимого понятия, распределяются по группам, которые называются членами деления. Признак, по которому производится деление, называется основанием деления. Делимое понятие является родовым, а его члены являются видами данного рода.
Например, коммуникабельность как способность человека к общению с другими людьми подразделяется на деловое общение, воспитательное воздействие, диагностическую беседу и интимно - личностное общение. Здесь основание деления (т.е. признак деления) - виды общения.
Объём делимого понятия можно делить по разным основаниям, но при этом на каждом уровне деления должно браться лишь одно основание.
Например: «Мышцы в зависимости от места их расположения (первый признак) делят на мышцы головы, шеи, туловища, конечностей; в зависимости от формы (второй признак) делят на широкие, длинные, короткие, круговые; в зависимости от функций (третий признак) различают мышцы сгибатели, разгибатели, приводящие, отводящие, вращающие; в зависимости от направления деления ( четвертый признак) различают мышцы, перемещающие элементы тела внутрь и наружу»
Дихотомическое деление — это такое деление, при котором на всех этапах сохраняется единое основание деления и на каждом этапе выделяются только два члена деления, причем члены деления являются противоречащими понятиями.
При дихотомическом (двучленном) делении объем делимого понятия делится на два противоречивых понятия: А и не-А.
Например, люди делятся на верующих и атеистов ( т.е. неверующих); вещества делятся на органические и неорганические, гидродомкраты делятся на симметричные и несимметричные и т.д.
Иногда понятие не - А снова делится на В и не- В, затем не-В делится на С и не-С и т.д. От операции деления следует отличать мысленное расчленение целого на части.
Например: « Дом делится на комнаты, коридоры, крышу, крыльцо». Здесь показаны части дома, а не происходит деление домов на кирпичные и деревянные и т.д.
Произведем, например, деление понятия «понятие» по видоизменению признака. Сначала выберем основание деления — «объем понятия» и выделим члены деления — «единичные понятия», «общие понятия», «нулевые понятия». Затем полученные члены деления подвергнем новому делению, но по другому основанию, в качестве основания возьмем «содержание понятия». Получим: общие понятия делятся на конкретные и абстрактные, единичные понятия делятся на конкретные и абстрактные, нулевые понятия делятся на конкретные и абстрактные и т.д.(рис.1).
Рис.1
Рассмотрим пример дихотомического деления. Делимое понятие — «формы мышления», основание деления — «структура». На первом этапе выделяем два противоречащих понятия — члена деления — «понятие» и «непонятие». Затем отрицательный член первого этапа деления подвергаем последующему двучленному делению, получаем «суждение» и «несуждение», далее отрицательный член второго этапа подвергаем двучленному делению, получаем «умозаключение» и «неумозаключение» и т.д., пока не исчерпаем объем понятия «формы мышления» (рис. 2).
Рис.2
Для
построения развернутых классификаций
обычно используется деление по видоизменению
признака. При таком делении трудно перечислить
все члены, так как деление на каждом этапе
проводится по разным основаниям. В качестве
вспомогательного приема используется
дихотомия. Это более простая операция,
поскольку на протяжении всего деления
используется только одно основание, а
члены деления на каждом этапе являются
противоречащими понятиями и, следовательно,
в совокупности исчерпывают объем делимого
понятия. Дихотомическое деление часто
применяется в целях регистрации, например
улик, когда нужно учесть все предметы
и ничего не пропустить. Оно широко применяется
в юридической практике.
ПРАВИЛА
ДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ.
Существует
несколько логических правил деления.
Нарушение хотя бы одного из них приводит
к тому, что объем понятия не раскрывается,
и деление не достигает своей цели, являясь
неверным. Рассмотрим эти правила и ошибки,
возникающие при их нарушении.
1. Деление должно проводиться по одному основанию, то есть при делении понятия следует придерживаться только одного выбранного признака.
Например, в делении «Люди бывают мужчинами, женщинами и учи-
телями» используются два разных основания — пол и профессия, что недопустимо.
Ошибка,
возникающая при нарушении
Например,
в делении «Люди бывают мужчинами,
женщинами, китайцами и блондинами», как
видим, используются три различных основания
— пол, национальность и цвет волос, что,
конечно же, тоже является ошибкой.
2. Деление должно быть полным, то есть надо перечислить все возможные результаты деления (суммарный объем всех результатов деления должен быть равен объему исходного делимого понятия).
Например, деление «Учебные заведения бывают начальными и средними» является неполным, так как не указан еще один результат деления — высшие учебные заведения.
Но как быть, если надо перечислять не два или три, а десятки или сотни результатов деления. В этом случае можно употреблять понятия: «и другие», «и прочие», «и так далее», «и тому подобные», которые будут включать в себя не перечисленные результаты деления.
Например:
«Люди бывают русскими, немцами, китайцами,
японцами и представителями других национальностей».
3. Результаты деления не должны пересекаться, то есть понятиям, представляющим собой результаты деления, следует быть несовместимыми, их объемы не должны иметь общих элементов (на схеме Эйлера круги, обозначающие результаты деления, не должны соприкасаться, располагаясь отдельно друг от друга).
Например,
в делении Страны мира делятся на северные,
южные, восточные и западные» допущена
ошибка — пересечение результатов деления.
На первый взгляд, приведенное в качестве
примера деление кажется безошибочным:
оно проведено по одному основанию (сторона
света) и является полным (все стороны
света перечислены). Чтобы увидеть ошибку
в данном делении, надо рассуждать так.
Возьмем какую-нибудь страну, например,
Канаду, и ответим на вопрос — является
ли она северной? Конечно, является, так
как расположена в северном полушарии
Земли. Теперь ответим на вопрос, является
ли Канада западной страной? Да, потому
что она расположена в западном полушарии
Земли. Таким образом, получается, что
Канада — одновременно и северная, и западная
страна, то есть она является общим элементом
объемов понятий «северные страны» и «западные
страны», а значит эти понятия пересекаются.
То же самое можно сказать и относительно
понятий «южные страны» и «восточные страны».
На схеме Эйлера результаты деления из нашего примера будут располагаться так:
Вспомним,
каждая классификация построена
таким образом, что любой элемент,
попадающий в одну ее группу (часть,
вид), ни в коем случае не попадает в другие.
Это и есть следствие непересечения результатов
деления или их взаимоисключения при составлении,
какой угодно классификации.
4. Деление должно быть последовательным, то есть не допускающим пропусков и скачков.
Рассмотрим следующее деление: «Леса бывают хвойными, лиственными, смешанными и сосновыми». Явно лишним здесь выглядит понятие «сосновые леса, в силу чего допущенная в делении ошибка напоминает подмену основания (первое правило). Однако основание в данном случае не меня- лось: деление было проведено по одному и тому же основанию — тип древесных листьев. Подмена основания присутствует в таком, например, делении: «Леса бывают хвойными, лиственными, смешанными, подмосковными и таежными». (Деление проведено по двум разным основаниям — тип древесных листьев и географическое местонахождение леса). Вернемся к нашему первому примеру. Правильно было бы разделить леса на хвойные, лиственные и смешанные, а потом произвести второе деление — разделить хвойные леса на сосновые и еловые. Таким образом, надо было совершить два последовательных деления, а в приведенном примере второе деление пропущено, через него как бы перескочили, в результате чего два деления смешались в одно. Такая ошибка называется скачком в делении. Еще раз отметим, что скачок в делении не следует путать с подменой основания. Например, в делении «Учебные заведения бывают начальными, сред- ними, высшими и университетами «присутствует скачок, а в делении «Учебные заведения бывают начальными, средними, высшими и коммерческими» допущена подмена основания.
Еще несколько примеров правильного деления, а также деления, в котором нарушены рассмотренные правила и допущены различные ошибки:
а) «Транспорт бывает наземным, подземным, водным, воздушным, общественным и личным (подмена основания);
б) «По темпераменту люди делятся на сангвиников, меланхоликов, флегматиков и холериков (пересечение результатов деления);
в) «Геометрические фигуры делятся на плоские, объемные, треугольники и квадраты» (скачок в делении);
г) «Отбор в живой природе бывает искусственным или естественным» (правильное деление);
д) «Художественные романы бывают приключенческими, детективными, фантастические, историческими, любовными и другими» (пересечение результатов деления);
е) «3апоминания бывают произвольными и непроизвольными» (правильное деление — дихотомическое);
ж) «Математические действия делятся на сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень, извлечение корня и нахождение логарифма» (правильное деление);