Классификация методов психофизиологического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 00:47, доклад

Описание работы

Специфика научной психофизиологии заключается в том, что она для накопления своих данных использует целый арсенал научных методов. Большую роль играет и то, каким путем получено то или иное знание. Лев Семенович Выготский (1896 – 1934) выразил это в следующей лаконичной формуле: факты, полученные с помощью разных познавательных принципов, суть разные факты. Взаимосвязь полученных в исследовании фактов с предварительными представлениями исследователя об изучаемых феноменах и, соответственно, с используемыми методами можно проследить во всех психофизиологических направлениях. Поэтому проблема методологии (средств) психофизиологического познания является одной из самых существенных и обсуждаемых проблем.

Работа содержит 1 файл

Методы психофизиологических исследований.docx

— 17.00 Кб (Скачать)

Классификация методов психофизиологического  исследования

 

Специфика научной психофизиологии заключается в том, что она для накопления своих данных использует целый арсенал научных методов. Большую роль играет и то, каким путем получено то или иное  знание. Лев Семенович Выготский (1896 – 1934) выразил это в следующей лаконичной формуле: факты, полученные с помощью разных познавательных принципов, суть разные факты. Взаимосвязь полученных в исследовании фактов с предварительными представлениями исследователя об изучаемых феноменах и, соответственно, с используемыми методами можно проследить во всех психофизиологических направлениях. Поэтому проблема методологии (средств) психофизиологического познания является одной из самых существенных и обсуждаемых проблем.

Существует несколько  взглядов на классификацию методов  психофизиологического исследования. Ю. В. Котелова приводит следующую классификацию методов психофизиологии профессиональной деятельности. Она разделяет всё разнообразие методов на три больших раздела А, Б и В. Раздел А, в свою очередь, подразделяется на три блока. К первому относятся различные варианты метода наблюдения:

- метод непосредственного  наблюдения профессиональной деятельности;

- трудовой метод –  участие самого исследователя  (психолога, физиолога) в конкретном  виде труда.

В связи с трудностью применения этих методов к ним прилагаются  вспомогательные методы и средства:

- измерения различных  параметров процесса труда;

- алгоритмический способ  описания трудовой деятельности;

- анализ продуктов трудовой  деятельности;

- анализ ошибочных действий, несчастных случаев и аварий;

- экспериментально-психологические   и физиологические пробы в  ходе протекания профессиональной  деятельности.

Второй блок раздела А содержит разновидности метода опроса:

- беседа;

- устный опрос (интервью);

- письменный опрос (анкета);

- биографические и автобиографические  данные (психологический анализ);

- метод обобщения независимых  характеристик.

Третий блок методов раздела А – это анализ различной производственной документации. Он помогает в работе с методами из  I и II блока. Далее в классификации методов идет раздел Б, содержащий виды экспериментальных методик.

Лабораторный эксперимент:

- абстрактный;

- модель отдельных элементов  трудового процесса;

- модели профессиональной  деятельности в целом;

- реальная трудовая деятельность  в условиях лаборатории;

- метод тестов;

- производственный эксперимент  – внесение разнообразных изменений  в оборудование, технологию, приёмы, темп и ритм работы.

К разделу В Котелова относит разнообразные статистические методы работы с данными. Этот раздел динамично связывает разделы А и Б.

Е. А. Климов в своей классификации  методов психофизиологии к уже  перечисленным эмпирико-познавательным методам из классификации Ю. В. Котеловой добавляет:

- методы построения теории;

- методы построения простых  и сложных теоретических объектов;

- методы интерпретации;

- номологизации;

- определения;

- верификации;

- доказательства;

- объяснения.

Остановимся подробнее на опросных методах.

Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет. Существуют три основных типа анкет, применяемых в психофизиологии:

- это анкеты, составленные  из прямых вопросов и направленные  на выявление осознаваемых качеств  испытуемых;

- это анкеты селективного  типа, где испытуемым на каждый  вопрос анкеты предполагается  несколько готовых ответов; задачей  испытуемых является выбор наиболее  подходящего ответа;

- это анкеты шкалы;  при ответе на вопросы анкет-шкал  испытуемый должен не просто  выбрать наиболее правильный  из готовых ответов, а прошкалировать (оценить в баллах) правильность из предложенных ответов. Так, например, вместо ответов «да» или «нет» испытуемым можно предложить пятибалльную шкалу ответов:

5 – да;

4 – скорее да, чем нет;

3 – затрудняюсь ответить;

2 – скорее нет, чем  да;

1 – нет.

Меду этими тремя типами анкет не существует принципиальных различий, все они являются лишь модификациями метода анкетирования. Однако если использование анкет, содержащих прямые (а тем более косвенные) вопросы, требует предварительного качественного анализа ответов, что значительно затрудняет использование количественных способов обработки и анализа получаемых данных, то анкеты-шкалы являются наиболее формализованным типом анкет, так как они позволяют проводить более точный количественный анализ данных анкетирования.

Бесспорным достоинством метода анкетирования является быстрое  получение массового материала, что позволяет проследить ряд  общих изменений. Недостатком метода анкетирования является то, что он позволяет вскрывать, как правило, только самый верхний слой факторов: материалы, полученные при помощи анкет  и вопросников (составленных из прямых вопросов к испытуемым), не могут  дать исследователю представления  о многих закономерностях и причинных зависимостях, относящихся к психофизиологии. Анкетирование – это средство первой ориентировки, средство предварительной разведки. Чтобы компенсировать отмеченные недостатки анкетирования, применение этого метода следует сочетать с использованием более содержательных исследовательских методов, а также проводить повторные анкетирования, маскировать от испытуемых подлинные цели опросов и т. д.

Беседа – специфичный для психофизиологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психофизиологические особенности другого, называется методом беседы. Чаще беседа используется все же в психологии, чем в физиологии профессиональной деятельности. Психологи различных школ и направлений широко используют ее в своих исследованиях.  Беседа включается как дополнительный метод в структуру эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т. д., и на последнем этапе – в форме постэкспериментального интервью. Исследователи различают клиническую беседу, составную часть которой «клинического метода», и целенаправленный опрос «лицом к лицу» - интервью. Содержание бесед можно протоколировать полностью или выборочно в зависимости от конкретных целей исследования. При составлении полных протоколов бесед удобно пользоваться магнитофоном. Соблюдение всех необходимых условий проведения беседы, включая сбор предварительных сведений об испытуемых, делает этот метод очень эффективным средством психологического исследования. Поэтому желательно, чтобы беседа проводилась с учетом данных, полученных при помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование. В этом случае в ее цели может входить проверка предварительных выводов, вытекающих из результатов психологического анализа и полученных при использовании данных методов первичной ориентировки в исследуемых психологических особенностях испытуемых.


Информация о работе Классификация методов психофизиологического исследования