Клара Самойловна Лебединская

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 02:49, реферат

Описание работы

Клара Самойловна Лебединская - (1925 г. - 9 апреля 1993 г.) детский психиатр и дефектолог,создатель классификации ЗПР по этиопатогенетическому принципу, организатор при НИИ Дефектологии первой в нашей стране группы специал истов, осуществляющую комплексную помощь детям с аутизмом, ученица основателя отечественной детской психиатрии Груни Ефимовны Сухаревой[Биография

Работа содержит 1 файл

Клара Самойловна Лебединская.docx

— 9.51 Кб (Скачать)

    • Клара Самойловна Лебединская - (1925 г. - 9 апреля 1993 г.) детский психиатр и дефектолог,создатель классификации ЗПР по этиопатогенетическому принципу, организатор при НИИ Дефектологии первой в нашей стране группы специал истов, осуществляющую комплексную помощь детям с аутизмом, ученица основателя отечественной детской психиатрии Груни Ефимовны Сухаревой[Биография

    К. С. Лебединская  родилась в 1925 году в Харькове, в 1926 семья переехала в Москву. В 1941 году она заканчивает 9 классов школы. C началом Великой Отечественной войны семья эвакуируется, в эвакуации Клара Самойловна теряет отца. Она начинает работать на авиационном заводе контролером, затем мастером отдела технического контроля. За работу в 1945 г. награждена медалью «За победу над фашистской Германией».

    С 1946 по 1955 год обучается в 1-ом Московском Медицинском Институте, на специальносте «лечебное дело» После окончания института три года работает ординатором в Яхромской психиатрической больнице.

    С 1955 по 1957 год  она поступает в клиническую  ординатуру Московского Научно-исследовательского института психиатрии на кафедру психозов детского возраста к Груне Ефимовне Сухаревой.[2]

    Защищает кандидатскую диссертацию по детской психоэндокринологии, которая затем становится основой  для вышедшей в 1969 году монографии «Нарушения психического развития при патологии  темпа полового созревания»

    С 1961 по 1973 работает в Центральном Институте усовершенствования врачей.

    С 1973 года возглавляет  сектор клинико-генетического изучения аномальных детей НИИ Дефектологии АПН СССР.

    В конце 70-х - начале 80-х годов Клару Самойловну все  больше интересует проблеме детского аутизма. В 1978 она создает при НИИ Дефектологии группу специалистов исследующих эту проблему и оказывающих практическую помощь детям с аутизмом. В 1992 году К.С. Лебединская обобщает свои исследования по этому вопросу в докторской диссертации - "Нарушения эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема".

    9 апреля 1993 после  тяжёлой болезни К. С. Лебединская  скончалась . Похоронена, на Введенском кладбище.

    Научный вклад

    Кандидатская  диссертация и передшествующий  цикл работ положили начало новому направлению в отечественной  науке – детской психоэндокринологии. Эти исследования обобщены в вышедшей в 1969 году монографии «Нарушения психического развития при патологии темпа  полового созревания».[1]

    Первоначально научные интересы Лебединской касаются в основном 2х направлений - это  эмоциональная сфера детей и  подростков, страдающих умственной отсталостью  и психопатология задержки психического развития. Результатом этой работы становятся труды по диагностике и коррекция нарушений поведения у подростков, страдающих олигофренией, описание различных вариантов патологии подростковых кризов, разрабатывается классификация Лебединской ЗПР по этиопатогенетическому принципу и критерии дифференциальной диагностики детей с ЗПР[3].

    В конце 70-х - начале 80-х годов К. С. Лебединскую все  больше интересует проблема детского аутизма, и в 1978 году она создает  при НИИ Дефектологии первую в  нашей стране группу специализирующуюся на изучении этой проблемы и оказании комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям с аутизмом.

    Наиболее известные  ученики К. С. Лебединской работающие в этом направлении - Никольская О.C., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. До сих  пор они являются ведущими специалистами  в нашей стране по этому вопросу. Под ее руководством и на основе разработанной В. В. Лебединским  клинико-психологической классификации  дизонтогенеза создается концепция  понимания закономерностей развития аутизма, способы коррекции этого  нарушения, начинаются научные разработки проблемы. Последней монографией  Клары Самойловны стала «Диагностика раннего детского аутизма» (1991г.). В  ней изложены основы средств ранней диагностики и ранней коррекции  аутизма. В 1992 году К.С. Лебединская  завершает свое обобщающее исследование, оформленное как докторская диссертация - "Нарушения эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема"

    Труды

    • Психические особенности детей с ускоренным и задержанным созреванием церебрального генеза: Дисc. канд. мед. наук. М., 1964.
    • Психические особенности детей с патологией темпа полового созревания. Монография. М.: Медицина, 1969.
    • Проблема акцелерации и «трудные дети». // Дети с отклонениями в поведении. М., 1970.
    • Влияние пубертатной фазы развития на формирование клиники и течение шизофрении. // Г.Е. Сухарева
    • Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М.: Медицина, 1974.
    • Клиническая характеристика задержки психического развития. //Обзорный бюллетень Министерства просвещения и АПН СССР. Задержка психического развития и пути ее преодоления / Под ред. Т.А. Власовой. Москва, 1976.
    • Аномалии психической конституции в детском возрасте. // Оценка типов конституции у детей и подростков. М., 1976.
    • Психолого-педагогическая коррекция раннего детского аутизма. М.: Вестник Агентства печати Новости, 1978.
    • Клинические варианты психических нарушений у подростков, страдающих олигофренией. // Учащиеся вспомогательной школы / Под ред. В.А. Малинаускене и Э.Я. Альбрехт. М.: Педагогика, 1979.
    • Ранний детский аутизм (клинико-психологическая структура, медикаментозная и психолого-педагогическая коррекция). // Сборник научных трудов / Под ред. Т.А.Власовой, К.С.Лебединской, В.В.Лебединского. М.: АПН СССР, 1981.
    • Диагностика и коррекция нарушений поведения у подростков, страдающих олигофренией (методические рекомендации для педагогов-дефектологов, врачей вспомогательных школ). М.: Изд. Мин. просвещения СССР, 1981.
    • Клиническая характеристика раннего детского аутизма. // Ранний детский аутизм / Под ред. К.С. Лебединской, С.Д. Немировской, И.Д. Лукашевой. М., 1981.
    • Клиническая систематика задержки психического развития. // Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития у детей / Под ред. К.С. Лебединской. М.: Педагогика, 1982.
    • Задержка психического развития у детей. // Причины аномалий развития у детей. М.: Изд-во АПН СССР, 1984.
    • Ранний детский аутизм. // Причины аномалий развития у детей. М.: Изд-во АПН СССР, 1984. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. М.: Педагогика, 1988.
    • Дети с нарушениями общения. М.: Просвещение, 1989.
    • К.С. Лебединская, О.С. Никольская. Диагностика раннего детского аутизма. М.: Просвещение, 1991

Информация о работе Клара Самойловна Лебединская