Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 17:09, реферат
Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: вербальному и невербальному.
Ст.
Введение 3
1. Кинесические особенности невербального общения 5
2. Выражение лица (мимика) 7
3. Позы и жесты 13
Заключение 22
Список литературы
Новосибирский
государственный аграрный университет
Кафедра
менеджмента
РЕФЕРАТ
на тему
Кинесические
особенности общения
Студентка 2-го курса
факультета заочного образования
экономического отделения
группы 6
Мытникова Т.А.
шифр УБ
10232
Новосибирск
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Ст. | |
Введение | 3 |
1. Кинесические особенности невербального общения | 5 |
2. Выражение лица (мимика) | 7 |
3. Позы и жесты | 13 |
Заключение | 22 |
Список литературы | 23 |
ВВЕДЕНИЕ
Общение,
будучи сложным социально-
Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют - 7%, звуки интонации - 38%, неречевое взаимодействие - 53%.
Особенностью
невербального языка является то,
что его проявление обусловлено
импульсами нашего подсознания, и отсутствие
возможности подделать эти
Успех любого делового контакта в значительной мере зависит от умения устанавливать доверительный контакт с собеседником, а такой контакт зависит не столько от того, что вы говорите, сколько от того, как вы себя держите. Именно поэтому особое внимание следует обращать на манеру, позы и мимику собеседника, а также на то, как он жестикулирует.
Понимание языка мимики и жестов позволяет более точно определить позицию собеседника. Читая жесты, вы осуществляете обратную связь, которая играет определяющую роль в целостном процессе делового взаимодействия, а совокупность жестов является важной составной частью такой связи. Вы сможете понять, как встречено то, что вы говорите, - с одобрением или враждебно, открыт собеседник или замкнут, занят самоконтролем или скучает.
Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произвело на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить вас о том, следует ли изменить свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата.
Таким
образом, невербальные сообщения - необходимая
составляющая межличностной коммуникации.
Они являются индикаторами эмоциональных
состояний и показателями многообразных
отношений человека к окружающему миру.
В любой, даже сугубо официальной и деловой
ситуации присутствует и активно ее формирует
невербально выраженное отношение субъекта
общения к самой ситуации, к партнеру и
к себе самому.
1.
КИНЕСИЧЕЧКИЕ ОСОБЕННОСТИ
НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
Кинесика (др.-греч. κίνησις - движение) - совокупность телодвижений (жестов, мимики), применяемых в процессе человеческого общения (за исключением движений речевого аппарата).
Кинестика изучает отражение поведения человека в его невербальных проявлениях, к которым относятся мимика (движение мышц лица), пантомимика (движения всего тела), "вокальная мимика" (интонация, тембр, ритм, вибрато голоса), пространственный рисунок (зона, территория, собственность и перемещения), экспрессия (выразительность, сила проявления чувств, переживаний), которая может быть решающей в интерпретации произносимых высказываний.
Невербальные проявления, как произвольные, так и непроизвольные, первоначально являясь целесообразной реакцией в ситуациях защиты (неприятия, отторжения), нападения (приятия, присвоения), сосредоточения (ожидание, ритуалы и переходные состояния), в довербальный период эволюции человека были самостоятельным средством коммуникации, а в вербальном периоде закрепились в качестве полусознательного выразительного средства, сохранив функции предыдущих этапов.
Являясь для их исполнителя, например, средством удобства, мнимо целесообразными или делаемыми "просто так", для наблюдателя жесты предстают как символы специфического языка образов. Отсюда пошли такие выражения, как "обмяк", "собрался", "встал, как вкопанный" и др., впоследствии ставшие вербальными командами.
Значение жестов заключается в следующем - они дают дополнительную к вербальной информацию:
1. Психическое состояние партнера.
2. Его отношение к участникам контакта и к обсуждаемому вопросу.
3. Желания, выражаемые, без слов, или же остановленные сознанием (идеомоторика: захотел встать, но только дернулся).
4. Команды, не вошедшие в текст - то, что осталось на уме - рефлекторный багаж расчетов, выраженный в обобщенной символической форме.
5. Как правило, жесты выражают отношение не к любой, а к эмоционально значимой информации.
6. Обычно сначала появляется жест, а затем формулируется вывод, т.е., можно предсказывать характер вывода.
Причинами появления жестов также могут быть самые разные воздействия:
1. Мода, холод, чистота, особенности одежды, помещения, стула и т.д.
2. Партнер копирует жесты в данный момент присутствующего человека.
3. Рефлекторно подключены двигательные реакции из прошлых моделей, даже без связи (якобы) с состоянием, которое жест обозначает.
4. От слов, произнесенных в данный момент или раньше: если в подходящий момент группе людей сказать, например, "Тянет время", то кто-нибудь вытянет ноги или встанет, вытянется.
Но,
независимо от причин их появления, жесты
всегда - "знак возможного действия".
2.
ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА (МИМИКА)
Особая роль в передаче информации отводится мимике - движениям мышц лица (глаз, бровей, губ). Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10-15% информации.
Мы часто судим о характере и настроении человека по его мимике. Пытаясь понять и оценить человека, распознать его еще не проявившиеся психологические свойства, мы, в первую очередь, фокусируем внимание на его лице. При этом наше сознание опирается не столько на черты лица, сколько на выразительные движения — мимику, и это вполне оправданно. Достоверность физиогномических выводов спорна, но по выразительным признакам, возникшим в результате движений мускулатуры лица, мы с достаточно большой долей уверенности можем делать те или иные психологические выводы.
Многие мимические движения мы осуществляем сознательно, стремясь выразить или подчеркнуть то или иное настроение: улыбаемся в знак доброго отношения, хмурим брови, чтобы продемонстрировать недовольство и т. п. Однако во всех подобных случаях лицевые мышцы осуществляют те же самые движения, которые и без сознательного контроля выступают естественной реакцией на события.
Обычно эмоции ассоциируются с мимикой следующим образом.
Интерес. С первых дней жизни человека его интерес может проявляться одним-единственным мимическим движением в одной из областей лица - приподнятыми или слегка сведенными бровями, перемещением взгляда по направлению к объекту, слегка приоткрытым ртом или сжатием губ. Каждое из этих движений, как само по себе, так и в комбинациях, может свидетельствовать об интересе.
Радость - это одна из простейших эмоций с точки зрения мимического выражения. Простейшая улыбка возникает в результате сокращения всего одной пары мышц - скуловых. Сокращаясь, они оттягивают и слегка приподнимают уголки рта. Настоящая искренняя улыбка обычно вызывает сокращение круговых мышц глаза, от которых появляются легкие морщинки (так называемые «гусиные лапки»). Одновременное сокращение мышц глаза приподнимает щеки и создает легкий прищур.
Улыбка. Выделяют три типа улыбки: искреннюю, фальшивую и несчастно-жалобную.
Фальшивая улыбка имеет две разновидности. Она выражает не столько радость, сколько желание казаться веселым. С помощью притворной улыбки человек пытается скрыть от окружающих свои негативные эмоции.
Как отличить фальшивую улыбку от искренней? Фальшивой улыбке свойственна относительная пассивность круговых мышц глаза, в результате чего щеки почти не приподнимаются, отсутствуют характерные морщинки у внешних уголков глаз. При особой нарочитости улыбки, когда сокращение скуловых мышц достаточно заметно приподнимет щеки, ее бывает трудно отличить от настоящей улыбки.
Фальшивая улыбка бывает, как правило, асимметричной, с большим смещением в левую сторону у правшей. От искренней улыбки она отличается также продолжительностью: ее кульминационный период длится дольше обычного, период «развертывания», наоборот, короче. Поэтому фальшивая улыбка появляется на лице внезапно и так же внезапно исчезает, в отличие от истинной улыбки, которая угасает постепенно.
Несчастную
улыбку описывают, как улыбку, наложенную
поверх мимического выражения
Удивление. В момент удивления наш разум как будто становится пустым, все мыслительные процессы словно приостанавливаются. Именно поэтому реакция удивления не получает достаточного осмысления. Переживание этой эмоции напоминает легкий удар электрическим током: наши мышцы мгновенно сокращаются, и мы чувствуем легкое покалывание от проходящего по нервам разряда, которое заставляет нас вздрагивать. Испытывая удивление, мы не знаем, как реагировать на стимул — его внезапность порождает чувство неопределенности. Удивление легко распознается. Брови высоко подняты, в результате чего на лбу появляются продольные морщины, а глаза расширяются и округляются. Приоткрытый рот принимает овальную форму.
Печаль. У опечаленного человека внутренние концы бровей приподняты и сведены к переносице, глаза слегка сужены, а уголки рта опущены. Иногда можно наблюдать легкое подрагивание слегка выдвинутого подбородка. В зависимости от возраста человека и интенсивности переживаемой печали ее мимическое выражение может сопровождаться плачем. Мимически печаль держится в течение нескольких секунд, но ее переживание может длиться дольше. Обычно она, так или иначе, выдает себя, хотя ее признаки могут быть почти неуловимыми. Лицо выглядит поблекшим, лишенным мышечного тонуса, глаза кажутся тусклыми. Опечаленный человек разговаривает мало и неохотно, темп его речи замедлен.
Многие люди подавляют выражение печали, пытаясь улыбаться и сохранять невозмутимое, спокойное выражение лица, скрывать его под маской другой эмоции. Однако от взгляда внимательного наблюдателя не ускользнут проявления печали, даже если они мало выражены. В состоянии печали веки и уголки губ опускаются. Во время сближения бровей кожа между ними собирается в небольшие поперечные и вертикальные складки. При прищуренных глазах со взглядом, устремленным в пространство, лицо выражает размышление.
Гнев. Мимическое выражение гнева включает в себя весьма характерные сокращения лобных мышц и движения бровей. Брови опущены и сведены, кожа лба стянута, образуя на переносице или прямо над ней небольшое утолщение. При этом у взрослого человека между бровями пролегают глубокие вертикальные морщины. Отмечаются изменения и в области глаз. Из-за нависших бровей глаза сужаются и приобретают угловатую, заостренную форму. Взгляд при этом фиксируется на источнике раздражения или гнева, что указывает на направленность агрессии.