Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 00:47, доклад
Специфика научной психофизиологии заключается в том, что она для накопления своих данных использует целый арсенал научных методов. Большую роль играет и то, каким путем получено то или иное знание. Лев Семенович Выготский (1896 – 1934) выразил это в следующей лаконичной формуле: факты, полученные с помощью разных познавательных принципов, суть разные факты. Взаимосвязь полученных в исследовании фактов с предварительными представлениями исследователя об изучаемых феноменах и, соответственно, с используемыми методами можно проследить во всех психофизиологических направлениях. Поэтому проблема методологии (средств) психофизиологического познания является одной из самых существенных и обсуждаемых проблем.
Специфика научной психофизиологии заключается в том, что она для накопления своих данных использует целый арсенал научных методов. Большую роль играет и то, каким путем получено то или иное знание. Лев Семенович Выготский (1896 – 1934) выразил это в следующей лаконичной формуле: факты, полученные с помощью разных познавательных принципов, суть разные факты. Взаимосвязь полученных в исследовании фактов с предварительными представлениями исследователя об изучаемых феноменах и, соответственно, с используемыми методами можно проследить во всех психофизиологических направлениях. Поэтому проблема методологии (средств) психофизиологического познания является одной из самых существенных и обсуждаемых проблем.
Существует несколько
взглядов на классификацию методов
психофизиологического
- метод непосредственного
наблюдения профессиональной
- трудовой метод –
участие самого исследователя
(психолога, физиолога) в
В связи с трудностью применения этих методов к ним прилагаются вспомогательные методы и средства:
- измерения различных параметров процесса труда;
- алгоритмический способ
описания трудовой
- анализ продуктов трудовой деятельности;
- анализ ошибочных действий, несчастных случаев и аварий;
- экспериментально-
Второй блок раздела А содержит разновидности метода опроса:
- беседа;
- устный опрос (интервью);
- письменный опрос (анкета);
- биографические и
- метод обобщения независимых характеристик.
Третий блок методов раздела А – это анализ различной производственной документации. Он помогает в работе с методами из I и II блока. Далее в классификации методов идет раздел Б, содержащий виды экспериментальных методик.
Лабораторный эксперимент:
- абстрактный;
- модель отдельных элементов трудового процесса;
- модели профессиональной деятельности в целом;
- реальная трудовая
- метод тестов;
- производственный эксперимент
– внесение разнообразных
К разделу В Котелова относит разнообразные статистические методы работы с данными. Этот раздел динамично связывает разделы А и Б.
Е. А. Климов в своей классификации
методов психофизиологии к уже
перечисленным эмпирико-
- методы построения теории;
- методы построения простых
и сложных теоретических
- методы интерпретации;
- номологизации;
- определения;
- верификации;
- доказательства;
- объяснения.
Остановимся подробнее на опросных методах.
Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет. Существуют три основных типа анкет, применяемых в психофизиологии:
- это анкеты, составленные
из прямых вопросов и
- это анкеты селективного
типа, где испытуемым на каждый
вопрос анкеты предполагается
несколько готовых ответов;
- это анкеты шкалы;
при ответе на вопросы анкет-
5 – да;
4 – скорее да, чем нет;
3 – затрудняюсь ответить;
2 – скорее нет, чем да;
1 – нет.
Меду этими тремя типами анкет не существует принципиальных различий, все они являются лишь модификациями метода анкетирования. Однако если использование анкет, содержащих прямые (а тем более косвенные) вопросы, требует предварительного качественного анализа ответов, что значительно затрудняет использование количественных способов обработки и анализа получаемых данных, то анкеты-шкалы являются наиболее формализованным типом анкет, так как они позволяют проводить более точный количественный анализ данных анкетирования.
Бесспорным достоинством метода анкетирования является быстрое получение массового материала, что позволяет проследить ряд общих изменений. Недостатком метода анкетирования является то, что он позволяет вскрывать, как правило, только самый верхний слой факторов: материалы, полученные при помощи анкет и вопросников (составленных из прямых вопросов к испытуемым), не могут дать исследователю представления о многих закономерностях и причинных зависимостях, относящихся к психофизиологии. Анкетирование – это средство первой ориентировки, средство предварительной разведки. Чтобы компенсировать отмеченные недостатки анкетирования, применение этого метода следует сочетать с использованием более содержательных исследовательских методов, а также проводить повторные анкетирования, маскировать от испытуемых подлинные цели опросов и т. д.
Беседа – специфичный для психофизиологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психофизиологические особенности другого, называется методом беседы. Чаще беседа используется все же в психологии, чем в физиологии профессиональной деятельности. Психологи различных школ и направлений широко используют ее в своих исследованиях. Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т. д., и на последнем этапе – в форме постэкспериментального интервью. Исследователи различают клиническую беседу, составную часть которой «клинического метода», и целенаправленный опрос «лицом к лицу» - интервью. Содержание бесед можно протоколировать полностью или выборочно в зависимости от конкретных целей исследования. При составлении полных протоколов бесед удобно пользоваться магнитофоном. Соблюдение всех необходимых условий проведения беседы, включая сбор предварительных сведений об испытуемых, делает этот метод очень эффективным средством психологического исследования. Поэтому желательно, чтобы беседа проводилась с учетом данных, полученных при помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование. В этом случае в ее цели может входить проверка предварительных выводов, вытекающих из результатов психологического анализа и полученных при использовании данных методов первичной ориентировки в исследуемых психологических особенностях испытуемых.
Информация о работе Классификация методов психофизиологического исследования