Классическая концепция стресса Г. Селье и ее развитие

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Концепция стресса впервые была сформулирована в 1936 г. канадским физиологом Гансом Селье. Он ее разработал, проверил в экспериментах на животных и сделал попытку построить новую единую теорию медицины. Концепция Г. Селье [6] оказала большое влияние на различные направления науки о человеке — медицину, психологию, социологию и другие области знаний. Предпосылкой возникновения и широкого распространения учения о стрессе можно считать возросшую актуальность проблемы защиты человека от воздействия неблагоприятных факторов внешней среды. Сегодня представители самых разных научных дисциплин весьма интенсивно исследуют стресс и его значение для больного и здорового человека.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3
1. Концепция Г.Селье о стрессе…………………………………………………4
2.Эмоциональный стресс……………………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованной литературы………………………………………….20

Работа содержит 1 файл

психология стресса Г.Селье.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

Филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский  институт          внешнеэкономических связей, экономики  и права»                                                  в г.Калининграде

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Психология стресса»

на тему: «Классическая концепция стресса Г. Селье и ее развитие.»

 

 

Студентка 2 курса

Гуманитарного факультета

Группы 76-БП

Лановой Карины Сергеевны

  

Преподаватель

Ст. преп.  Журавлева О.О

 

 

 

 

 

 

 

Калининград, 2012

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………………….......3

1. Концепция Г.Селье о стрессе…………………………………………………4

2.Эмоциональный стресс……………………………………………………….12

Заключение……………………………………………………………………….18

Список использованной литературы………………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

XX век характеризуется бурным развитием науки. Еще в начале века в учебниках физики писали, что атом неделим. Однако в скором времени атом был расщеплен, в результате чего была освобождена огромная энергия, которая преобразила мир (атомная бомба, атомная электростанция). Телевидение из фантастики стало реальностью, продолжается интенсивная компьютеризация всех отраслей народного хозяйства, активно осваиваются Мировой океан, космос, полярные области планеты, пустыни и горы, все чаще и чаще в различных уголках мира возникают военные конфликты.

И в этом непредсказуемом  мире человечество все чаще сталкивается с воздействием экстремальных условий  жизнедеятельности, то есть со стрессами, которые и вызывают различные  срывы высшей нервной деятельности в виде неврозов и неврозоподобных состояний.

Сегодня представители  самых разных научных дисциплин  весьма интенсивно исследуют стресс и его значение для больного и  здорового человека.

Стресс многолик в  своих проявлениях. Он может спровоцировать начало практически любого заболевания. В связи с этим в настоящее время растет потребность в расширении наших знаний о стрессе и способах его предотвращения и преодоления.

Однако это вовсе  не значит, что стресс является только злом, с которым надо бороться и  которое надо избегать в нашей  жизни. Стресс, как указывал Г. Селье [6], «является не только злом, не только бедой, но является и великим благом, ибо без стрессов различного характера наша жизнь была бы похожа на какое-то бесцветное прозябание»[6, с.12].

 

 

 

1. Концепция Г.Селье о стрессе.

Концепция стресса впервые  была сформулирована в 1936 г. канадским  физиологом Гансом Селье. Он ее разработал, проверил в экспериментах на животных и сделал попытку построить новую  единую теорию медицины. Концепция Г. Селье [6] оказала большое влияние на различные направления науки о человеке — медицину, психологию, социологию и другие области знаний. Предпосылкой возникновения и широкого распространения учения о стрессе можно считать возросшую актуальность проблемы защиты человека от воздействия неблагоприятных факторов внешней среды.

Сегодня представители  самых разных научных дисциплин  весьма интенсивно исследуют стресс и его значение для больного и  здорового человека.

Стресс, по мнению Г. Селье  [6], многолик: это не только повреждения и болезни, «но и важнейший инструмент тренировки и закаливания, ибо стресс помогает повышению сопротивляемости организма, тренирует его защитные механизмы» Г. Селье [6, с. 24]. В этом, естественно, состоит положительная роль стресса, его важное социальное значение. Стресс является нашим верным союзником в непрекращающейся адаптации организма к любым изменениям в окружающей нас среде. Поэтому правильное понимание положительных и отрицательных сторон стресса, их адекватное использование или предотвращение играют важную роль в сохранении здоровья человека, создании условий для проявления его творческих возможностей, плодотворной и эффективной трудовой деятельности.

Что такое стресс?

Стресс — в своем  первозданном значении обозначает реакцию  человека на любое сильное внешнее  или внутреннее раздражение, которое превысило определенный предел выносливости организма.

К таким раздражителям  относятся условия окружающей среды, к которым приходилось приспосабливаться  человеку на протяжении всей его эволюции. Для первобытного человека стрессами являлись голод, жажда, холод, жара, болезни, схватки с дикими зверями. Реакция человеческого организма на стресс в общем виде состояла в быстрой мобилизации энергетических резервов для противостояния возможной гибели.

Несмотря на свою тысячелетнюю историю, биологические основы реагирования организма человека на экстремальные условия мало изменились. Сегодня, как и много тысяч лет тому назад, человек отвечает на сложные жизненные ситуации мгновенной реакцией нервной системы, быстро мобилизующей эндокринный аппарат, внутренние системы организма и соответствующие энергетические и пластические ресурсы.

Человеческому организму  свойственно и воспринимать стрессы  и реагировать на них.

Нарушение ритма между  напряжением и расслаблением, конфликты  на работе и дома, длящиеся продолжительное время, а также воздействие других раздражителей, к которым человек или не может биологически адаптироваться или адаптируется с трудом, приводят к возникновению определенных заболеваний.

Не только избыток  раздражителей, но и их нехватка также могут действовать на человека как негативный стрессор. Сюда относятся: монотонность, скука, одиночество, изоляция.

В цивилизованном обществе у определенной части людей нарушено взаимодействие между стрессором и  соответствующей реакцией. Длительность подобных нарушений может также привести к серьезным заболеваниям.

В настоящее время  ни у кого не вызывает сомнения то обстоятельство, что стресс играет существенную роль в развитии ишемической болезни  сердца, гипертонической болезни, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, язвенного колита, бронхиальной астмы, кожных заболеваний, различных иммунных и аллергических заболеваний, не говоря уже о многих пограничных психических расстройствах.

 Подтверждением сказанного  может служить высказывание академика Н. Ланге [8] о том, что «многие из перечисленных выше заболеваний на своей первоначальной стадии являются сугубо функциональными расстройствами» [8, с. 111]. На практике удалось добиться полного излечения большинства этих болезней на начальных стадиях психотерапевтическими методами.

Адаптационные возможности  организма человека очень высоки, но не беспредельны. Причем уровень  адаптации у каждого человека индивидуален.

Стресс встает на пути самых сильных и самых слабых. Один человек его выдерживает, приспосабливаясь к нему, другого он ломает. Некоторых «стресс» закаляет, и они становятся еще крепче.

Что же позволяет организму  человека приспособиться к непривычным, чрезвычайным, экстремальным условиям? И существует ли реальная возможность  повысить жизнестойкость каждого человека?

Прошло уже более  полувека с момента введения Г. Селье [6] термина «стресс», он включен во многие медицинские справочники, энциклопедии, словари, учебники. Слово «стресс» стало привычным в лексиконе каждого человека.

В 1936 г. в журнале «Nature» от 4 июля была напечатана небольшая заметка молодого канадского ученого Г. Селье [6] под названием «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами». Это и было началом созданной им концепции стресса.

Термин «stress» в переводе с английского языка на русский означает давление, нажим, напряжение и был впервые введен в медицину Г. Селье [6].

Г. Селье [6] (1907-1982) — врач по образованию, ученый-биолог с мировым именем, был директором института экспериментальной медицины и хирургии, который назывался с 1976 года Международным институтом стресса.

Г.Селье [6] получил образование на медицинском факультете Пражского университета, после чего продолжил учебу в Риме и Париже. Вынужденный эмигрировать из предвоенной Европы за океан, он в 1932 г. обосновался в Канаде, там и была сформулирована универсальная концепция стресса.

При изучении механизмов стресса Г. Селье [6] выявил роль гормонов в стрессорных реакциях и тем самым установил их участие в неэндокринных заболеваниях.

Великий французский ученый К. Бернар [8] во второй половине XIX века — задолго до появления работ Г. Селье [6] — впервые четко указал на то, что внутренняя среда живого организма должна сохранять постоянство при любых колебаниях внешней среды.

50 лет спустя американский физиолог Д. Кеннон [5] ввел термин «гомеостаз». Он обратил внимание на то, что при голоде, страхе, ярости, действии болевых раздражителей усиливается дыхание, учащается сердцебиение, повышается артериальное давление, что увеличивает насыщение крови кислородом и облегчает его доставку к органам и тканям. Эти реакции носят неспецифический характер и способствуют сохранению постоянства внутренней среды или гомеостаза.

В 1926 Г. Селье [6] на втором курсе медицинского факультета впервые столкнулся с проблемой стереотипного ответа организма на любую серьезную нагрузку. Он заинтересовался, почему у больных, страдающих разными болезнями, так много одинаковых признаков и симптомов. И при больших кровопотерях, и при инфекционных заболеваниях, и в случаях запущенных форм рака наблюдались общие симптомы недомогания, потери аппетита и мышечной силы, апатия, слабость, снижение массы тела, болезненный внешний вид и т.д. В дальнейшем эта концепция была забыта на целых десять лет, и только в 1936 Г. Селье [6] вновь вернулся к проблеме «синдрома болезни».

Эксперименты на животных показали, что изменения внутренних органов, вызванные инъекцией вытяжек  из желез, аналогичны изменениям, отмеченным при инфекциях, травмах, кровотечениях, нервном возбуждении, при воздействии  холода и жары и многих других раздражителей. Эта реакция была впервые описана Г. Селье [6] в 1936 г. как «синдром, вызываемый различными вредными агентами» [6, с.114], впоследствии получивший известность как общий адаптационный синдром, или синдром биологического стресса.

Г. Селье [6] развитие стресса во времени разделил на три стадии:

1) реакция тревоги;

2) стадия резистентности;

3) стадия истощения.

Для реакции тревоги, по мнению Г. Селье [6], характерно уменьшение размеров тимуса, селезенки и лимфатических узлов, количества жировой ткани, появление язв желудка и 12-перстной кишки, кишечника, исчезновение эозинофилов в крови и гранул липидов в надпочечниках. Под воздействием чрезвычайно сильных агрессоров организм может погибнуть уже на стадии тревоги.

Если адаптационные способности организма могут противодействовать влиянию стрессора, то наступает стадия резистентности, которая характеризуется практически полным исчезновением признаков реакции тревоги; уровень сопротивляемости организма значительно выше обычного. Если же агрессор слабый или краткосрочный по времени действия, то стадия резистентности сохраняется длительное время, и организм приспосабливается, приобретая новые свойства.

Если стрессорный фактор является сильным или же действует продолжительное  время, развивается стадия истощения. Вновь появляются признаки реакции тревоги, но теперь эти изменения необратимы, что приводит к гибели организма.

Эксперименты на лабораторных животных показали, что способность организма  к адаптации не безгранична.

Даже в тех благополучных случаях, когда происходит полная стабилизация биологических процессов в организме, при повторении тех или иных стрессовых ситуаций рано или поздно механизмы адаптации в той или иной степени нарушаются, что и влечет за собой стойкие и разнообразные симптомы различных болезненных состояний.

После того как Г.Селье [6] сформулировал понятие синдрома биологического стресса, были выявлены ранее неизвестные биохимические и структурные изменения организма в ответ на неспецифический стресс. Врачи особое внимание обращали на биохимические сдвиги в организме и на нервные реакции. По мнению Г. Селье [6], важную роль в реакциях стресса играют гормоны. Экстренное выделение адреналина — это лишь одна сторона острой фазы первоначальной реакции тревоги в ответ на действие стресса. Для поддержания гомеостаза, то есть стабильности организма, столь же важна связь гипоталамус — гипофиз — кора надпочечников, с которой сопряжено развитие многих болезненных явлений.

Стрессор возбуждает гипоталамус (отдел промежуточного мозга), продуцируется вещество, дающее сигнал гипофизу выделять в кровь адренокортикотропный гормон (АКТГ), под влиянием которого корковый слой надпочечников секретирует кортикоиды. Это приводит к сморщиванию вилочковой железы и многим другим сопутствующим изменениям — атрофии лимфатических узлов, торможению воспалительных реакций и продуцированию глюкозы. Другая типичная черта стрессовой реакции — образование язвочек в желудочно-кишечном тракте. Их возникновению способствует высокое содержание кортикоидов в крови, но в их появлении также играет активную роль автономная нервная система.

Информация о работе Классическая концепция стресса Г. Селье и ее развитие